ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не вернуться ли к открытой исповеди?

04 мая 2009

Первые христиане каялись в своих грехах перед братьями по вере публично. Потом на смену публичному покаянию пришла индивидуальная исповедь. Сегодня никто, кроме священника, не знает, какие грехи лежат на совести того или иного прихожанина. Не порождает ли это безответственность? Может быть, надо вернуться к практике открытой исповеди? Юлия

Отвечает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храмов иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, духовник города Москвы:

- – В первые века христианская жизнь концентрировалась в общинах. Думаю, что отношения между членами общин были такими же тесными и близкими, как в семье, а общий уровень духовности намного превосходил наш. Если кто-то из общины совершал тяжкий проступок, он чувствовал себя оторванным от своей духовной семьи. И чтобы вернуться в семью, восстановить духовное общение с членами Церкви, нужно было принести публичное покаяние. Если вдуматься во все Апостольские послания, становится понятно, что вся эта попечительность основателей Церкви заключалась в озабоченности сохранить членов первохристианской Церкви в чистоте и цельности благовестия, принятого ими от Пастыреначальника Христа Спасителя. Отдельные примеры – – суровое прещение Анании и его жены Сапфиры апостолом Петром, отлучение от Церкви за грех кровосмешения апостолом Павлом членов Коринфской общины. И все это совершалось открыто перед лицом всех христиан. В дальнейшем, с обращением в христианство многих язычников, публичное покаяние теряет свою актуальность. Его признаки находим у отдельных святых отцов. Преподобный Иоанн Лествичник посвящает пятую главу своей "Лествицы" специально устроенной обители, получившей название "Темницы", в которую заключали себя имеющие на совести страшные преступления. Их покаянные подвиги были под контролем одного из великих подвижников, эта практика оставалась скрытой за стенами монастыря: "Слышал я, немощный, о чудном некотором и необычном состоянии и смирении осужденников, заключенных в особенной обители, называемой "Темницей", которая состояла под властью светила светил. Я просил его, чтобы он позволил мне посетить это место". И далее идет описание потрясающих душу картин, виденных им в обители: "Пришедше в сию обитель кающихся, я увидел "страну плачущих"... души столь уничиженные, сокрушенные и так угнетаемые тяготою греховного бремени, что они могли бы и самые камни привести в умиление своими словами и воплями к Богу" (Лествица 5, 5).

Очевидно, что публичное покаяние в последующие века не практиковалось. Его заменила индивидуальная исповедь не перед всем народом Божиим, а перед облеченным властью "вязать и решить" духовником или священнослужителем.

Вспоминается исключительный случай необычайного покаяния по благословению преподобного Серафима Саровского блаженной Пелагии, испытывающей тяжелейшую духовную брань. Она легла перед порогом избы, словно тряпка для вытирания ног входящих и выходящих. Таким крайним самоуничижением была одержана победа над демонским нападением.

Видим, что в качестве исключения великие святые избирали методы публичного покаяния, не имевшие места в приходской жизни. В практике церковной твердо установилась норма индивидуальной исповеди. Возврат к публичному покаянию невозможен, как нельзя повернуть время вспять, сделав вид что мы живем в первохристианское время в первом веке. Это будет фальшью и надуманностью. Нельзя искусственно ввести практику публичного покаяния.

В отдельных приходах, как мне известно, в наше время проводится чин отчитывания одержимых беснованием. Многие из православных христиан избегают приходить в эти приходы из-за страха, потому что слышат выкрики и вопли о своих грехах различными голосами. Общая исповедь – – это публичное покаяние наизнанку. В покаянии важна не форма, а духовное состояние человеческой души. Спасающая грешника благодать одна во все времена. Требуется в своем сердце возжечь покаянный огонь. Покаяние как таинство новой жизни всегда предполагает активное самораскрытие души во всей глубине и широте и устремленности к Богу через веру. "Покайтеся и веруйте во Евангелие" (Мф. 4, 12).

В наше время все чаше раздаются вопросы о формах исповеди. В церковных журналах и газетах, на специальных конференциях, круглых столах как священнослужители, так и богословы пытаются разрешить столь животрепещущий вопрос о совершении таинства исповеди на приходах. Откровенно делясь своим опытом, хочется подчеркнуть, что для священнослужителей, практикующих постоянное исповедование, нет ничего труднее, чем принимать исповедь кающихся. Но ведь с этого начинается путь к Богу. Думается, что задача найти соответствующую великому таинству исповеди форму, которая была бы сообразна ему, как тело соответствует человеческой душе, достижима общими заботами всех пастырей о душепопечении вверенных им пасомых, и должна найти свое разрешение в Православной Церкви.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама