ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Профессионализм в Церкви

Сергей Худиев :: 04 мая 2009

Слова "Церковь" и "профессионализм" кажутся принадлежащими к разным мирам. Профессионализм воспринимается как одна из ценностей мира вокруг нас – мира, построенного на конкуренции, на стяжательстве и тщеславии. "Профессионал" – это человек, мастерски владеющий каким-то делом, способный обойти конкурентов и получить высокооплачиваемую должность. Из-за этого "профессионализм" воспринимается как стремление к мирскому преуспеянию, стремление, скорее уводящее от Бога. Иногда бывает, что человек, талантливый в какой-то области, отказывается от профессии, обратившись к Богу, – ему кажется, что желание быть высококлассным специалистом слишком "мирское". Диктует ли такое решение Писание и Предание Церкви?

Нет. Святой апостол Петр пишет: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. (1 Пет. 4, 10, 11). Святой Апостол обращается здесь не только к епископам, священникам и диаконам, но ко всем христианам, подразумевая, что и у мирян есть дары, которые они призваны употребить на служение Церкви. Что это могут быть за дары? Иногда сам вопрос вызывает недоумение: что мирянин может делать в Церкви, кроме, разумеется, участия в общей молитве? Сам этот вопрос есть признак определенной ошибочности в восприятии Церкви, обычной для наших современников. Беда в том, что очень часто люди выделяют духовную жизнь в какую-то изолированную область; считается, что монах, возносящий молитвы, трудится для Господа, дворник, подметающий двор, – нет. Иконописец. Фото Д. ЕлистратоваМежду тем в православном Предании очень глубоко укоренено единство молитвы и работы; с самого Крещения Руси монастыри были центрами не только молитвы, но и усердного труда. Христианин – в том числе, конечно, и мирянин – призван служить Господу, наряду с прочими своими профессиональными талантами и навыками. Наши профессиональные умения – дар Божий, и мы несем ответственность за то, как мы его используем. Еще в Ветхом Завете, при возведении скинии, подчеркивается, что талант искусного художника и ремесленника – дар Бога: И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела (Исх. 31, 1–5). Само слово "талант", в древнем мире означавшее значительную сумму денег, приобрело нынешнее значение благодаря притче о талантах (см.: Мф. 25, 14-30); в этой притче Господь дает нам понять, что мы должны употребить наши таланты для служения Ему; мы виновны, если этого не делаем. Итак, профессиональные таланты даны верующим не просто для того, чтобы приобретать средства к существованию, но для того, чтобы, как пишет Апостол, "во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа".

Как отмечает В.Н. Лебедев в своей работе "Роль русских монастырей XIV–XVI веков в формировании духовной культуры народов средневековой Руси", "монастыри становились центрами книжности, иконописи, различных ремесел, сельскохозяйственной культуры. Так, в частности, Сергиев монастырь стал центром ремесел для населения близ лежащих деревень, сел и городков. Жизнь и судьба этих людей во многом определялись их тесной связью с обителью, являвшейся своеобразной школой. Со временем иконопись, ювелирное искусство и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. Здесь не только соха и коса, топор и пила, но и станок токаря, и кисть живописца, и трость книжника-скорописца были в действии". В церковной лавке. Фото Д. ЕлистратоваВ Валаамском монастыре в XV–XVI веках уже существовал "собственный скрипторий, причем весьма высокого, не провинциального уровня", что дает основание считать эту обитель на Ладоге одним из северных центров русской книжности, к сокровищам которой приобщались народы окрестных земель – вепсы, карелы, ижора. Мы находим, кроме того, свидетельства, что монастыри были не только центрами ремесел, но и центрами того, что мы бы сейчас назвали "профессиональным обучением". Так, в Глинской пустыни дети-сироты обучались различным ремеслам, вполне, на нынешний взгляд, "мирским" – живописи, иконописи, столярному, слесарному, переплетному, позолотному, шитью, выделке ковров, садоводству, пчеловодству, огородничеству.

Монастыри, как и Церковь в целом и в России, и в Западной Европе, были центром профессионализма: переводчики, переписчики, архитекторы, искусные ремесленники, как правило, выходили именно из монастырских стен. Для церковного человека должен быть естественным высокий профессионализм в той области, в которой Господь наделил его талантом.

Регент. Фото Д. ЕлистратоваМирским или духовным является не сам профессионализм, а то, на что человек его употребляет – на служение Богу или, напротив, на цели стяжательства и тщеславия. Церкви нужны профессионалы – профессионалы в самых разных областях, от воспитания детей до программирования. Здесь, правда, мы сталкиваемся с еще одной проблемой. В сегодняшней церковной жизни есть целый ряд глубоких искажений, восходящих к еще советским временам. Когда посещение богослужения могло стоить человеку по меньшей мере карьеры, люди старались побыстрее и понезаметнее покинуть храм после литургии, может быть, оставить пожертвование, но не больше. В сознании постсоветского человека Церковь – это некий комбинат, где "они", то есть "профессиональные церковники", клир, оказывают услуги "нам", то есть посетителям храма. Примерно таким же образом места поклонения воспринимаются в язычестве – вот есть святилище, вот при нем жрецы, а прочие люди в него заходят попросить божество о благоволении. Однако такой подход совершенно чужд тому, как Церковь описана у апостолов. Церковь – это не только клир; Церковь – это весь народ Божий, как клирики, так и миряне, и свое дело в Церкви есть у каждого.

Очень часто священнику приходится быть и жнецом, и швецом, и на дуде игрецом – и юристом, чтобы решать вопросы взаимоотношений с государством, и прорабом, чтобы заботиться о восстановлении (или поддержании в порядке) храма, выполнять множество других дел, так, что он изнемогает – а в это время люди, которые могли бы сделать все это профессионально, остаются в стороне.

У христианского профессионализма есть и другой аспект. Нередко православные люди сетуют на то, что в СМИ, на телевидении, в мире компьютерных технологий часто представлены люди крайне неблагочестивые, использующие свои профессиональные навыки и положение, чтобы буквально отравлять сознание людей нечестием и богохульством. Сетование, однако, тут мало поможет – а возможные запреты и ограничения помогут лишь отчасти. Есть только одно надежное решение – православные люди должны быть лучшими профессионалами в этих областях, чем неверующие.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама