Ничем не примечательная деревня Овсянниково, что постепенно угасает среди заросших бурьяном полей Калужской области, вдруг стала известна не только в своем районе, но даже и в столице. Славу деревне принесла колония индийцев. Они приехали сюда два года назад и начали скупать разорившиеся колхозы. С появлением чужеземцев местные власти и редкое население замерли в предчувствии неизбежного обмана или мошенничества -- никому и в голову не приходило, что такое вложение денег может принести выгоду. Впрочем, и препятствовать иностранцам не стали, все-таки за брошенное колхозное имущество платили настоящие деньги. К тому же заманчивы были обещания индийцев возрождать сельское хозяйство и создавать новые рабочие места. На окраине Овсянникова стоит небольшой поселок из недостроенных кирпичных домов. Когда-то колхоз собирался поселить здесь молодежь, чтобы удержать людей в деревне. Но наступила перестройка, колхоз захирел и вскоре развалился, а молодежь подалась в города. Дома так и остались стоять без крыш и окон, продуваемые всеми ветрами. Именно этот поселок выкупили индийцы.
Большая часть домов до сих пор стоит брошенная, но в одном уже видны признаки жизни. При нашем появлении в деревне на крыльцо единственного обжитого дома вышел очень смуглый черноволосый человек. В ответ на расспросы улыбчивый индиец в джинсах и свитере радушно отказался что-либо показывать или рассказывать. «Хозяина нет. Хозяин приедет, с ним ходите», -- сказал он и неопределенно махнул рукой куда-то в сторону видневшихся неподалеку коровников. На правой руке у индийца блеснул тонкий стальной браслет. Как выяснилось позже, в Овсянникове поселились не просто индийцы, а сикхи.
Боевики с полуострова Индостан
При слове «сикхи» житель России вспомнит, пожалуй, бородатых людей в тюрбанах. Кто постарше, может быть, вспомнит еще, что 1 ноября 1984 года сикхи из личной охраны убили Индиру Ганди. Слово «сикх» переводится как «ученик». Так называются последователи сикхизма -- религии, возникшей в Пенджабе в конце XV века. Основателем нового культа и первым наставником «учеников» был Гуру Нанак. Этому человеку была предсказана слава великого духовного вождя. По преданию, услышав о своем будущем, Нанак отправился в паломничество по индийским святыням. А поскольку Пенджаб находится на границе между Индией и Пакистаном, здесь традиционно сильно мусульманское влияние. Видимо, поэтому после своего паломничества Нанак совершил еще и хадж в Мекку.
Сравнив две религиозные традиции, основатель сикхизма пришел к выводу, что «нет на земле индусов и нет мусульман», имея в виду, что нет различий между людьми разных вероисповеданий. Найдя недостатки и там и там, Нанак решил создать новую религию. В результате сикхизм вобрал в себя как индийские, так и мусульманские традиции. Последователи Нанака назвали его Гуру (учитель), а себя -- сикхами (учениками).
В отличие от индусов, сикхи верят в единого Бога, отрицая при этом поклонение любому его материальному воплощению. Сикхи также отрицают деление людей на касты, но признают учение о перевоплощении душ. Цель жизни каждого человека -- слияние с Богом. На этом пути, учил основатель сикхизма, не нужны посты, ритуалы и обычаи. Нанак также отвергал затворничество и самоистязание. Каждый сикх должен искать Бога в глубине собственной души. В этом нелегком деле верующему мешают пять пороков: вожделение, гнев, алчность, привязанности и эгоизм. Последователи Гуру Нанака очень терпимо относятся к другим религиям.
Сикхи известны своей воинственностью. Англичанам, например, стоило больших усилий покорить этот народ. Воинственность сикхов объясняется просто. Пенджаб, где живет большинство последователей Гуру Нанака, расположен на границе между Индией и мусульманским миром. Богатства древней страны всегда привлекали племена, жившие на просторах от Пакистана до Аравийского полуострова. Покорить Индию было невозможно, зато можно было ограбить. Однако грабительские набеги не всегда проходили гладко. На обратном пути караваны с добром и захваченными рабами поджидали сикхи. Воины в тюрбанах грабили награбленное, а незадачливых экспроприаторов жестко и уверенно выдворяли из страны. При этом сикхи значительную часть перехваченного имущества возвращали законным владельцам, а рабов освобождали. Такое положение сохранялось столетиями, так что жители Пенджаба окончательно утвердились в роли главных боевиков полуострова Индостан. Именно поэтому сикхи традиционно составляют костяк индийской армии, готовые решать те же задачи, что и их предки.
В современной Индии сикхи составляют чуть больше двух процентов населения, или около 15 млн человек. Отличить сикха можно по тюрбану, длинным волосам и бороде. Кроме того, сикху полагается носить кожаные штаны особого покроя, кинжал, гребень и стальной браслет на правой руке.
"Время Новостей", 18 сентября 2003 г.
[вся статья]