Астана, 23 сентября 2003 г.
Уважаемые участники и гости съезда!
Для меня огромная радость и великая честь приветствовать вас, представителей ведущих мировых религий на древней земле Казахстана. От себя лично и от имени нашего многонационального народа выражаю вам глубокую признательность за то, что вы откликнулись на наше приглашение, почтили своим присутствием и участием этот форум.
Глубоко символично, что он проходит в самом сердце Евразии.
На протяжении многих столетий территория Великой Степи отличалась интегрированным мирным сосуществованием многих народов, которые исповедовали разные религии - тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, иудаизм, ислам и другие.
От древних времён и до наших дней эта земля, через торговлю и культурный обмен, выполняет функцию своеобразного связующего звена между Азией и Европой. Она и сейчас является родным домом для представителей многих народов и вероисповеданий.
Мы с гордостью говорим об уникальном социально-гуманитарном феномене, который нашёл отражение в преамбуле нашей Конституции, которая начинается словами: "Мы - народ Казахстана..."
Хотел бы привести очень примечательный факт.
На юге нашей страны есть городище тринадцатого века Койлык. В этом древнем поселении соседствовали буддийская пагода, мечеть и христианская церковь.
А сегодня в новой столице Казахстана, как, впрочем, и во всех других наших городах, вы сможете свободно посетить мечеть, православный храм, католический костёл, синагогу, дом молитвы. Это и есть времён связующая нить.
Подготовка к данному съезду натолкнула меня на мысль о строительстве в Астане Дворца наций. В нём будут мечеть, церковь, синагога, буддийский храм. Здесь же расположатся Ассамблея народов Казахстана и все национально-культурные центры.
К слову, Ассамблея народов Казахстана стала для нас уникальным институтом гражданского общества, помогающим эффективно проводить государственную национальную политику. Её деятельность получила признание казахстанского общества и высокую оценку во многих странах и в таких международных организациях, как ООН и ОБСЕ.
Ансамбль Дворца наций станет своеобразным символом единства народа нашей страны, в пределах которой в мире и согласии живут и трудятся представители свыше ста двадцати народностей. У нас беспрепятственно действует более сорока конфессий.
В этом - наше безусловное национальное богатство и шанс на стабильное будущее и развитие.
Убеждён в том, что сохраняемое и укрепляемое нами межэтническое и межконфессиональное согласие стало тем фундаментом, который позволил динамично провести кардинальные и масштабные преобразования, обеспечил успехи в политической, экономической и социальной сферах. Они сегодня общепризнаны.
Принципов толерантности, согласия и сотрудничества мы придерживаемся и в своей внешнеполитической деятельности.
Они базируются на идее многовекторности, интеграции, консолидации во имя глобальной и региональной безопасности, справедливости и прогресса.
Казахстан первым из всех государств добровольно отказался от четвёртого в мире по мощности арсенала ядерного оружия и навсегда закрыл крупнейший в мире ядерный испытательный полигон. Это было нашим достойным вкладом в глобальную безопасность, получившим признание других народов и государств.
Наша страна стала инициатором созыва Совещания по мерам доверия и безопасности в Азии, которое в прошлом году организационно оформилось на форуме глав государств региона в Алматы.
В феврале этого года мы провели Конференцию мира и согласия. В ней участвовали многие видные религиозные деятели, представители разных конфессий. Была принята Декларация "К миру и согласию", учреждён Форум мира и стабильности.
Полагаю, что каждый руководитель из представленных в Казахстане религиозных конфессий, сможет подтвердить факт возрождения и духовного подъёма возглавляемых ими общин.
Это и есть следствие стараний нашего государства о сохранении мира, согласия и стабильности общества, что мы считаем одним из главных своих достижений.
Мы будем и впредь неустанно и кропотливо работать, укрепляя основы стабильности и безопасности казахстанского общества.
Вместе с тем, мы видим и отчётливо осознаём, что как бы не были велики усилия, предпринимаемые в этом направлении в рамках одного государства, они не принесут должного результата, если не будут тому способствовать внешние факторы. Это непреложная данность для любого государства планеты.
Вопрос о мирном существовании и конструктивном взаимодействии народов, религий, государств и правительств в наше время приобретает особо актуальное значение. Из чисто теоретической плоскости он перешёл в разряд важнейших практических задач.
Именно поэтому продолжение диалога религий, культур, цивилизаций, который усилиями многих выдающихся политических и религиозных деятелей по сути не прекращался с давних времён до наших дней, представляется крайне необходимым.
Нам нужен глубокий критический анализ событий и явлений как в мировом измерении, так и в региональном, внутригосударственном.
Этот анализ, безусловно, поможет, как говорится, "отделить зёрна от плевел", оградить человеческое сообщество от всякого политического, экономического, религиозного, а тем более, военного экстремизма в будущем.
Не сомневаюсь, что этот анализ может стать прививкой от соблазнов "простых решений", какими изобилует мир сегодня, от проникновения антигуманных идей.
В этой связи я хотел бы поделиться с уважаемым форумом своим видением лишь некоторых проблем нашей современности.
Во-первых, считаю несостоятельными, бытующими в последние годы рассуждения на темы "конфликта цивилизаций" и "кризиса религий".
Наоборот, на фоне происходящих радикальных изменений в мироустройстве, трудностями адаптации миллиардов людей во всём мире к технологическим новациям, жёстким требованиям глобального рынка, произошёл массовый возврат человечества к поиску ответов в религиозных истинах. По своему нравственно-этическому потенциалу они не могут быть сравнимы ни с чем.
Особенность центральной части Евразии в этом смысле заключается в том, что здесь религия стала ещё и фактором национальной консолидации многих народов.
Нельзя также забывать, что на этом огромном пространстве на целые десятилетия была искусственно прервана традиция свободы совести и отправления верующими своих религиозных потребностей. После принятия нами новых законов о религии, вера обрела новую жизнь, произошёл резкий рост числа прихожан во всех общинах.
И это отрадное явление, поскольку религия, является, пожалуй, единственным глобальным явлением до наступления эпохи глобализации, сохранившим и несущим миру идеи гуманизма и культурного диалога.
Кроме духовного универсализма религия являет собой и действенный институт международного сотрудничества. Это особенно важно сейчас, в наше время, когда происходит ростом числа локальных и региональных конфликтов, которые в ряде случаев носят этнорелигиозную окраску.
Там, где дают сбои методы политического регулирования, роль Слова Божьего остаётся единственным средством примирения и надежды. Роль религиозных традиций, в основу которых положены высочайшие образцы нравственности, в нашем бурно, порой хаотично меняющемся мире, невозможно переоценить.
К сожалению, мы являемся свидетелями того, что в современном мире далеко не в благих целях эксплутируется способность религии мобилизовывать людей на политическое действие.
Искажается сам смысл категории "священности". Превратная её трактовка ведёт к презрению человеческих законов, к вседозволенности, к действиям, несовместимым с моралью, нравственностью, гуманизмом, с основными постулатами любой религии.
Я убеждён, что наступило время решительно заявить о недопустимости придания идеологической, политической окраски существующим культурно-цивилизационным и религиозным различиям.
Нам следует научиться различать и разоблачать подлинную сущность актов агрессии и насилия, которые маскируются доктринами, псевдорелигиозного характера.
Во-вторых, Сейчас более уместно говорить не о "конфликте", а о "встрече цивилизаций". Никакого "конца истории" не предвидится по той простой причине, что человечество на данный исторический момент, думаю, это будет и в перспективе, не располагает той единственной и универсальной цивилизационной моделью культурно-религиозного устройства, которую мировое сообщество приняло бы в качестве единственной основы своего существования.
По-моему, всё это - навеянные "снами разума" мифы и абсолютно ложные целеустремления. И это должен чётко осознавать каждый здравомыслящий политик, каждый государственный и религиозный деятель.
Любая моносистема, в этом моё глубокое убеждение, не в состоянии обеспечивать баланс, стабильность и развитие не то что всего человечества, но даже его части. Она всегда будет таить в себе угрозу конфликта и взрыва. Верна лишь формула – единство в многообразии, в многонациональности, в многоконфессиональности.
Необходимо осознавать и считаться с тем, что есть другие цивилизации, культуры, религии, которые имеют не менее глубокую и значимую историю, располагают своей символикой и ментальностью. И этого нельзя сломать никакими силовыми и волевыми методами.
В настоящее же время в мире происходит не столкновение цивилизаций, а адаптация культурно-религиозных систем, пусть не всегда лёгкая и адекватная, к новому миру, к новым технологиям, и новым общественным отношениям. Мы все, наверное, осознаём, что глобализация и современные технологии как производства, так и общественно-политического устройства, безусловно, отвечают на вызовы времени.
Но они таят в себе не только блага, но несут и блуд, то есть имеют и негативные проявления, которые общество всё-таки может минимизировать, если не свести на нет.
Есть великие неоспоримые ценности, никак не связанные с материальным благополучием, которые навсегда останутся для человека приоритетными и основополагающими.
Главные из них – духовность, нравственность. Их основными носителями является религия, сохраняющая выработанные веками национальные и религиозные традиции, самобытный исторический и культурный опыт каждого народа.
И, наконец, в-третьих. В глобальном, наполненном тревогами и угрозами мире XXI века у государства, религии, гражданского общества есть, на мой взгляд, особая и единая стратегия и способ проявления доброй воли.
Это - миротворчество, призыв и действие, направленные на достижение согласия, взаимопонимания, сотрудничества между странами, народами, конфессиями.
Только через толерантность и партнёрство мы сможем добиться успеха в борьбе с такими проявлениями всемирного зла, как терроризм, распространение оружия массового поражения и любого другого, наркобизнес и его последствия, экологические разрушения, тяжелейшие физические и социальные болезни нашего времени.
Это также милосердие и благотворительность в отношении наиболее ущемленных слоёв общества.
В предстоящий период эти вопросы, на мой взгляд, должны занимать значительное место в деятельности правительств, международных организаций, всех мировых общественных институтов.
И, конечно, свою весомую роль в этом должны играть мировые и национально-традиционные религии.
Встреча на казахстанской земле могла бы внести свою скромную лепту в формирование культуры межконфессионального диалога.
На наш взгляд, речь может идти о создании системы консультативных встреч, о формировании определённых процедур и норм такого диалога.
Вместе с тем, и я полагаю, что вы разделите моё мнение, нам не надо, да и нельзя ставить какие-то конечные цели. Нельзя создать единое религиозное пространство, Нельзя преодолеть до конца имеющиеся различия, тем более, что порой они затрагивают основы великих религий.
Однако ценность постоянного диалога состоит в том, что, несмотря на существующие разногласия, сохраняется сам смысл и процесс поиска некоей "золотой середины". И главное – диалог создаёт территорию мира и согласия, время гармонии и ясности. И в этом я вижу несомненную ценность религиозного диалога.
В этой связи я обращаюсь к представителям всех религий и конфессий с предложением - проводить Форум религий на постоянной основе.
Создание такого института упрочит основы межрелигиозного диалога, придаст системность конструктивным контактам между религиозными деятелями и самими верующими.
В перспективе это может заложить основы международной организации, задачей которой будет снижение межрелигиозного напряжения в мире, пропаганда духовности, миролюбия и терпимости.
Мы также можем сделать первый шаг в разработке Хартии религиозной терпимости. Сегодня крайне необходим документ, который бы не просто прописывал принципы мирного сосуществования религий, но и доказывал необходимость конструктивного диалога между ними.
Мы можем подумать над созданием Единого культурного центра религий. Эта идея витает давно, и сегодня назрела необходимость в её практической реализации.
И если религиозные деятели нам доверят это, то мы готовы при вашей поддержке и с вашим же участием взяться за решение этих важных и насущных задач.
Уважаемые участники и гости съезда!
Ещё раз сердечно благодарю вас за ваше участие и глубокое внимание к проблемам современного мира.
Я вижу высшую миссию духовных пастырей сегодня в том, чтобы донести до людей свою веру чистой, не искажённой пристрастиями, лишенной непонимания, а тем более враждебности и злобы.
Я знаю, все вы несёте свет истинной веры, правды, доброты и человеколюбия. Низкий вам всем земной поклон за ваш воистину титанический и не всегда благодарный труд.
Добра вам и счастья!
Благодарю за внимание.
© Фото http://www.president.kz/