Под заголовком "Кремль не оставил намерения заполучить Русскую церковь" ниццкая ежедневная газета "Нис-матэн" опубликовала 22 мая очередную статью, посвященную громкой судебной тяжбе между Российской Федерацией и православной церковной общиной Ниццы.
Этот имущественный спор касается Свято-Никольского собора, одного из красивейших русских православных храмов за пределами России. "Русская мысль" неоднократно писала об этом событии и его последствиях не только для облика России и русского православия, но и для жителей Ниццы, прихожан этого храма. Писали мы и о многочисленных скандалах, и об открытом противостоянии между настоятелем о. Иоанном Гейтом и верующими. Напомним, что Кристиан Эстрози, главный региональный политик и мэр города, получил петицию за 90 подписями прихожан, направленную против руководства прихода. Она сыграла решающую роль в изменении отношения французских властей не столь к самому делу, сколь к риторике и личности о. Иоанна.
Статья интересна в первую очередь ее отношением к России. Вот как она начинается: "Это сражение Дэвида с Голиафом. Уже три года ниццкая церковная община борется с российским государством. Самая большая страна в мире (17 млн. кв. км) добивается контроля над одной из самых малых территорий мира малюсенького анклава православного собора г. Ниццы.
Россия добивается возврата собственности по истечении срока 99-летней аренды, ссылаясь на договор, подписанный в 1909 г. Однако церковная община (зарегистрированная в соответствии с французским законом как "религиозная ассоциация") считает себя законным владельцем и не собирается отдавать собор [...] Заседание суда было назначено на 17 июня. Теперь оно окончательно отложено на 2 ноября.
Руководители ассоциации до сих пор пребывают в шоке от попытки захвата 7 февраля 2006 г. В 11:30 у входа в собор появился судебный исполнитель по иску Российской Федерации, чтобы произвести инвентаризацию имущества...
"Мы его не впустили, заперли собор и включили сигнализацию", говорит о. Иоанн Гейт, настоятель храма и президент ассоциации".
Журналистский стиль это и есть журналистский стиль. Что за русский "захват" в лице французского юриста? Вопрос не в таланте или бездарности автора неподписанного, кстати, материала, а в отношении к России. Год или два тому назад русский православный храм в Копенгагене, находившийся в схожей юридической ситуации, был безропотно возвращен РФ и продолжает жить своей жизнью. На самом деле скандал в Ницце вписывается в контекст тотального отторжения руководства Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе (Дарю) от Русской Церкви.
Оно идет наперекор общей (а не только русской) тенденции к возвращению церковных эмигрантских формирований в лоно матерей-церквей. Совсем недавно самый "антикоммунистический" румынский эмигрантский приход в Париже присоединился к Румынской Церкви. Митрополит Иосиф сумел соединить крайне раздробленную и воинственную румынскую православную диаспору, несмотря на радикальное противостояние.
Соединившись с РПЦЗ, Русская Церковь сделала огромный шаг на пути к единению, но остается маленький, но славный парижский Экзархат, который судится с Россией и РПЦ не только в Ницце, но и в Биаррице, и в Лондоне, и еще Бог знает где.
Но вот как статья продолжается:
"В тот момент местные политики все как один бросились нам помогать", подчеркивает о. Иоанн Гейт. "Но сегодня, они ослабили поддержку по причинам "высокой дипломатии", считает он. Церковная ассоциация боится оказаться жертвой приоритетных интересов Франции в ее отношениях с Кремлем. Собор Святого Николая действительно одно из самых желанных среди всех церковных зданий вне бывшей советской территории, которые Московская Патриархия стремится получить". [...] О. Иоанн Гейт не сомневается в том, что если Российская Федерация вступит во владение собором, ключи будут переданы московскому духовенству".
Здесь следует, пожалуй, задаться простым вопросом: почему русский православный священник из эмиграции должен с подобной неприязнью относиться к православным священникам из России? Разве за Русской Церковью до сих пор следит КГБ? Разве в Кремле сидят представители богоборческой власти? Разве в России разрушаются и закрываются храмы? Разве священнослужителей упекают в лагеря? Проблема не в судебной тяжбе. В конце концов, судиться за имущество не скандально, по сути. Скандальна здесь политизация конфликта, будто бы противник до сих пор ненавистная советская власть.
"Через Кабинет заместителя мэра, пишет далее газета, на ассоциацию оказывается [...] давление, чтобы она приняла "юридическое посредничество". Ассоциация же считает, что это ловушка. Она подозревает российское государство в маневрах с французскими политиками, чтобы повлиять на Константинопольского Патриарха Варфоломея, под омофором которого находится ниццкий собор [...] "Мы пойдем до конца, утверждает о. Иоанн Гейт, до Европейского суда по правам человека, если потребуется".
Причем в суде об имуществе "права человека"? Почему претензия энной страны должна быть изначально нелегитимной? Россия может проиграть судебную тяжбу. Что ж, ей тоже подавать на Францию в Европейский суд по правам человека? Во всех странах мира любая диаспора пытается способствовать сближению между "исторической родиной" и странами проживания. Советские времена, слава Богу, позади. Между эмиграцией и Россией больше нет идеологического противостояния. Россия нуждается в опыте эмиграции так же, как эмиграция нуждается в поддержке России, если она хочет сохранить на Западе свое уникальное достояние.
Почему, на самом деле, не сесть за стол и не попытаться найти общий язык? О. Иоанн прав в одном поддержки со стороны французских властей у него больше нет. Не из-за того, что Россия их как-то купила, а потому, что его максимализм всем изрядно надоел. И еще потому, что за ним не стоит приход. Даже те прихожане, которые поначалу поддерживали его, были шокированы антирусской риторикой, которая пронизывает его высказывания.
Ницца это один из самых "русских" городов Европы. Ее жители искренне любят Россию. Русские очень много сделали для Ниццы и побережья. Было бы недопустимо, если по вине кучки непримиримых людей город, символизирующий многовековую дружбу между Францией и Россией, станет символом беспринципной русофобии, стоящей на абсурдном в 2009 г. использовании антисоветизма.
Источник: Русская мысль