ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ленинградская епархия в условиях антицерковных гонений в 1929-1939 гг. (по материалам архивов С-Петербурга и Ленинградской области)

Бурмистров Дионисий свящ. :: 01 июня 2009

Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия свящ. Дионисия Бурмистрова посвящена сложному периоду взаимодействия властей и церковных структур на территории Ленинграда и Ленинградской области. Научный руководитель к.и.н. Д.В. Сафонов. Статья публикуется в авторской редакции.

К настоящему времени в историография вопроса государственно-церковных отношений в СССР одним из сравнительно малоизученных периодов остается последние десятилетие перед Второй мировой войной. Его начало в 1929 г. ознаменовалось переходом советской власти к очередному и самому решительному наступлению на Церковь, а завершение – 1939 г. – стало временем, когда власть, побуждаемая опасностью мировой войны, впервые за все послереволюционные годы начала менять отношение к Русской Православной Церкви. При справедливой общепринятой оценке государственно-церковных отношений в 1929-1939 гг. в целом как периода жестоких гонений на Церковь со стороны советской власти, не всегда принимается во внимание разная степень интенсивности и форма этих гонений в разные годы рассматриваемого десятилетия.

В архивах Петербурга нами был выявлен ряд ранее не публиковавшихся документов, свидетельствующих о состоянии взаимоотношений властей и церковных структур в 1929-1939 гг. на территории Ленинграда и Ленинградской области. Значимость исторических свидетельств о состоянии церковной жизни в 1930-е г. в указанном регионе СССР определяется следующим рядом обстоятельств. Во-первых, Ленинградская область в 1930-е г. была крупнейшим наиболее развитым в промышленном и культурном плане регионом, включавшим в себя почти весь Северо-запад России[1]. Во-вторых, события церковной жизни в Ленинградской епархии имели значительное влияние на всю Русскую Церковь. В-третьих, именно в Ленинграде, рассматривавшимся советскими идеологами как "колыбель пролетарской революции", антирелигиозные акции богоборческих коммунистических властей принимали особо ожесточенный характер.

Исследованные нами документы из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), Ленинградского областного государственного архива (ЛОГА), Архива Санкт-Петербургской епархии по рассматриваемому периоду церковной истории Ленинграда и области дополняют материалы, прежде введенные в научный оборот[2].

Методы и интенсивность воздействия государственных структур на Церковь на протяжении периода времени с 1929 г. по 1939 г. заметно варьировались, что просматривается и во взаимоотношениях с областными и местными партийно-государственными инстанциями епархиальных и приходских церковных структур Ленинграда и его области.

С 1929 г. по 1933 г. антицерковная деятельность государства разворачивалась в основном в рамках процесса насильственной коллективизации, вследствие чего особенно много было ликвидировано именно сельских приходов. В условиях начавшегося с 1929 г. наступления государства на Церковь еще более осложнилось положение ее священноначалия. Гонения со стороны государства, последовавшие, несмотря на все уступки сделанные ему церковной иерархией во главе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), усилили позицию противников его курса в Церкви. Епархиальным властям Патриаршей Церкви с большой осторожностью приходилось проводить в жизнь предписания высшей церковной власти. Так, только лишь 21 января 1929 г. митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) решился настоять на введении в Ленинградской епархии указа №549 ещё от 21 сентября 1927 г. о поминовении властей[3]. Но текст его распоряжения подчеркнуто состоял лишь в ссылке на соответсвующее предписание высшей церковной власти, поставленное в кавычки, без прибавления к нему каких-либо слов от себя. Данное обстоятельство свидетельствует, что митрополит Серафим, исполняя долг и послушание, серьёзно опасался обострения недовольства паствы.

В условиях резко усилившихся гонений на Церковь в 1929 г. иЗаместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) был вынужден с ещё большей настойчивостью требовать от духовенства поддержки своему курсу в отношениях с государством, заявленному в знаменитой Декларации 1927 г. В циркуляре митрополита Сергия от 2 апреля 1929 г. о необходимости соблюдения полной лояльности к советской власти, сохранившемся в Архиве Санкт-Петербургской епархии отмечалось, что лояльность Церкви будет признана государством, когда стремление засвидетельствовать её будет проявлено всем духовенством. В качестве мер принуждения к непослушным Заместитель Местоблюстителя указал: "Если же, паче чаяния, кем либо из духовенства епархии будет допущено то или иное действие или выступление противо-правительственного характера, Епархиальный Преосвященный обязан немедленно довести о нем Патриархии, сообщая вместе с тем и о мерах, принятых по отношению к виновному"[4]. Таким образом, в 1929 г. обострение государственных гонений на Церковь Патриархия пыталась ослабить более решительным отмежеванием от всех "нелояльных" по отношению к советскому государству своих членов.

Волна гонений затронула не только сельские приходы, но и городские. В Ленинграде 9 августа 1931 г. Ленсовет прямо ставил вопрос о закрытии всех храмов в городе[5].

Хотя беззаконным акциям в ряде случаев пыталась противодействовать Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК, ее постановления попросту игнорировались партийно-советским аппаратом. Наряду с создававшимися местными комиссиями по вопросам культов, на уровне районов продолжали существовать инспектора при РИКах по вопросам культов. В Ленинграде они подчинялись Отделу административного надзора при Исполкоме Ленсовета, а не Комиссии по вопросам культов. На заседании отдела адмнадзора Ленсовета 26 октября 1931 г. заведующий отдела К.М. Неглюевич перед инспекторами ставил задачу: "За текущий год по г. Ленинграду закрыто 10 церквей, что явно недостаточно, посему инспекторами должен быть проработан вопрос о закрытии не менее 20-ти церквей, для этого необходимо тщательно проверить функционирующие церкви, ознакомиться с наказами избирателей, подобрать весь материал о закрытии, требуемый законом, после чего ставить вопрос перед Президиумом Облика"[6]. Таким образом, инспектора должны были всемерно мешать нормальной приходской жизни и при малейшей возможности начинать процесс закрытия храмов. Влияния Комиссии по вопросам культов не хватало для нейтрализации чиновников из отдела адмнадзора[7].

Особенно вопиющими в 1930-е гг. были нарушения законодательства в сфере обложения налогами священнослужителей и активных мирян[8]. Показательна судьба священника церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке Дибуны Ленинградской области Харизаменова Павла Константиновича. В 1931 г. имущество семьи священника было подвергнуто ревизии. Доходы священника оказались мизерны[9]. Однако, "по решению Районной налоговой Комиссии Ленинградского Пригородного райисполкома хозяйство Харизаменова было привлечено "к индивидуальному обложению сельхозналогом по признакам: служитель культа, за извлечение нетрудовых доходов от сдачи помещения"[10]. И даже в 1935 г. о. Павлу так и не были возвращены гражданские права в полном объеме[11]. Столь же жестко советское государство обходилось с активными мирянами[12]. Видно, что налоговое бремя на служителей Церкви, как и на другие группы "классовочуждых элементов", имело целью лишить их хоть сколько-нибудь удовлетворительного материального благосостояния.

Добившись к середине 1933 г. в основном своих целей на селе и столкнувшись с опасным истощением ресурсов в сельском хозяйстве, власти ослабили свою репрессивную политику, связанную с коллективизацией и раскулачиванием. Заметно снизился в это время и накал антирелигиозной кампании. При некотором ослаблении прямых гонений на Церковь, продолжилась и приняла более изощрённые формы практика косвенного давления на священнослужителей через ограничение их в гражданских правах. Так, кампания ущемления прав священнослужителей через паспортизацию позволила власти повлиять и на высшие церковное управление Ленинградской епархии. Митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), не получив в результате в 1933 г. паспорта, был вынужден жить в Тихвине[13]. 22 сентября митрополит Серафим (Чичагов) был уволен на покой. А уже 5 октября Синод возвел на Ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Симанского)[14]. Назначение митрополита Алексия, вероятнее всего, определялось тем, что именно он мог более последовательно утвердить в Ленинграде церковно-административную линию митрополита Сергия (Страгородского). Как отмечалось, митрополит Серафим не был достаточно решителен в отношении к внутрицерковной оппозиции в Ленинграде. Действительно, митрополит Алексий перешел к более активным административным мерам по отношению к тем, кто противился курсу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Так, 19 октября 1934 г. он распорядился уволить за штат некоторых клириков Ленинградской епархии за несоблюдение должного отношения к митрополиту Сергию. Причём митрополит Алексий отмечал, что "многими из духовенства скрытое противление церковной власти проявлялось до последнего времени"[15]. Упомянутый указ об увольнении за штат некоторых клириков Ленинградской епархии за несоблюдение должного отношения к митрополиту Сергию свидетельствует и о ещё достаточно заметном присутствии в Ленинградской епархии церковной оппозиции, несмотря на разгром советскими спецорганами её наиболее радикальной части в лице иосифлян на рубеже 1920-х – 1930-х гг.

На материалах петербургских архивов можно дать оценку обозначившемуся в 1933-1934 гг. переходу местных советских властей от методов прямого административного закрытия церквей к менее радикальным методам подавления церковной жизни. На очередном совещании инспекторов культа города Ленинграда в связи с "антипасхальной кампанией" 28 марта 1934 г. председательствующий на собрании заведующий Отдела адмнадзора Исполкома Неглюевич требовал: "Не разрешать служителям культа совершать хождения с молебном по квартирам, мотивируя отказ эпидемическим заболеваниями /гриппом/"[16]. Характерно, что в 1934 г. для запрета священникам совершать молебны на дому у прихожан требовалось, хотя и лживое, но обоснование. Опытом организации осведомления поделился на этом собрании с инспекторами культов представитель ОГПУ Берендсон, он советовал: "Желательно из среды двадцаток иметь "своего человека", чем обеспечивается работа по наблюдению за деятельностью двадцатки"[17]. Распространение тайных богослужений в 1934 г. стало значительной проблемой для государственных органов, поэтому представитель ОГПУ констатировал: "...установлено, что некоторые служители культов на частных квартирах совершают церковные службы, как бы переходя в "подполье""[18].

По итогам работы инспекторов по культам в ходе "антипасхальной кампании" 1934 г. был составлен бюллетень "Итогов и мероприятий по наблюдению за проведением пасхальных служб в 1934 г.". Содержание этого документа дает преставление о состоянии церковной жизни в Ленинграде и отношении к ней властей. Торжественность пасхальных богослужений власти пытались снизить запретами на остановки во время крестных ходов, полным запретом предпраздничных крестных ходов и т.д.[19]. В качестве положительного примера работы местных антирелигиозных организаций в бюллетени упоминается опыт проведения антипасхальных акций в городе Детское село[20]. Там "... на улицах города был устроен карнавал с музыкой и танцами, собравший массу народа и отчасти отвлекший молодежь от церквей... Против Екатерининского собора на стене Горсовета был устроен экран и показывалась кино-картина"[21].

В структурах советской власти и в партийном аппарате тогда несколько ослабла нацеленность на антирелигиозную пропаганду. На это указывает очередное ослабление деятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ) – "передового отряда" партии на антирелигиозном пропагандистском фронте. Состояние организации безбожников в 1934 г. активно критиковалось её собственными представителями[22]. В Отчёте о состоянии Ленинградского СВБ и задачах антирелигиозной работы в 1935 г. говорилось: "При подготовке вопроса о СВБ для секретариата Горкома ВКП/б/ в 1934 г. называлась цифра в 400-500 тысяч членов СВБ по городу и области. Эта цифра – фиктивна... В Пригородном районе из 8-ми тысяч числяшихся в списке безбожников – 6 тысяч учащихся, в Василеостровском районе из 2000 – 1600. ... из месяца в месяц организация идет ко все большему упадку..."[23]. Здесь ясно прослеживается формально-бюрократический подход партийно-государственных органов к организации антирелигиозной работы. Ослабление гонений в это время ощущалось и в среде верующих[24]. Таким образом, гонения не прекращались, а временно приняли менее жесткую форму.

В 1935-1937 гг. новая волна репрессий в отношении духовенства была связана со значительным ростом интенсивности репрессий в целом по стране после убийства С.М.Кирова. Однако статистические данные за указанные годы, обнаруженные в архивах Санкт-Петербурга, показывают, что репрессии 1935-1936 гг. не приводили к катастрофическим последствиям для Церкви. Так, хотя, по наблюдениям представителей Ленинградского областного совета СВБ, в течение 1933 – 1936 гг. количество служившего в храмах Ленинграда духовенства снизилось в 3 раза, количество прихожан, посещавших храмы города Ленинграда на Пасху, оставалось примерно на одном уровне – 140 тысяч человек[25]. О по-прежнему значительной религиозности населения СССР в данный период свидетельствуют статистические данные по Псковскому округу Ленинградской области, приведённые в Докладной записке в Псковский Окружком ВКП/б/ от председателя Ленинградского Областного Совета СВБ Дулова "О состоянии религиозности и антирелигиозной работы в Псковском округе". Согласно этим данным, собранным только по "Сергиевской ориентации" из всех родившихся в Пскове с июня по декабрь месяц 1935 г. 54% были крещены, а похоронены по церковному обряду около 40%. А в одном из сёл Псковского района, насчитывавшего около 1500 жителей, 75% крестьянских детей посещали церковь, над 95% усопших совершали отпевание, венчалось 5% пар, исповедовались и причащались 50% жителей[26]. Таким образом, в 1935-1936 гг. при усилении репрессий против представителей духовенства, советская власть ещё не ставила себе целью полную ликвидацию церковной жизни в СССР.

Заметным событием 1936 г. были подготовка и принятие новой Конституции СССР. Демагогические тезисы[27] новой Конституции действительно вызвали оживление надежд части верующих на либерализацию советского режима в отношении к Церкви. В сводке о деятельности церковников и состоянии антирелигиозной пропаганды в Ленинградской области за 1936 г. говорится: "Служители культа всячески пытаются использовать в целях религиозной пропаганды новую Конституцию... В областную Комиссию по вопросам культов за последнее время обращается значительно больше ходоков от религиозных организаций по вопросам о крестных ходах, регистрации дополнительных священников, о свободном хождении с иконами по домам, о сборе денег по квартирам на содержание храмов и даже о постройке новых молитвенных зданий..."[28].

В условиях, когда верующие были практически лишены возможности как-либо активно противодействовать государственному давлению на Церковь и религиозные обычаи, стало более заметным пассивное противодействие насаждаемому новому безбожному укладу жизни. Советских антирелигиозных функционеров особенно часто раздражали факты многочисленных прогулов работы в дни больших церковных праздников в городах и в престольные праздники в селах. Например, в докладной записке о прошедшем празднике Пасхи в 1936 году в сельских районах Ленобласти "и.о. Председателя Леноблсовета" СВБ Милежик писал: "... в большинстве мест в день пасхи в колхозах не работали... В период подготовки к пасхе и в последующие дни пасхи многие колхозники уходили с работы под всякими предлогами"[29].

Серьёзной проблемой для церковных приходов в 1935 г. стали кражи утвари и богослужебных предметов. Так, в Ленинградской епархии был выпущен специальный циркуляр, призывавший причты к усилению мер по обеспечению сохранности церковного имущества и свидетельствующий о необычно высоком уровне краж из церквей в то время[30]. Хотя митрополит Алексий указывал здесь на недостатки в охране имущества со стороны причтов и церковных советов, понятно, что определяющую роль в обеспечении охраны имущества граждан играли государственные правоохранительные органы. Именно попустительство со стороны государства уголовным элементам в их посягательствах на имущество общин верующих могло определить столь высокий уровень краж из храмов в то время. Имеются свидетельства об участившихся фактах краж и ограбления храмов в 1935-1936 гг. и в других частях страны[31].

Представление о темпах уничтожения церковной жизни в пределах Ленинграда и Ленинградской области в годы самых лютых гонений времен "большого террора" 1937-1938 гг. дают сведения из отчета о деятельности Обкома ВКП(б) в 1938 г.. По данным названного источника из 861 церквей, остававшихся в 1937 г., на следующий год уцелело только 613, то есть за год было уничтожено 248 (29%) храмов. Примерно такое же количество храмов закрывалось в Ленинграде и Ленинградской области и в предыдущие годы: 148 – в 1934 г., 213 – в 1935 г.[32]. Однако, особенностью времен "большого террора" было то, что большое число приходов, неучтенных в приведенной статистике, исчезало не из-за закрытия храмов, а из-за катастрофической убыли духовенства в результате репрессий. В упомянутом отчете за 1938-й год говорится: "... многие из оставшихся церквей не функционируют из-за отсутствия попов /арестованы/. В связи с этим наблюдается такое явление, когда молиться ходят за 20-25 км (Валдай и др.), иногда даже в другой район"[33].

Судя по документам государственно-партийных органов, занимавшихся религиозными организациями, периода 1937-1938 гг., тогда ещё больше, чем в предыдущие годы, распространились невыходы на работу в дни церковных праздников[34].

Об обстоятельствах церковной жизни в епархиях во второй половине 1930-х гг. свидетельствуют некоторые документы Ленинградской митрополии. Нажим государства заставлял церковные власти непрестанно идти на новые и новые уступки властям и на местном уровне. При этом от священноначалия требовалось делать вид, что сомнительные с точки зрения полезности для Церкви распоряжения исходят от него самого. Так, в мае 1937 г. митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) издал указ об упразднении благочиний, причем в качестве причины данного действия названо было не катастрофическое сокращение числа священников, а "необходимость непосредственных сношений архиереев с подведомственным духовенством"[35]. Явно под нажимом властей в июне 1937 года митрополит Алексий направил настоятелям предписание запирать храмы днем, когда нет урочных богослужений[36]. 15 октября 1937 г. митрополит Алексий предписывал духовенству, "что по примеру прошлых лет 6-го, 7-го и 8-го ноября никаких служб в городских храмах производиться не будет, служба родительской субботы переносится на субботу 30 октября"[37]. Нужно обратить внимание на то, что ради советского праздника в честь Октябрьской революции не только переносилась на неделю раньше родительская суббота, но и совершенно отменялись богослужения, притом в воскресный день, ибо 7 ноября в 1937 г. выпало на воскресенье.

Содержание рассмотренных документов ясно свидетельствует о наличии мощного давления и даже диктата по отношению к епархиальному духовенству со стороны местных властей. При этом целью властей было создание всевозможных препятствий для богослужебной жизни остававшихся приходов и для осуществления церковного управления.

Снижение к концу 1938 г. накала репрессий в целом по стране привело и к довольно резкому снижению интенсивности гонений на Церковь. Состояние церковной жизни к концу периода массовых репрессий отразилось в отчётах инструкторов СВБ по Ленинградской области за май-июль 1938 г. В названных документах отмечалось: "Несмотря на то, что за последнее время значительная часть попов, сектантских вожаков и членов двадцаток арестована за к/революционную, подрывную и шпионскую деятельность и большая часть церквей в связи с этим не функционирует, все же, с наступлением с/х работ, то есть посевной-уборочной и при проведении выборов в ВС РСФСР, среди оставшейся части попов, активных членов двадцаток, сектантов и пр. заметно значительно оживление деятельности церковных мракобесов..."[38]. При наличии практически непреодолимых препятствий для организации полноценной приходской деятельности верующие использовали самые минимальные возможности для совершения совместных молитв и церковных обрядов, даже в отсутствии священников[39]. Приведенные свидетельства подтверждают значительную убыль количества священнослужителей в ходе репрессий и сокращение в результате этого числа действующих храмов. Важно отметить и некоторое оживление церковной жизни в стране при наступившем в 1938 г. ослаблении интенсивности государственного террора.

Несмотря на ослабление гонений, весь арсенал методов подавления церковной жизни, выработанный советской властью, к концу 1930-х гг. продолжал активно использоваться и по-прежнему угнетал её до самых минимальных пределов[40]. Очевидное изменение государственно-церковных отношений произойдет лишь осенью 1943 г., когда с разрешения и даже содействия властей будет избран Патриарх и начнется нормализация церковного управления и приходской жизни в СССР.

В целом, на основании приведенных документов можно видеть, что часть из них существенно дополняет представление об известных событиях процесса государственно-церковных отношениях 1930-х гг. в СССР. Так, при освещении вопроса о смене епархиальной власти в Ленинграде в 1933 г. ценным представляется сопоставление церковно-административных линий сщмч. Серафима (Чичагова) и сменившего его митрополита Алексия (Симанского). Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 2 апреля 1929 г. дополняет картину усилий, предпринимавшихся митрополитом Сергием, с одной стороны, в противостоянии с церковной оппозицией, а с другой, в политике умиротворения гонителей. Уже известные методы ущемления гражданских прав священнослужителей и активных мирян в начале 1930-х гг. могут быть дополнены материалами, обнаруженными в ЛОГА. Статистические данные о разных проявлениях церковной жизни в Ленинграде и области за 1935-1936 гг. свидетельствуют, что гонения до этого времени не приводили еще к катастрофическому слому легальных церковных структур и религиозности русского народа. В архивах Петербурга отложилось значительное количество документов, свидетельствующих о реакции в церковной среде на обсуждение и принятие Конституции 1936 г. и последующие проведение выборов в Верховный Совет, причем внушительный объем этих документов совершенно несопоставим с довольно скромной проработкой этого вопроса в историографии. Документы за 1938 г. подтверждают наличие, с одной стороны, катастрофической убыли духовенства после "большого террора", а с другой, заметного оживления церковной жизни в последние предвоенные годы, хотя и в чрезвычайно стесненных обстоятельствах.

Опираясь на указанные в настоящей статье данные, можно выявить и ранее не рассматривавшиеся в историографии обстоятельства государственно-церковных отношений. Так, анализ функций инспекторов исполкомов по вопросам культов раскрывает их важную роль в механизме противодействия правозащитным усилиям Комиссии по вопросам культов на местном уровне в начале 1930-х гг. Материалы петербургских архивов за 1933-1934 гг. дают право охрактеризавать период с середины 1933 г. по декабрь 1934 г. в Ленинграде как время ослабления интенсивности антицерковных акции и перехода местных советских властей от прямых гонений к рутинной антирелигиозной работе. Указанные в статье документы ленинградского епархиального церковного управления свидетельствуют о том, что под жестким диктатом государства церковные власти были вынуждены сами ограничивать приходскую и богослужебную жизнь.

Итак, исследованные документы имеют принципиально важное значение для уяснения процессов государственно-церковных отношений в 1929-1939 гг. на местном и, частично, на общегосударственном уровнях.

[1] В состав Ленинградской области к началу 1930-х годов входили бывшие губернии: Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Череповецкая.

[2] См.: Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941 / Сост. Н.Ю. Черепнина, М.В. Шкаровский. СПб., 2000; Санкт-Петербургский мартиролог. Сост.: М.В. Шкаровский, Т.Н. Таценко, А.К. Галкин, А.А. Бовкало. Отв. редактор – проф., прот. Владимир Сорокин. СПб., 2002; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. 207 с.; Шкаровский М.В. Монастыри северо-запада России в 1920-1930-е годы // Церковь в истории России. Сб. 1. М., 1997 С. 187-189. Сорокин В., протоиерей. Исповедник. Церковно просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005 и др.

[3] Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3. Д.88. (Копия).

[4] Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3. Д.90. (Копия).

[5] См.: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. ... с.90.

[6] ЦГА СПб. Ф. 1000, Оп.48 Д.77. Л.189.

[7] Отсутствие противодействия нарушению законодательства со стороны местной комиссии по вопросам культа может быть объяснено тем, что она находилась под контролем местных властей. Так, в Ленинграде такую комиссию, вероятно, возглавлял тот же самый чиновник К.М. Неглюевич, так как в ЦГА СПб, правда уже за 1933 год, содержатся протоколы решения Ленинградской комиссси по вопросам культом, за подписью Ответственного секретаря – Неглюевича. См.: ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.ЗЗ. Д.194. Л.270.

[8] См.: Писенко К.А. Исторический обзор налогообложения церковных имуществ в истории России // Церковь и время. 2003. № 2 (23). С. 97.

[9] Доход о.Павла составлял около 40 рублей в месяц, при стоимости, например, свинины – 10 рублей за килограмм, см.: ЦГАИПД СПб. Ф. 24, Оп. 8. Д.293. Л.129.; или в 8.5 раз меньше зарплаты советского чиновника – председателя райсовета Союза воинствующих безбожников. (ЦГАИПД СПб. Ф. 24, Оп. 10. Д.420. Л.52.).

[10] ЛОГА. Ф. Р-3173, Оп.4. Д.29. Л.31.

[11] ЛОГА. Ф. Р-407, Оп.5. Д.1. Л.6; Д.2. Л.13; Д.4. Л.30; Д.10. Л.7; Ф. Р-3173, Оп.4. Д.42. Л.32; Д.85. Л.68.

[12] См.: ЛОГА. Ф. Р-407, Оп.5. ДД.113,453; Д.3. Л.12; Д.1. Л.5 об.; Д.2. Л.13; Д.10. Л.7.

[13] См.: Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений ... С.153.

[14] См.: Цыпин В., прот. РПЦ (1925-1938) ... С.256.

[15] Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3. Д.105. (Копия).

[16] ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.2. Д.39. Л.32.

[17] ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.2. Д.39. Л.33.

[18] Там же.

[19] То есть чин погребения в Великую Пятницу.

[20] Бывшее Царское село.

[21] ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп.2. Д.39. Л.45.

[22] ЦГАИПД. Ф. 25. Оп.10. Д.21. Л.3 об.

[23] ЦГАИПД. Ф.25. Оп.10. Д.21. Л.33.

[24] Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941. Воспоминания. – Paris: YMCA-PRESS, 1977. С.252.

[25] ЦГАИПД Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.180.

[26] ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.33.

[27] В Конституции 1936 г.: Статья 124: В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами. [28] ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.316. Л.11.

[29] ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.129, 130.

[30] Архив СПб епархии Ф.3. Оп.2. Д.3.

[31] Бахтенков Е. Переписка райисполкомов и сельсоветов с религиозными объединениями второй половины 1930-х гг. как исторический источник (по документам Государственного архива Вологодской области) // Новгородский архивный вестник. Великий Новгород, 2000. № 2. С.126.

[32] ЦГАИПД. Ф.24.Оп.8. Д.293. Л.57.

[33] ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.25-26.

[34] ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 10. Д.316. Л.4.

[35] Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.6.

[36] Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.7.

[37] Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.10.

[38] ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.85.

[39] ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.86.

[40] В декабре 1941 г. протоиерей Николай Чуков, при своем первоначальном отказе от предлагавшегося ему сана епископа, констатировал отсутствие в СССР условий для осуществления легальной церковной деятельности. См.: Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3б. Д.83; Сорокин В., протоиерей. Исповедник. Церковно – просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 418.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама