В истории Русской Православной Церкви раньше не случалось "выездных" заседаний Синода. Всегда этот высший орган церковного управления заседал в столице государства. До революции это был Санкт-Петербург, потом – Москва, если не считать краткосрочных перемещений иерархов в подмосковную Троице-Сергиеву лавру. 27 мая правило было нарушено – Синод собрался не в столице. Этот акт был приурочен к целому ряду событий: открытию в историческом здании Сената и Синода Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, освящению храма Семи Вселенских Соборов, 80-летнему юбилею митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), очередному Дню города... Но главным событием Патриарх Кирилл сделал свое собственное триумфальное возвращение в Санкт-Петербург его малую родину. Именно отсюда в 1984 году он, викарий митрополита Ленинградского и ректор Духовной академии, отправился в Смоленск, а завершил свой карьерный взлет Московским Патриархом. Снова, как и во время его визита в начале апреля, по городу были развешаны сугубо провинциальные по духу плакаты с воззванием "Санкт-Петербург приветствует Патриарха Кирилла!"
РПЦ использовала все возможности для демонстрации лояльности светским властям, с которыми она сотрудничает в столь любимом Патриарху Кириллу духе симфонии. Дмитрий Медведев предоставил иерархам для размещения Константиновский дворец в Стрельне, а в центр города они прибыли по волнам Финского залива на президентской яхте и были встречены воинским караулом. В самом начале заседания, открытом для журналистов, синодалы дружно поблагодарили Дмитрия Медведева и Владимира Путина за возможность собраться в историческом здании Синода, с которым связана целая эпоха в истории Русской Церкви. По своему стилю это протокольное славословие живо напомнило былые панегирики православных иерархов советским вождям. Но была и одна весьма существенная разница. В Советском Союзе за фасадом тщательно соблюдаемой коллегиальности лидер, в руках которого сосредоточена реальная власть, был всегда один. Исключение составляли лишь периоды борьбы за власть после смерти очередного вождя. И в РПЦ каждый, от чтеца до Патриарха, знал, кого благодарить за неустанное попечение о нуждах Церкви. Теперь же, после того как вертикаль власти после ельцинской эпохи была отстроена с великим трудом, никто точно так и не знает, кому петь осанну – то ли Путину, то ли Медведеву. На всякий случай, рассыпаются в благодарностях им обоим. Это никак не соответствует традиционному византийскому идеалу симфонии, который был унаследован Святой Русью. Со стороны государства в ней всегда участвовало только одно лицо – император. В сегодняшней России все наоборот – Патриарх один, а светских правителей двое. И все вместе они играют какую-то еще никогда не виданную "трехглавую" симфонию.
При том что государство возвращает Церкви исторические здания и помогает восстанавливать разрушенные храмы, серьезные уступки в социальной сфере со стороны властей даются РПЦ с трудом. Важнейшие социальные институты, через которые проходит среднестатистический россиянин, – это школа, армия и вуз, в отдельных случаях – тюрьма. Присутствуя в них, РПЦ получает постоянный канал влияния на всю государственную политику. Став Патриархом в 1990 году Алексий II обратился в Верховный Совет с просьбой легализовать деятельность военного духовенства, много говорилось тогда и о приходе православия в школу, Церковь стала добиваться внесения богословия в список научных дисциплин Высшей аттестационной комиссии. Прошло 19 лет – и те же требования озвучивает Патриарх Кирилл. Это означает, что ничего в этом плане не изменилось, а слухи о клерикализации российского общества оказались преувеличенными.
Цель любой религиозной организации – стабильный приток новых прихожан и удержание обращенных в свою веру. Поэтому Патриарх Кирилл выходит на стадион и часами разговаривает с молодежью, в которой, несомненно, видит своих потенциальных прихожан. "России надо пройти большой путь, чтобы те, кто называет себя православными в силу традиции, стали православными по образу жизни", – говорит он. Иначе РПЦ не выжить как религиозной организации мирового масштаба, она превратится в одну из многочисленных субкультур – наряду с какими-нибудь готами и "Ночными волками".
Но среднестатистическому россиянину необходимо также знать, в какую Церковь призывает его прийти Патриарх со сцены санкт-петербургского Ледового дворца спорта. В ней епископами часто становятся по блату и, кажется, исключительно с тем, чтобы пополнять личный автопарк. В ней полное бесправие нижних чинов перед лицом высших. А если низшие взбунтуются, то будут жестоко наказаны именем священноначалия. Интересна в этом плане судьба молодого епископа Орловского и Ливенского Иеронима (Чернышова), который за год успел настроить против себя своим корыстолюбием всю свою епархию, потерял прежнее покровительство в Москве и в итоге 27 мая стал второй разменной фигурой в кадровых перестановках нового Патриарха. Первой жертвой был митрополит Климент (Капалин), но его 31 марта только вывели из состава Синода с назначением на новую должность. Иеронима же просто отправили на покой. В остальном же последнее заседание Синода было равномерно протокольным. В этом плане можно назвать его даже образцово-показательным. Не сделает ли Патриарх Кирилл Санкт-Петербург местом своего постоянного проживания согласно прописке?
Источник: Независимая газета