Консервативный французский политик Филипп де Вилье в интервью газете Famille Chretienne передает слова президента этой страны Николя Саркози, о том, что "исламизация Европы неизбежна". Об исламизации в Европе говорят многие, кто-то призывает ей сопротивляться, кто-то принять ее как неизбежность, кто-то призывает европейских женщин одеваться скромнее, чтобы "не провоцировать" горячих уроженцев Ближнего Востока, кто-то разражается яростными (и часто несправедливыми) нападками на Ислам.
Но исламизация это симптом, а не причина. Рыкая на мусульман, как Вильдерс или Фалаччи, горю не поможешь. Вместо мусульман пустеющую Европу могли бы заполнять представители какой-нибудь другой цивилизации, и дело не столько в том, что Ислам наступает, сколько в том, что Европа скукоживается. Почему?
Корень проблемы в определенных культурных сдвигах в самой Европе. Интересную иллюстрацию можно найти, например, в британской газете The Telegraph, которая недавно опубликовала статью "В помощи при самоубийстве нет ничего достойного", и посвящена она проблеме так называемой эвтаназии которую в последнее время более объективно называют "помощью при самоубийстве". Автор, британский консервативный журналист Джордж Питчер, выступает против этого явления, рассказывая о своем личном опыте. В 1993 году он по малодушию склонял медсестру усыпить его смертельно больную мать, та отказалась, мать пришла в сознание и успела перед смертью еще раз поговорить с детьми что ему показалось драгоценным, и он ужасается мысли, что чуть было этого не лишился. В комментариях к статье некий человек прекрасно формулирует суть проблемы, вставшей перед западным и, увы, не только западным обществом. Как пишет этот комментатор, "Давайте проясним это: моя жизнь МОЯ, и я могу делать с ней, что хочу; она не принадлежит обществу, или правительству, или какому-нибудь воображаемому всемогущему другу на небесах так что не лезьте в мои дела". Звучит знакомо, неправда ли? У нас в России можно столкнуться с точно таким же настроением. Конечно, настроение это нелепо, и скорее должно быть свойственно бунтующему подростку, который не замечает, что суп к обеду готовит мать, а интернет оплачивает отец; однако оно сделалось чуть ли не преобладающим.
Это убеждение моя жизнь принадлежит только мне поразительный абсурд. Если мы живем в обществе, мы связаны с другими людьми сетью взаимных обязательств, мы принадлежим нашим семьям, нашим странам, людям, которые от нас зависят (например, врач больным, учитель детям, ученый всем тем людям, которым может принести пользу его работа и т. д.). Мы едим хлеб выпеченный другими людьми, пользуемся порядком, который обеспечивает государство, обращаемся за помощью к медицине в случае болезни множество кровеносных сосудов связывает нас с нашими ближними, с другими клетками общественного организма, без которых мы не могли бы существовать.
Каким образом такой абсурд сейчас воспринимается многими как какая-то самоочевидная истина? Ответ в определенном смещении в понятии "свободы". В культуре, сформированной Христианством, свобода исходила из веры в то, что человек принадлежит Богу и все его обязательства по отношению к семье или обществу, государству или властям, исходили из его первичных обязательств по отношению к своему Создателю и Искупителю. Люди верили в божественное право монархов, но в то же время святой Филипп Московский или Томас Мор могли решительно выступать против своих государей во имя власти более высокой власти Бога. Как сказал Томас Мор, когда его повели на эшафот, "я умираю верным слугой короля, но прежде всего Бога". Свобода человека по отношению к мирским властям коренилась в том, что у него были более важные обязательства. В некоторых случаях человек мог отклонить притязания общества или государства указанием на более высокую власть: "судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян.4:19)"
Когда христианин повиновался государю, он повиновался по страху Божию; когда он обличал государя в лицо он делал это также по страху Божию. Так понимаемая личная свобода ни в коем случае не означала отрицания нравственного долга напротив, она исходила из ясного осознания своих обязательств.
Вымывание веры из общественного сознания, утрата чувства предстояния перед Богом породила великие тоталитарные режимы ХХ века когда этика долга утратила свой религиозный корень, и превратилась в этику долга перед Партией, Вождем, Фюрером, Расой, Пролетариатом или еще какими-нибудь секулярными идолами. Ужасающие злодеяния, совершенные этими режимами, показали, насколько чудовищными последствиями оборачивается провозглашение абсолютного долга по отношению к кому-то, кто не есть Бог. Но в наше время мы столкнулись с другой реакцией отрицанием этики долга как таковой. "Моя жизнь принадлежит мне, все что стесняет мои личные желания есть невыносимое попрание моих прав, угнетение и дискриминация", причем невыносимым угнетением оказываются не только какие-то принудительные меры государства, но и простое неодобрение, высказываемое Церковью.
Одним из проявлений отрицания этики долга является культура смерти продвижение абортов, эвтаназии, и уже вслух высказываемые некоторыми вполне уважаемыми представителями академической элиты (например, Питером Сингером или Джоном Харрисом) предложения легализовать убийство уже рожденных младенцев.
Дело в том, что поддержание жизни других людей, особенно беспомощных, таких как младенцы (в утробе матери или вне ее) или старики, напоминает о наших обязательствах по отношению к другим и ясно указывает, что мы не принадлежим себе, но имеем обязательства по отношению к другим. Для мировосприятия, связанного с тезисом "это моя жизнь, и я могу делать с ней что хочу" "нежелательные" младенцы (а в перспективе и старики) выглядят как угроза свободе и легальный, общественно приемлемый способ избавления от них воспринимается как несомненная ценность, которую надлежит твердо отстаивать перед лицом консервативных сил.
На демографии это сказывается совершенно очевидным образом, и общества, процветающие и благополучные как никогда в истории, в то же время сталкиваются с сокращением населения, которое вынуждены компенсировать за счет иммиграции. Иммигранты не принадлежат к "культуре смерти" у них все в порядке и с естественным приростом, и с чувством долга по отношению к "своим", и если они не перенимают культуру смерти от принимающей стороны, они неизбежно вытесняют коренных жителей.
Корни проблемы, стоящей перед Европой не в Исламе как таковом, а в разрушении той этики долга и предстояния перед Богом, которая создала европейскую цивилизацию. Для нас эта проблема не менее актуальная на низкую, как и везде в Европе, рождаемость накладывается высокая смертность, прежде всего, от алкоголизма. Да, у нас пока нет, как в странах Западной Европы, городских кварталов, куда коренным жителям вход фактически воспрещен так называемых no-go areas – но это обусловлено не какими-то нашими преимуществами, а тем, что Россия пока гораздо менее привлекательная для иммиграции страна, с гораздо более слабой системой социальной помощи. Поскольку мы страна отсталая, в буквальном смысле движемся в том же направлении, но медленнее у нас есть возможность посмотреть на передовые страны и подумать, а хотим ли мы туда.
Источник: Радонеж