Власть не прислушивается и не хочет прислушиваться к голосу церковной общественности. Это стало особенно очевидно после подписания 3 июня 2009 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии". Ювенальная юстиция, обязательный секспросвет школьников и строго толерантное отношение к содомскому греху в считанные дни получили в России законодательную основу. И это на фоне бесконечных переговоров о введении "Основ православной культуры" и создании нравственного совета на телевидении. По мнению руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова, у Церкви остался только один путь, чтобы вразумить представителей власти, заявляющих о своем православном вероисповедании.
О.Евгений, после ратификации Европейской социальной хартии Вы выступили с заявлением, что для вразумления наших властей остался только один путь – отлучение их от Церкви. Чем вызвано столь резкое заявление?
Вначале я хотел бы напомнить строчки из "Основ социальной концепции" Русской Православной Церкви, разработкой которой руководил наш Святейший Патриарх Кирилл (тогда митрополит Калининградский и Смоленский): "Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к... разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни".
Мы можем наблюдать все более и более ухудшающуюся обстановку в стране. Растут стремительными темпами преступность, наркомания, алкоголизм, аборты, разрушается семейная жизнь, развращается подрастающее поколение. Я часто говорю, если проблема касается образования, мы обращаемся в Министерство образования, если здоровья нации – в Минздрав. Когда речь идет о духовно-нравственных проблемах, то на борьбу с ними должна решительно выступить Церковь. Сейчас с целью оправдания нарушения духовных законов формируется законодательная база. И делают это люди, которые так или иначе принадлежат Церкви.
Давайте вспомним начало XX века. Когда самый известный и популярный русский писатель Лев Толстой выступил с еретическими воззрениями (а это канун революции!), Церковь не побоялась отлучить его от церковного общения. Потому что отлучение от Церкви – это призыв человека исправиться и через покаяние вернуться к Богу. И Лев Толстой попытался сделать это в конце жизни, другое дело, что не успел. Видимо, слишком великим был грех, и Господь не принял его покаяния.
Поэтому сегодня, когда крещеные люди, облеченные государственные властью, принимают антихристианские, антидуховные решения и не внемлют никаким призывам своих пастырей, остается только одно – отлучить от Церкви с призывом пересмотреть свои взгляды и через покаяние вернуться обратно. Слов было сказано очень много. Десятки лет мы бьемся за право преподавания православной культуры в школах, а воз и ныне там. Доколе, хватит! Надо пойти на радикальный шаг, и это даст возможность объяснить людям, почему мы плохо живем, почему в духовно-нравственной сфере происходят такие безобразия. Да потому что власть идет путем нарушения заповедей Божьих.
Батюшка, Вы считаете, что ратификация Хартии, равносильна распространению еретических воззрений?
Наша беда сегодня, что мы пытаемся юридическими законами решать духовные проблемы, а это невозможно. Это разные плоскости. Вернемся к хартии. Что такое ювенальная юстиция – это хула против пятой заповеди, "почитай отца твоего и мать твою". Что такое секспросвет – это узаконивание сексуальных отношений вне брака, то есть блуда. Детское растление – это страшный грех. "А кто соблазнит одного из малых сих... тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море". Или терпимое отношение к содомскому греху. Если говорят, что это терпимо, давайте Библию вспомним, что ждало Содом и Гоморру. Открытое принятие антихристианских законов – это та же пропаганда ереси. Напомню, что Льва Толстого отлучили только тогда, когда он начал открыто пропагандировать свои еретические взгляды.
Ваше мнение вызвало неоднозначную реакцию в православной среде. Так, православные писатели Владимир Крупин и Николай Коняев, известный политический деятель Александр Крутов высказали на "Русской Линии" несогласие с Вашей позицией.
Эти комментарии вызвали очень горестное впечатление. Крещеный человек (или его восприемники) давал клятву, что будет служить Богу, общаться с Богом в православной традиции. И если человек этого не делает, то в конечном итоге – он клятвопреступник. Если люди, будучи крещеными, не ходят в Церковь, это страшно для всех православных христиан. Вспомним: мы – Тело Христово, если страдает один член, страдает все Тело. Если болят зубы, то весь организм стонет. Церковь сейчас находится в таком положении, потому что многие ее члены не ведут церковную жизнь, не касаются Таинств. И тут православные писатели говорят: ну не ходят представители власти в храм, и пусть не ходят. Так нельзя!
Если мы отлучаем их от Церкви, это идет на пользу самим людям. Сейчас они не ходят в Церковь, и за это будут осуждены. При отлучении им это в осуждение не вменяется, и они будут твердо знать, что в Церковь дорога закрыта, и возврат может быть только через изменение жизни. Если мы равнодушно промолчим, эти люди будут вправе в Горнем мире предъявить претензии нам, пастырям: "А вы почему молчали, почему не говорили, не предупреждали, что нас ждет в этом мире. Почему вы так спокойно смотрели, как гибнет наша душа. За что вы нас так не любили?". Отлучение человека от Церкви – это акт гуманности к нему, попытка вернуть заблудшего сына.
Когда Николай Коняев говорит, что лучше расстрелять, чем отлучать, это ни в какие ворота не лезет! Может, Синоду тоже надо было добиватьcя смертной казни Льва Толстого, а не призывать его к покаянию? Отправлять человека в греховном состоянии, в падшем состоянии на тот свет?!! Нет, отлучением мы даем ему возможность осознать свою ошибку и исправиться. Тогда мы вправе будем сказать пред Господом, что сделали все от нас зависящее.
Писатели В.Крупин и Н.Коняев говорят, что у Хартии есть достоинства, так как общество сейчас бездуховное. Так нужно делать его духовным, и не смиряться с положением дел. Иначе можно далеко уйти. Если человек пьет, то лишь бы пил культурно, как на Западе. Если наркотики опасны, то давайте сделаем так, чтобы кололись умеренно и под контролем. Если грешат, то пусть грешат только в рамках Европейской социальной Хартии. Странная позиция для русского писателя и православного христианина. Непонятная мне совершенно.
Александр Крутов заметил, что отлучать от Церкви депутатов Госдумы бесполезно, они только посмеются и выпьют рюмку текилы..
Пусть даже так, но тогда у Церкви появляется духовное, моральное оправдание. Очень многие сейчас спрашивают, почему представители власти, будучи православными, так себя ведут, а вы молчите? А тут можно сказать: "а мы не молчали!" – и объяснить, что сегодня в России духовная обстановка плохая, потому что народ выбрал во власть людей, духовно безграмотных и безнравственных.
Мы как пастыри несем ответственность за каждого крещеного человека, будь он дворником или президентом. Кого люблю, того наказую. Через наказание из любви к ним мы попытаемся вернуть их в лоно Церкви, к полноценной духовной жизни.
Я не думаю, что политик или представитель власти, внешне заявляющий о своем Православии, равнодушно отнесется к отлучению от церковного общения. На всех предвыборных собраниях его могут спросить: "а как же так, почему именно Вас отлучили от Церкви?". Я думаю, это будет достаточно большим взрывом, духовным переворотом. Это радикальная мера, но ситуация настолько быстро и стремительно ухудшается, что я иного пути просто не вижу.
Беседовал Дмитрий Новгородский
Источник: Православие на Северной земле