ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Жонглируя бытовым, или кто и за что нас осуждает

Анна Данилова :: 24 июня 2009

За годы хождения в Церковь, наверное, у всех православных складывается своеобразный список дежурных ответов на недоумения, вопросы и мифы о православии. "Нет, православные совсем не угрюмые и забитые, посмотрите, к примеру на...", "Смирение – это не комплекс неполноценности, вот Александр Невский и царица Тамара были смиренными, а как при этом воевали!".

danilova1_001_001Этот список расширяется и пополняется, нередко самым неожиданным образом. Недавно ко мне в руки попал один журнал "для женщин большого города", который решил посвятить тему номера религии, а точнее, грубоватой насмешке над всем религиозным, показав, что в жизнь современной женщины все это старое и косное моральное и нравственное никак не вписать. Это уже обычный и печальный маркетинговый ход – к Пасхе и к Рождеству какое-нибудь глянцевое издание пишет большую статью на тему в духе "Последнего искушения Христа", и аудитория облегченно вздыхает, что правильно не постилась весь пост и в храм на праздник не собирается, вот ведь, вся эта религия совершенно несовместима с жизнью.

Открывала журнал статья главного редактора, сетовавшего на то, что вопросов у нее много, да известные батюшки ей отвечать на них не пожелали, в диалог с "обычной работающей женщиной" вступать не стали. Главное, что так сильно огорчало главреда – нет, совсем не пресловутая недоброжелательность верующих, наоборот "Общаешься с людьми, называющими себя верующими, приглашаешь их на обед, даришь им подарки, а в душе – крамольная мысль: ведь они считают меня безбожницей и уверены, что гореть мне в аду, а продолжают как ни в чем не бывало мне улыбаться. Как не заподозрить их в лукавстве?".

Выходит, что пат нам поставили – как ни сделаешь – все будет плохо. Плохо быть приветливым и добрым – "в глубине-то души они меня осуждают!!!", плохо быть неприветливым и недобрым – "ну мы же говорили, все они такие".

Почему автору журнала кажется, что верующие ее в глубине души осуждают? Почему вообще так часто говорят о православных? Почему, скажем, такая мысль не придет нам в голову в отношении продавца в магазине, парикмахера или водителя маршрутки?

Думается, что не верующие кого-то там осуждают. Осуждает нас наша совесть. Именно она нас мучает за те поступки, о которых мы прекрасно знаем, что это грех. Через совесть мы, конечно, научились переступать, но она живучая и все равно грызет нас изнутри. Именно тогда нам бывает стыдно смотреть на иконы, заходить в храм и смотреть в глаза тех, кто этой черты не переступил. Годами мы учились этот голос совести в себе глушить, поэтому теперь мы замечаем только осуждающе, как нам кажется, взгляды людей, а на самом деле, это наша совесть.

Это можно даже доказать. Если я живу вне некой системы ценностей и обрядов, то мне совершенно все равно, что думают обо мне люди, эти обряды соблюдающие. Скажем, мусульманские женщины носят хиджаб, полностью закрывающий голову. И, может быть, мусульманки и осуждают тех, кто хиджаб не носит, только мне же это совершенно безразлично. Даже если мне это скажут в лицо, что, мол, негоже так ходить – у вас своя традиция, а вот в моем мире, в моей вере это совершенно не обязательно. Я могу есть свинину, ходить без хиджаба и работать в субботу, могу переходить дорогу сразу за черной кошкой и не бояться просыпать соль. Я свободна от этого.

Если я совершаю грех, мне действительно видится осуждение в глазах окружающих.

Например, если я прихожу в воскресенье в свой храм уже после того, как закончилась литургия, потому что была в другом храме на службе – я совершенно спокойна и готова радостно ответить как хорошо и в другом храме было, если кто спросит, почему я так припоздала. А если же случится службу проспать, то мне и правда видится в глазах других прихожан немой упрек – вот, православная, а Литургию проспала.

Можно ли сделать так, чтобы совесть замолчала? Да, но успокоится она может только в одном случае – если перестать ее слушать и сделать вид, что мы не понимаем того, что она от нас хочет. Можно сделать так, чтобы она давала нам спокойно и радостно жить и смотреть людям в глаза, только именно для этого ее и придется слушать – и внимательно!

"Как соотнести столь уважаемую мной систему ценностей, выстроенную человечеством, с жизнью работающей женщины, пытающейся жонглировать одновременно и карьерой, и семьей, и дружбой, и борьбой с целлюлитом.... И роняющей попеременно то одно, то другое", – спрашивает главред журнала для "женщин большого города". На самом деле, ничего нам не мешает работать, воспитывать детей, дружить и худеть, и, на самом деле, точно так же проходит жизнь любой женщины независимо от ее вероисповедания. Не в системе тут ценностей дело – эта система сама по себе вторична. Единственно важное в христианстве – это сам Христос. И не систему ценностей надо соотносить с ежедневной своей суетой, а жизнь свою строить так, чтобы главным в ней был Христос. А Он оставил нам всего две заповеди – возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя. Только эти две простые заповеди, но прожить их надо всей своей жизнью: любя Бога – соблюдать Его заповеди, любя ближнего и помогая ему. И тогда нам не просто перестанет мерещиться осуждение в глазах окружающих, тогда мы научимся жонглируя миллионом наших рутинных ежедневных дел, роняя то одно, то другое, не разронять самого главного, не разронять смысл нашей жизни. Не разронять и не растерять то для чего мы живем, не перепутать главное и второстепенное, не предать мужа, не забросить детей, не отмахнуться от чужой боли, не испугаться в старости вопроса самому себе "Для чего я жил?". Жонглируя бытовым, не разбить вечное.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама