Он автор проектов храмов в городах Омутнинск, Пермь, Миасс, Киров, а также в поселках Верещагино, Менделеево, Баранча, Шамары, Русская Тавра. Нынче в этот список добавился еще один проект храма – невьянской старообрядческой общины На молебен к месту будущего храма в г.Невьянск из Нижнего Тагила приехал архитектор Борис Пономарев.
В самом основании храм будет необычным. На чертежах видно, что он будет располагаться в форме буквы "г". Первый проект невьянского храма был другим, но на этой территории он не поместился по площади и, после совещания с главным архитектором Свердловской области Григорием Мазаевым, было решено полностью переделать проект. Все церковные требования в проекте здания учтены – к этому я всегда тщательно подхожу.
Лично я в архитектуре мало что понимаю, поэтому мой вопрос может показаться наивным. И все же – сколько времени Вы тратите на проектирование церковного здания?
Чтобы тщательно проработать архитектурную и строительную части, работать над проектом приходится по несколько месяцев, до года. Здесь спешки быть не может. Во-первых, обращаются ко мне задолго до строительства, т.е. времени на проектно-архитектурную работу, как правило, дается достаточно. Во-вторых, я сам не делаю что-то наспех, но если берусь, то стараюсь довести до ума. Как Богу угодно.
Для Вас создать проект здания, в частности, проект старообрядческого храма – это творческий процесс или технология?
Я и сам человек в жизни, скорее, творческий. Увлекателен сам процесс, ведь от тебя зависит, каким будет храм, придется ли он по вкусу христианам, будет ли необычным в своей красоте. А моя задача видеть его готовым задолго до того, как будет готов макет на бумаге. Главное именно это – представлять, что, как и где будет располагаться, не будут ли нарушены стандарты, а также как эти стандарты будут согласовываться с церковными канонами. Потом, когда проект уже готов, внутренне начинаешь переживать еще больше: придется ли он по вкусу тем, для кого создавался, одобрят ли.
Что чувствует человек, который спроектировал храм, а после, спустя время, приходит под его своды молиться?
Вряд ли это можно объяснить, не пользуясь банальностями. Конечно, у каждого человека свое предназначение. Мое – именно в этом, в архитектуре. Это и чувство духовной радости – стоять на Литургии в храме, который построен по твоему проекту, это и удовлетворение, и чувство выполненного долга. Человек может иметь то или иное предназначение, он может даже догадываться о нем, но не идти по этому пути, зарывая, пользуясь евангельской метафорой, свой талант в землю. Поэтому, если есть понимание того, что "Бог наградил даром и я им воспользовался во славу Его" значит, человек не зря землю топчет.
Екатеринбург
По материалам источников: "Самарское Староверие"