ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Медитация литературоведа

Современной прозе ближе нирвана, чем христианский рай

Алексей Поляков :: 01 июля 2009

Татаринов А.В. Власть апокрифа: Библейский сюжет и кризисное богословие художественного текста. – Краснодар, 2008. – 712 с.

Вышедшая ограниченным тиражом на Кубани книга Алексея Татаринова "Власть апокрифа" представляет собой литературоведческий анализ влияния Библии на мировую литературу. Книга состоит из четырех частей. Первая – о Священном Писании и его влиянии на словесность IV–XVII веков. Вторая – о литературных инверсиях евангельской истории в XX веке. Третья – об Апокалипсисе в современной прозе. Четвертая часть – о литературной критике, которая стремится так или иначе оценивать произведения, касающиеся религиозных проблем.

Что придает столь разным тематическим разделам единство? Мысль о неизбежном взаимопроникновении художественной словесности и богословия, которое Борхес называл "областью фантастической литературы". Сначала Татаринов (часть I) пишет о том, как религия превращается в литературу, как Христос входит в миры героического эпоса, рыцарского романа, "Гамлета" и "Дон Кихота". Потом он подробно рассматривает иной процесс (части II–IV): литература стремится стать религией, представить иные версии священных сюжетов.

В первой части ("Библейский сюжет и его становление в литературе Средневековья и Ренессанса") автор представляет библейский канон как религиозный текст, причастный к литературе сюжетом, образами, художественной речью. Этот раздел книги можно оценить как учебное пособие для тех, кто стремится впервые прикоснуться к Ветхому и Новому Заветам – единому сюжету и духовной реальности, призывающей человека к спасению. Но последняя глава первой части выходит за рамки учебной литературы. Алексей Татаринов стремится показать, что в средневековой словесности библейский сюжет начинает создавать художественные миры и одновременно подвергается неизбежным трансформациям согласно логике нового исторического времени. Христос воплощается в героях византийской агиографии, с мечом в руках идет на битву с маврами в образе Роланда, обнаруживается в запретной любви Тристана и Изольды, становится ключевой проблемой поэм Данте, стихов вагантов и Франсуа Вийона, воплощается в "нашем Господе Дон Кихоте" (Мигель де Унамуно), помогает понять смысл революции, совершенной Гамлетом, которого Татаринов считает первым европейским героем, почувствовавшим обаяние буддийской пустотности.

Во второй части ("Художественные тексты о евангельских событиях") читателям предлагается мысль о том, что апокрифы – это не только древние тексты на библейские темы, созданные гностиками и иудео-христианами, но и все литературные произведения о событиях Ветхого и Нового Заветов. Эти тексты автор называет стилизованными апокрифами. В книге представлено не менее пятидесяти таких произведений. Наиболее подробно пишет Татаринов о романах Казандзакиса ("Последнее искушение"), Панаса ("Евангелие от Иуды"), Сарамаго ("Евангелие от Иисуса"), Мейлера ("Евангелие от Сына Божия"), о рассказах Андреева ("Иуда Искариот"), Арцыбашева ("Братья Аримафейские"), Борхеса ("Три версии предательства Иуды"). Критерием оценки произведений становится не содержательное соответствие каноническому сюжету, а качество художественности и глубина личных страданий писателей, обратившихся к жизни Иисуса Христа.

Третья часть ("Кризисная эсхатология кризисной прозы") – о тех произведениях XX–XXI веков, в которых автор находит свершающийся в речах или событиях Апокалипсис. Алексей Татаринов называет эту часть книги "литературоведческой медитацией над текстами, объединенными присутствием эсхатологических мотивов". Это не совсем обычная эсхатология. В произведениях Пелевина и Сорокина, Уэльбека и Бегбедера, Леонова и Шарова, Кундеры и Борхеса, Сартра, Селина и Камю переплетаются образы избавления и исчезновения, спасения и уничтожения. Этот литературный Апокалипсис чаще сообщает о реальности буддийской нирваны, а не о духовном изобилии христианского рая.

В четвертой части ("Литературные апокрифы как религиозно-философская проблема современной критики") отдельные главы посвящены роману Булгакова "Мастер и Маргарита", роману Леонова "Пирамида", поэмам Кузнецова "Путь Христа" и "Сошествие в ад". Исследовав множество работ, посвященных этим произведениям, Татаринов приходит к выводу о двух основных традициях в современной критике, обращенной к проблеме "религия и литература". В одной традиции, крайне суровой по отношению к Булгакову, Леонову и Кузнецову, "запрограммировано спасение читателя от опасного произведения". В другой "решается задача спасения самого текста от обвинений ортодоксальных критиков". Оценивая литературу как "великую относительность, временно избавляющую нас от бесконечных обязанностей перед миром официального разума", автор – на стороне традиции, защищающей Булгакова, Леонова и Кузнецова от обвинений в ереси.

"Власть апокрифа" – книга о власти литературы. Автор постоянно напоминает, что "художественное произведение остается свободным и необязательным даже в тот момент, когда начинает выстраивать сюжет, напоминающий Священную историю". Литература ("апокриф") "не создает храмов, никому не обещает явной и доказанной победы над смертью". "Выход из литературы всегда открыт", – указывает автор на право читателя закрыть книгу в любой момент. Литература нуждается в религии, поднимаясь над земной суетой. Но, по мнению Татаринова, и религия нуждается в литературе, ведь она помогает избавиться от фарисейства – главного объекта авторской атаки.

Фарисейство Татаринов видит в стремлении к заученному знанию, в желании осуждать инакомыслящих, в недоверии к свободному слову, в страхе перед диалогом. "Литература обещает, что в ее пространстве не появится Великий инквизитор, страстно искореняющий апокрифы ради спасения в искусственном единстве, утратившем свободу", – этой фразой заканчивается исследование. Впрочем, эта книга и о власти канона. Дело даже не в том, что во всех частях Библия вдохновляет писателей на литературный труд. Сам автор часто подходит к экзистенциальной мысли о том, что художественная свобода не спасает душу – спасает канон, точнее пребывание человека в мире, где "литературная относительность" побеждена религиозным абсолютом.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама