ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Страницы истории Гривской староверческой общины

Василий Барановский :: 16 октября 2006

Даугавписская Гривская староверческая община зарождалась непосредственно наследуя духовно-историческое достояние, существовавшего в 1660–1837 гг., Лигинишкского древлеправославного храма, который в определенной степени также положил начало возникновению Володинской, Войтишкской, позже – Малюткинско-Юдовской, общин.

Гривская община продолжила духовные деяния лигинишских ревнителей старой веры. Крест, установленный на месте Лигиншского храма и торжественно освященный 21 июля 2003 года – памятник не только пастырям и молитвенникам, но и всем их преемникам последующих времен.

В списках староверческих общин Латвии датой основания Гривской общины указывается 1872 год. Судя по имеющимся сведениям, несмотря на преследования и гонения со стороны тогдашних властей, прихожане располагали деревянным молитвенным домом. В 1890 г. Курляндское губернское управление разрешило обновить моленную, кроме звонницы. Кирпичная колокольня с крестом была пристроена к деревянному корпусу (строению) храма после 1905 года.

С предоставлением древлеправославным христианам свободы вероисповедания и гражданских прав, возрождение, характерное для всего Староверия, проявилось и в жизни Гривской общины.

10–12 февраля 1906 г. (по новому стилю) в Вильне (нынешнем Вильнюсе) проходил съезд старообрядцев восьми губерний Северо-Западного, Привисленского и Прибалтийского краев России. В числе участников съезда была группа посланцев Гривской общины: наставник Степан Никитич Григорьев, попечитель храма Федор Сметков, Исидор Петрович Григорьев, Иван Иванов. Исидор Григорьев перед заркытием съезда произнес благодарственное слово в адрес его организаторов,от имени Гривской общины выразил одобрение тем, что съезд принял направление, предложенное отцами и учителями Древлеправославной Поморской Церкви. Он поддержал высказанное во время заседаний мнение, что "в духе нашей древней старины и русской отечественной народности настоящим собором возможно положить фундамент для самобытности и единения наших старообрядческих общин".

И.Григорьев был включен в состав депутации к государю Николаю II.

Спустя пять лет после Виленского съезда, 3–5 июля 1911 г., в Двинске (Даугавпилсе) состоялся Всероссийский съезд старообрядцев-поморцев по народному образованию. Среди выступавших на съезде упомянут заведующий Гривским старообрядческим училищем И.Е.Карпушенко. К сожалению, более полные данные об этом училище на сегодня отсутствуют. Известно лишь, что кроме Гривского, в тогдашнем Илукстском уезде, были учреждены Калкунское, Илукстское старообрядческие училища7.

Первая мировая война разорила многие помыслы и свершения общины. Длительное время Грива находилась в прифронтовой полосе. Часть местных староверов испытала беженство.Угнетали потери, острая нужда.

Тем не менее община сохранила храм,серегла церковное имущество. Возвращение к мирной жизни вселило благие ожидания и надежды.

4 ноября 1920 г. руководители старообрядческой общественности созвали в Резекне первый Вселатвийский старообрядческий съезд, который создал Центральный Комитет по делам старообрядцев Латвии. Одним из пятнадцати избранных на съезде членов Комитета стал представитель Гривской общины Федор Сафонович Барун (1883–1957). На втором съезде, 10 декабря 1921 г., его избрали казначеем Комитета. Затем он также избирался в Комитет, в частности, на седьмом съезде (Екабпилс, 1927). Первостепенной задачей Комитет видел выборы в каждой общине церковного совета. Нужно было преодолеть неподготовленность старообрядцев к общественной жизни, налаживать просвещение. Федор Сафонович выполнял десятки поручений, в большинстве – сложных. Помимо забот в своей общине его ждали дела в других общинах, и повсюду нуждались в помощи. К примеру, 10 декабря 1927 г. ФюБарун вместе с членом Комитета Григорием Елисеевым присутствовал на общем собрании прихожан Малюткинско-Юдовской общины, выступал перед ними. Староверы Юдовки переживали серьезные трудности. Не удавалось подыскать постоянного наставника. Требовалось финансовое подкрепление – в основном на строительно-ремонтные работы. Комитету хронически недоставало денежных средств, и все-таки он худо-бедно выделял общинам пособия. Малюткинско-Юдовская община получала их, пусть и в скромных размерах, несколько раз. Вероятно, содействовал тому и Ф.Барун.

В 1928 г. Гривская община насчитывала 1470 душ. Значительную ее часть составляли молодые прихожане. Поэтому живой интерес вызвало учреждение в Риге "Кружка ревнителей русской старины". И.Н.Заволоко и его рижские единомышленники нашли в Гриве последователей. Весной 1983 г. автор этих строк встречался с И.Н.Заволоко. Рассказывая о деятельности Кружка, его отделениях в Даугавпилсе, Резекне, Гриве, зачинателями этого движения среди гривской молодежи Иван Никифорович назвал Макеева и Балышева.

Аркадий Дионисьевич Макеев (1907–1985) – уроженец Екабпилса. С шести лет обучался славянской грамоте, позднее – знаменному пению. Во время I мировой войны семья жила в городе Ржеве. Аркадий посещал храм, окончил здесь городское училище. По возвращении в Латвию прошел церковную подготовку в Гребенщиковской общине. 17-летним был поставлен в головщики Гривской общины. Тогда же начал свой трудовой путь. В 1930–1940 гг. А.Макеев руководил хором Кружка ревнителей русской старины. Причем хор собирал исполнителей из нескольких общин и назывался Двинским объединенным хором. А.Макеев – участник Великой Отечественной войны, удостоен медали "За отвагу". С 1947 г. до последних дней жизни служил головщиком правого клироса Гребенщиковского храма. Л.С.Михайлов писал о нем: "Глубокий бас Макеева украшал наш хор".

Старостой хора в Гриве был Василий Хрисанфович Балышев (1905–1978) – выпускник религиозно-просветительских курсов в Даугавпилсе. Он также в 30-е годы состоял головщиком Гривского храма, в рамках деятельности упомянутого Кружка занимался проведением духовных вечеров. В число хористов входили молодые гривчане Клавдия Сивакова, Василий Воробьев, Любовь Барун, Афанасия Красовская, Карп Балышев, Иван Перевалов, который, как и В.Балышев, окончил религиозно-просветительские курсы, преподавал в Гривской общине Закон Божий. 29–30 октября 1933 года хористы Гривы приняли участие в Певческом празднике старообрядческой молодежи Латвии, проходившем в Риге.

Становлению хора, вообще расширению Кружка способствовала Антонина Ершова. Примечательно, что известные в русской среде педагоги, поборницы культурного подъема староверчества сестры Ершовы – Антонина, Комита, Миропия – в 1920 г. создали при мужском хоре Гребенщиковской общины любительский женский хор.

Плодотворным было общение гривчан с Феоктистой Михайловой (1906–1936). В 1930 г. она закончила Пражский Карлов университет со степенью доктора философии, защитив исследование по староверию. Возвратясь из Праги в Даугавпилс, преподавала в гимназии, выступала с лекциями на молодежных вечерах, обретая широкое признание и уважение. Но судьба ее сложилась печально. 5 октября 1936 г. в возрасте 30 лет Феоктиста умерла. Она похоронена на Гривском кладбище. Нынче – 100-летие со дня рождения Феоктисты Антиповны Михайловой.

В начале 30-х годов духовное руководство Гривской общиной принял наставник Леонтий Николаевич Циркин, выходец из окрестностей белорусского города Видзы, до переезда в Гриву – настоятель Криванской общины (Даугавпилсский уезд). В его бытность Гривская община приступила к строительству нового каменного храма, поскольку строение прежнего молитвенного дома обветшало и уже не отвечало потребностям существенно выросшей общины. Вместе с Ияковом и Аврамием Синявскими Л.Н.Циркин возглавил стройку. Работы вели всем миром, часто применяя хозяйственный способ. Кирпич, например, староверы Гривы возили со станции Калкуны на собственных лошадях. Ведущим строителем храма явился Ияков Андреевич Синявский (1878–1960) – председатель общины, незаурядный мастер, внесший во время возведения храма ряд ценных технических новшеств.

По воспоминаниям сына Л.Н.Циркина – ныне покойного Тимофея леонтьевича Циркина – освящение нового храма было совершено в конце лета 1936 года Л.Н.Циркиным и наставником Войтишкской общины Никоном Васильевичем Никитиным. Факт освящения Гривского храма в 1936 г. указан в книге А.Жилко, А.Гузика "Старообрядческие храмы Даугавпилса".

Таким образом, современному храму Гривской староверческой общины – 70 лет. В следующем, 2007 году исполнится 135 лет со времени основания общины. Это – многозначительные вехи в ее вековой истории.

По материалам источников: "Старовер-поморец"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /