У его фильмов свойство впитывать время, угадывать подсознательные ожидания, предсказывать ближайшее будущее. Одним из первых он ярко и точно выразил эпоху время сумрачных, шалых, отчаянно веселых 90-х.
Ваши "Такси-блюз" и "Луна-парк", обнажившие мировоззренческий конфликт эпохи, оказались перпендикуляром не только советскому кино, но и всему тому, что вы делали до этого. Это призыв времени? Освоение территории "дозволенного"?
"Такси-блюз" первое кино, в котором я заговорил серьезно, от себя. До того я не верил, что могу сказать что-то честное, без оглядки. Писал халтурные сценарии. Огорчался. И все равно писал. Иного места для меня не было. Пытался стать режиссером не получалось. Угрюмая жизнь. Но и веселая. Довлело ощущение неправильного мира, в котором все понарошку. Слова и реальность. И вот образовалась щелочка. Дверь даже не открылась, а меня подхватило, сквозняком вынесло туда. Все сложилось. Написал сценарий, он попал к французам. Но знаешь, дежурная фраза "лихие 90-е" меня бесит.
Во всяком случае, это время рождения режиссера Павла Лунгина.
Считаю, это время драматичное и потрясающее, в котором было много счастливых людей. Жизнь творилась на глазах. Пришла пора переустройства мира. Переустроили его, может, не лучшим образом. Но была эта бешеная энергия переустройства...
"Такси-блюз" стало исповедью? Или долгожданной возможностью адекватного профессионального воплощения.
Я рассказал историю в какой-то степени про себя. В образе музыканта Леши. Я предчувствовал надвигающуюся тотальную ненависть. Уже началось расслоение, ментальный раскол общества. Делая фильм, я осознал, что таксист Шлыков мне интереснее, чем музыкант. Мы сами "музыканты". А как выразить бессловесному человеку советской закалки чувство обмана, крах опор. Все, к чему его вели, чем заклинали – оказалось пустышкой. Осталось горечь разочарования...
Вы ринулись в пространство свободы – смысловой, профессиональной. Решились на смену языка, непозволительную прежде откровенность в диалоге со зрителем.
Впервые сам снимал, и отчего-то не боялся. Мне предлагали делать фильм на студии. Отказался. Первым в России снял огромную квартиру. Обустроил студию, декорацию, там и снимали. Это было какое-то новое варварство.
Не только у вас. В 90-е многие из режиссеров позволили себе нечто, чего боялись раньше. Открылось эстетическое пространство для нового кино. Именно в ту пору свои лучшие парадоксальные картины сняли Шахназаров, Досталь, Хотиненко. Потом они остепенились.
Мне не дает остепеняться какой-то внутренний парадоксализм. Благодаря ему я иногда и опережаю время. Порой удачно. Порой не попадаю. Но не хочу задерживаться на одном стиле. Хотя, наверное, есть тема, к которой я возвращаюсь. Мучительный процесс просыпания души в человеке. "Такси..." счастливый фильм. Снял. Получил приз в Каннах. Стал известен.
Возможно потому, что в нем рассказана интернациональная история человеческих отношений. Плюс шершавая эстетика. Само время провоцирует режиссера на определенное высказывание, способ рассказа. Время подвигло режиссеров на опусы-откровения: "Дюба-дюба", "Макаров", "Нога", "Окраина", "Облако-рай". Оно извините, дало всем вам пинок.
Бесспорно, но оно и обмануло, часть режиссеров остались в том времени. А время менялось, убегало.
Многие режиссеры 90-х оказались создателями одной картины.
Можно один раз снять хорошее кино. Потом уже требуется продираться сквозь внутренние и внешние преграды. Без профессионализма не проскочишь. Тогда, в 90-ые что-то все мы увидели. Энергию меняющейся жизни. Чтобы почувствовать, что ты живой, ты должен был себя немного поцарапать.
Посещало ли потом еще это пьянящее чувство драйва, как с "Такси-блюз"?
Старюсь культивировать в себе этот гормон. Все рассказывают, как сложно быть режиссером. Для меня нет ничего более простого.
Странно это слышать.
Вырабатываю в себе этот витамин. Если мне не хорошо на площадке, то и всем худо. Снимаю импровизационно. Если и делаю раскадровки – не использую. Потому что необходимо добыть какую-то правду, происходящую здесь в эту минуту на площадке.
Значит, не следуете скрупулезно сценарию?
Сценарий может распасться. Это двухмерное нечто, зафиксированное на листе бумаги. Кино последовательная система двойного предательства. Сначала предаешь сценарий, который должен умереть и перевоплотиться в нечто иное. Когда ты монтируешь фильм все свои радости, находки на съемочной площадке безжалостно вырезаешь. Это система отчуждения от фильма.
Или живая диалектика кино отрицание отрицания.
Я по-прежнему пытаюсь работать в стиле кино 90-х. Так мало кто работает. Мне нужно самому во все влезать, бегать по площадке...
Это метод работы. По стилю сегодня вы уже совсем другой. Более, я бы сказала, респектабельный.
Возможно, чувствую время. Иногда слишком быстро. Это вообще одна из моих проблем. Слишком быстро отвечать в разговоре...
"Чувствовать время" воплощать его на экране? Или вступать с ним в диалог, диспут. Время-то не всегда на дворе хорошее. Мне кстати, в "Царе" услышалась некоторая полемика с настоящим, даже большая, чем в "Острове".
Но мне кажется, что и "Остров" – полемичная картина. Она отсылала к категории стыда, совести. Для меня, больше к совести, чем к религии. Там было ощущение, что Бог везде, он дает тебе испытать боль, которую ты причинил людям. Общество потеряло чувство стыда. И я – внутри этого общества. Вот что мучило меня.
– И все же фильму был присущ стиль "жития", который не может не выглядеть неким нравоучением. Однако самая широкая публика приняла фильм.
В России живут бедно ли, богато но с ощущением неправедности жизни. Его пытаются всячески заглушать. Меня поражает, что при обилии кровоточащих проблем, у фильмов, пытающихся говорить о сокровенном – нет шансов на успех. Общество не хочет думать о себе. Понять себя. Это странно, потому что американцы себя анализировали, бичевали своими фильмами. И французы. У нас едва коснешься реальной боли молодые и старые зрители в один голос: "Ой, не хочу! Не могу". Закрывают глаза, уши: "Вселите нас. Забалтывайте!".
Эта апатия не оборотная ли сторона постоянно висящей опасности завтрашнего дня? Непредсказуемого пути общества. Разлаженного миропорядка. Вот и живу днем, "веселым часом".
Поражаюсь тому, что не делают фильмов о гастарбайтерах. Они повсюду. Ходят полурабы в спецодежде. Все это видят, никого это не волнует.
Но и свобода, грянувшая внезапно, тихо истекает. Как художнику существовать в новой ситуации. Вы можете снимать что хотите?
Сейчас же только экономическая цензура. Другой нет.
Знаю, что вы участвовали в пилотном заседании комиссии по цензуре. Мне понравилось ваше выступление по поводу спорного фильма, "Новой земли". Думаю, устроителей собрания ваш призыв не судить и не карать фильмы разочаровал.
Меня позвали после "Острова", видимо, как благостного святошу. Я всегда не оправдываю ожиданий. Вот откуда мой "Остров", откуда "Такси...". Пытаюсь быть искренним с собой. Единственный камертон реакция на живую боль, на вопросы общества. Может, и хотел бы делать некие отстраненные эссе – у меня не получится. С другой стороны, реакция на боль позволяет оставаться живым. У режиссера есть ужасная опасность: киношное окружение, приятели, почитатели перекрывают связи с реальной жизнью.
Такое происходит не только с некоторыми кинорежиссерами, но и с некоторыми руководителями страны.
Ну да, режиссер тоже маленький начальник. Эта потеря связи – творческая смерть. В этом смысле я себя немножко тираню...
А смысловые качели: от капиталистического "Олигарха" к православному "Острову". Полярная идеология...
А, по-моему, совсем не полярная. Мне стало ясно, что полиция, карательные органы, изобретенные Иваном Грозным, система безопасности и надзора – никогда не смирится с существованием свободного бизнеса. Они обречены быть врагами. Может, в "Олигархе" я что-то недотянул по форме. Мне было важным сказать про крушение интеллигенции. Что ее больше нет. Все ценности: общего учения, общей кухни, общих разговоров, идеалов. Дружбы, которая заменили нам все. Все ушло. Два друга сидят: "Или ты меня убьешь, или я...". Егор Гайдар это точно почувствовал. Написал мне после "Олигарха" умное письмо о том, что увидел в фильме историю про крах системы ценностей советской интеллигенции. Которая была солью, смыслом, основой. А развалилось как карточный домик. Мне кажется, "Олигарх" фильм недооцененный. Темой этой никто больше не занимался.
Если "Такси..." был входом во время перемен, то "Олигарх" прощанием с ним.
После него, я ощутил внутреннюю необходимость перехода к "Острову". Фильмы фиксировали изменения в общества. Потом общество перестало меняться, застыло. Почти 10 лет неподвижности. Если раньше мы не знали, как жить, теперь кое-как научились. Зато не знаем – зачем? Весь мир, в сущности, не готов к тому, что живет ради денег. Однако Россия оказалась не готовой к этому решительно. Потому так неистово хочется денег, и так непонятно – зачем...
У нас "любовь-ненависть" чувство, распространенное далеко за материальные пределы. Свои первые творческие опусы вы именовали маргинальными. Marges по-французски "поля". Сегодня ваши фильмы – уже не заметки на полях, а "основной текст". Кажется, в каждой картине вы пытаетесь сформулировать некое важное сообщение для общества...
К себе отношусь иронически. Но крутят какие-то силы, диктуя что делать. Не считаю себя проповедником, но какой-то крик о смыслах начинает из меня исторгаться. Видимо, для меня самого болезненны утраты смыслов... при том, что жизнь складывается благополучно. Откуда это ощущение черных провалов? Во мне, вокруг меня.
"Царь" попытка размышлений о природе русской власти?
В общем, да. Первоначально картина называлась "Иван Грозный и Митрополит Филипп". Ушедший недавно мой товарищ Миша Генделев, посмотрев материал, сказал: "Фильм должен называться "Царь". Это конечно про начало драматичных отношений между народом и властью. Властная сторона привыкла жить в противоестественном сожительстве с двумя правдами. Нашел фразу у Грозного: "Как человек я грешен, а как царь – праведен". Выходит, правителю положено быть грешным?
Давние призывы к высшим смыслам, умозрительные идеи, залившие ХХ век кровью. Он – царь и это многое объясняет. Помню, вы говорили, материал для себя – это вы сам. Насколько вы поменялись в наше тотально переменчивое время. Мог бы сегодня Лунгин снять отважное и бесшабашное "Такси-блюз"?
Не знаю. Наверное, нет. Мы стареем. Я вот думал: возможно ли продолжение, "Такси-блюз 2"? Кем они стали? Не вижу: кто они, куда ушли. Не чувствую.
И выжили ли они в лихие 90-е? Они ж не власть. В "Царе", митрополита жестоко убивают. Царь остается жить. Он и поныне живее всех живых. Опросы это показывают.
Он необходим. Народ взывает, хочет его. Это все интуиция. Когда я начинал думать о Грозном, в обществе о нем сильно подзабыли. И вдруг в течение последнего года, начался настоящий бум. Выходили книги, сериалы, телепрограммы. Почему? В головах людей сидит: "Приди. Спаси. Накажи нас. Будь построже". Вызывают дух "грозного царя", видимо не в силах справится с собой. Или с жизнью.
Вы человек европейский. Признанный и там, и здесь. Живший по обе стороны границы. Насколько вы ощущаете себя свободным от наших ментальных оков.
Живу здесь, потому здесь жить естественнее и интересней. Европа все-таки сделана для наслаждения жизнью, это скучно. Я так же раздвоен, как все мы. У меня тоже внутри любящего праздник, застолья весельчака и бражника сидит грустно смотрящий на все, в том числе и на себя человек. Вот отчего я должен работать в России с русскими темами.
Но сегодня ситуация в кинематографе меняется. Вы готовы снимать ценностные, необходимые государству проекты?
Так как я понимаю, да. "Царь", например, мне не кажется вредным для власти. Мне кажется, нынешняя власть не пытается быть грозной. Сама находится под давлением. Ее пытаются, конечно, сдвинуть в сторону "угрознения". Доброхотов много. Пока она не сдвигается. У нее свои проблемы. Это власть успеха, денег, функционирования. Победитель всегда прав. Но пока не власть тотального подавления.
На ваш взгляд, о чем важно снимать сегодня. Я чувствую ощущение растерянности среди кинематографистов. Разрыв с кинозрителем. Непонимание того, что нужно людям.
Мало того, не существует даже какого-то отлаженного способа делания фильма. Каждый фильм решается по-своему. Находятся спонсоры, деньги. Каждый с нуля. У нас в этом смысле нет кинопроцесса. Может, сейчас он зарождается. Но в каждом поиске средств, есть момент обмана. С одной стороны, деньги не вернешь. С другой, то, что ты формулируешь, должно понравится дающему деньги. То есть режиссер изначально понимает, что необходимо замысел как-то приработать-приблизить к спонсорам. Тут и начинается лукавство...
А разве с государственными деньгами не так?
Мне государство практически денег не давало. Нахожу сам, пока могу. Мне кажется, у нас нет сегодня общего кинонаправления. Я понимаю, что такое американское кино, румынское, французское. Что такое наше, кто его выражает не знаю.
Более того, не определено: кто его смотрит. Поэтому авторы не знают, для кого снимают, какое кино снимать. Есть ли тема, которая сегодня вас тревожит?
Живу конкретными проектами. Есть несколько задумок. Вновь хочется "резких перемен". Вот я подумал сейчас, что не делаю кино про свою жизнь, про свои отношения. Может сейчас это не нужно? Может, это целомудрие, или... страх?
Про какие бы времена вы не снимали, все ваши фильмы про современность, а значит и про себя.
У меня есть идея в странном преломлении. Современный сюжет "Пиковой дамы" в виде триллера с включением оперы Чайковского. По жанру и стилю что-то совершенно новое. В центре опять современный юноша, который, как Германн, чувствует, что его убивает – жалкость. Что он беден. Талантлив. Не нужен. Что мир ничто. А ему сейчас, немедленно нужно жить. Дайте! Это задыхание человека, готового на все, чтобы урвать, ухватить кусок манящей жизни.
Следуя вашей логике, желаю, чтобы люди, пришедшие на фильм, изумились: "И это Лунгин? Не может быть...".
Источник: Новая газета