ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Староверы без прикрас

Проблема изучения старообрядческой культуры восточного Подмосковья

Сергей Михайлов :: 23 октября 2006

Восточная часть Московской области исстари была местом компактного расселения хранителей Древлего Благочестия. Здесь находятся известные старообрядческие края – Гуслицы, Патриаршина, Гжель, Вохна и др. В плане современного административного деления мы считаем, учитывая, прежде всего историко-культурные особенности, под Восточным Подмосковьем территории Орехово-Зуевского, Павлово-Посадского, Егорьевского, Воскресенского и, частично, Раменского (историческая местность "Гжель") районов. Несколько особняком здесь стоит также Шатурский район, который в принципе можно отнести к данному культурному локусу. Старообрядцы проживали на значительной части Орехово-Зуевского района (Гуслицы и Патриаршина), а также компактными группами в других вышеперечисленных районов, за исключением Шатурского.

Несмотря на территориальную близость к огромному мегаполису – Москве – рассматриваемый регион сохранил немало элементов традиционной культуры и исторических особенностей. Это весьма притягательно для исследователей. Но изучение региона в силу исторических причин таит в себе немало подводных камней. Прежде всего, это точное определение границ локальных в него входящих. Еще в XIX столетии многие преимущественно кабинетные авторы записывали в Гуслицы весь старообрядческий восток Московской губернии, а также входящие в современное Подмосковье части Егорьевского уезда Рязанской и Покровского Владимирской губерний. Таким образом "Гуслицами" был весь рассматриваемый регион. Такой подход имеет место и ныне. Но, несмотря на близость и в вероисповедном и культурном плане всех локусов, каждый из них имеет свои особенности, свою историю. Гуслицы XIX – начала XX вв. несколько больше, нежели историческая волость Гуслица, границы которой четко зафиксированы, но также имела и свои пределы, мало того, помимо культурных особенностей жители местности – гусляки – также имели и четкое самосознание. Жители сопредельных районов отличали себя от гусляков. Огульное включение в Гуслицы, либо какой еще сопредельный исторический регион, всего востока области уже нанесло немалый вред изучению края, определению его локальных особенностей. Считая все "гуслицким", прежде всего старообрядчество, мы не будем ничего знать ни о Патриаршине, ни о Вохне, ни о Загарье и т.д.

Далее важным моментом является наличие в прошлом в рассматриваемом регионе целой криминальной культуры, что, прежде всего, касается Гуслиц. Гусляки занимались и разбоем, и фальшивомонетчеством, и профессиональным попрошайничеством. Об этом свидетельствуют и материалы современников, и многочисленные газетные и архивные материалы. Но ряд исследователей считают необходимым умолчать или вовсе же отрицать наличие подобной истории. Делается это, прежде всего из нежелания "очернять" прошлое, или же из своеобразной "ложной этики". Последняя является наследием советского периода, когда было принято замалчивать многие острые и нежелательные темы. Но полная картина истории края от этого выглядит лубочной и несерьезной. В смущение многих вводит также и то, что криминал Гуслиц и сопредельных районов был тесно связан со старообрядческой средой. Лучшими фальшивомонетчиками были именно иконописцы.

У нас традиционно преподносят старообрядчество как некое темное ограниченное царство, где нет место прогрессу, культуре и т.п. Понятно, что эта "версия" исходила от официальной церкви. Старообрядцы здесь всего лишь автоматически сохраняют некие обряды и традиции, на большее их не хватает. Другая крайность по своей сути не особо далеко ушла от первой. Ее приверженцами в основном являются всевозможные музейщики, искусствоведы, экскурсоводы и проч. "сказочники андерсены". Для них сложное историческое и духовное явление в русской жизни последних столетий не более чем красивый лубок, некий пропахший розовым нафталином музейный экспонат. Если посмотреть невооруженным взглядом, то мало кто знает что такое русское староверие, его предпосылки, историю, культуру и роль в жизни страны. Сейчас о старообрядчестве не смогут рассказать толком даже сами старообрядцы. Местные музейщики из Егорьевска, например, предлагают видеть в Гуслицах местность в которой только писали иконы, лили крестики, писали книги с заставками знаменитой "гуслицкой росписи", да и плели лестовки. Уровень знаний некоторых о старообрядчестве позволил выделить последнее в народный промысел, хотя лестовки плели везде, где жили староверы и нигде, кроме как в Егорьевске начала XXI века это не считалось "промыслом". С тем же успехом можно считать народным промыслом колку дров, соление огурцов, заготовку сена и т.п.

Старообрядчество явление очень сложное. Рассредоточенное на огромном географическом пространстве, оно, даже в рамках одного согласия, представляет целый ряд самобытных миров, каждый из которых не похож на другие. В рассматриваемом регионе также мы наблюдаем несколько старообрядческих мирков, хотя и очень похожих друг на друга, но в то же самое время разнящихся. Даже внутри Гуслиц можно рассмотреть свои субкультуры, некоторые из которых были представлены в прошлом всего лишь жителями одной деревни. Изучать все это надо очень внимательно.

Какими бы мы ни были ревностными древлеправославными христианами, нельзя идти против исторической истины, умалчивая и искажая многие моменты конфессиональной истории края. Многие привыкли считать чисто старообрядческими местностями Гуслицы, Патриаршину, Гжель. Но нельзя игнорировать то, что в данных краях проживало и немалочисленное никонианское население. В Гуслицах самыми старообрядческими были Запонорская и Дорховская волости, где жителей по новой вере было крайне мало. В Беззубовской и Ильинской волостях новообрядцы имели в куда большем числе, составляя в ряде населенных пунктов до половины населения (Ботогово, Внуково и др.), а в Ащерино значительно преобладая. В других исторических местностях процент никониан был намного выше. В Гжели старообрядцы преобладали лишь в селениях в восточной части микрорегиона, на западе же их было совсем немного.

В общем же в рассматриваемом регионе наблюдалось три духовных пласта: старообрядческий, новобрядческий (никонианский) и языческий. Последний сохранялся в бытовой духовной культуре первый двух вероисповедных групп в виде многочисленных рудиментов. Это прекрасно иллюстрируется наличием деревень с "колдовской" репутацией, священных камней, "сосен колдунов" и многого другого, что еще и сейчас можно встретить, общаясь со старожилами. Самым "языческим" считается Шатурский район.

Прошлое такого интереснейшего региона, как восток современного Подмосковья, включая и прошлое старообрядческое, еще является "белым пятном" и еще ждет своего исследователя. Только подходить к прошлому надо крайне добросовестно, не пытаясь в угоду кому-либо, или же из чувства "ложной этики" игнорировать целые пласты прошлого.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /