Дискуссии о новой миссионерской политике Русской православной церкви не утихают. Поводом стал скандал в Севастополе. В колонне байкеров, отправившихся туда по благословению Патриарха Кирилла, на мотоцикле, украшенном стягом с ликом Христа, оказалась полуобнаженная девушка. Наш обозреватель Максим Соколов в своей колонке уже писал, что подобные заигрывания с молодежью немало навредили католикам (см. N 124 от 14 июля). Но спустя неделю после крымского инцидента православный священник отправился в Нарву, на байк-шоу, в программе которого значился стриптиз.
Решение о "диалоге с молодежными субкультурами" было принято весной Всемирным русским народным собором (крупнейшим церковно-общественным форумом). В программном документе целая глава посвящена этому "диалогу". "Молодежные субкультуры" в документе названы "лабораториями для социального творчества". Утверждается, что они "являются для молодежи средой безусловного принятия, дружбы, избавляют молодого человека от страха оказаться непонятым и одиноким". Общаться с представителями этих "субкультур" в соответствии с резолюцией следует на "языке доверия и поддержки". В Севастополе такое доверие байкерам оказывал известный миссионер, протодиакон Андрей Кураев. Ранее он успел заявить журналистам, что Церковь открыта для диалога не только с байкерами, но и с готами, эмо и скинхедами. К сожалению, отец Андрей человек занятой, все время в разъездах, и не нашел времени объяснить, как именно священники будут на языке "доверия и поддержки" общаться с готами они потренировались на кошках и теперь все чаще попадаются на человеческих жертвоприношениях. Непонятно, как батюшка намерен вести диалог и со скинхедами, для которых убийства давно стали делом обычным.
В упомянутой уже резолюции ВРНС совершенно справедливо говорится о недопустимости "популяризации и прославления порока" и попыток представить "патологию нормой, а норму патологией". С такой позицией можно только согласиться. Но разве езда на мотоциклах с голыми сиськами уже норма? И если священник не обличает грех сразу и публично, не одобряет ли он его?
"...Чтобы спасти по крайней мере некоторых"
Владимир ЛЕГОЙДА, глава информационного отдела Московского патриархата:
Если судить по записям в блогах и публикациям в СМИ, основным содержанием байкерского пробега в Севастополе стал эпизод с обнаженной девушкой на мотоцикле. Этот случай сразу назвали новым методом православной миссии. И то, и другое не соответствует действительности.
Начну с конкретики: я не вижу ничего хорошего в том, что на мотоцикле, везущем хоругвь с ликом Спасителя, оказалась обнаженная по пояс девушка. Никакого "миссионерского хода" в этом действе усмотреть нельзя. Сами байкеры признали, пускай постфактум, что это было недопустимо. С провинившегося мотоциклиста "сняли цвета", что равносильно исключению из клуба. Более глубокая проблема, которую эта ситуация обнажила, необходимость понимания, как и зачем Церковь ведет диалог с субкультурами. И как на это реагирует общество.
Я убежден, что те, кто недоволен фактом общения Церкви с представителями субкультур, точно так же ругали бы ее, если бы она не обращала на них никакого внимания. Один из главных пунктов критики севастопольской ситуации: "Как же такое могло делаться по благословению?!" Справедливо. Равно как и справедлив простой ответ: никто не давал благословения на такие действия. Содержание любого благословения с неизбежностью включает в себя евангельскую максиму "Иди и впредь не греши" (Ин. 8:11). Благословение это не авансовое разрешение на совершение греха. Наоборот: это призыв, чтобы человек не грешил вообще. В церковном благословении не может быть "половинчатости". Если человек поступает вопреки этой максиме, он действует уже не по благословению.
И все же Церковь действительно открыта любой субкультуре. Что это значит? То, что принадлежность человека к какой-либо социальной группе сама по себе не может быть препятствием для христианской проповеди (субкультуры существуют не только в молодежной среде; есть, например, субкультура академического сообщества). Ведь Церковь обращается не к субкультуре как таковой, а к человеку. И в человеке (любом!) Церковь видит образ Божий и именно к нему адресует свое слово. Поэтому краткий разговор Святейшего Патриарха Кирилла с Александром Залдостановым (байкером Хирургом) является совершенно евангельским эпизодом: обращением к Пастырю человека, который в обществе воспринимается неоднозначно. В Евангелии Христа тоже все время укоряли за то, что он не с теми людьми разговаривает, не с теми разделяет трапезу и т.д. Хорошо известно, между прочим, кто укорял. Что же касается Патриарших слов Хирургу, то Святейший благословил его "на добрые дела"; никакого специального, особого благословения севастопольской акции не было.
Церковная открытость субкультурам не означает одобрения всего, что в них происходит. Напротив, благословение может означать необходимость для человека выйти из привычной среды, а равно может привести и к изменению правил жизни в самой субкультуре. Что более удивительно и непривычно для байкеров: что на мотоцикле оказалась девушка топлес или что с байкера сняли цвета? Ответ очевиден.
И еще: девизом любого миссионера являются слова апостола Павла: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22). В этом предложении нельзя ставить точку посредине: если миссионер забывает, для чего нужна его проповедь, его открытость, происходит профанация смыслов. И об этом, безусловно, необходимо помнить.
Наверняка найдутся те, кто удивится: "А почему вообще Церковь так обеспокоена байкерами? Это же очень маленькая часть общества. Остальных, кому реально нужно проповедовать, намного больше". Согласен. И к этим "остальным" Церковь обращается помногу и ежедневно. Но только в СМИ и в блогах чаще пишут не о них. Видимо, байкеры интереснее.
Источник: Известия