О предварительных итогах визита Патриарха Кирилла на Украину наш разговор с известным богословом, профессором Московской духовной академии, диаконом Андреем Кураевым.
Как бы вы определили характер второго международного визита Патриарха?
Несмотря на то что визит международный, он не является ни политическим, ни дипломатическим это пастырская поездка. Когда Патриарх Московский и всея Руси едет в Константинополь, он выезжает за пределы своей канонической территории, а когда в Киев, Минск, Ташкент или Кишинев он у себя дома, внутри своего церковного пространства. Эта поездка ответ на ожидания миллионов православных людей, которые ежедневно в своих молитвах поминают Московского Патриарха. Визит этот значим и потому, что мы, пожалуй, впервые видим столь ясную позицию Московского Патриарха по украинской теме. Покойный Патриарх Алексий II, похоже, был слишком травмирован первым агрессивным приемом, с которым он столкнулся во время своего визита в 1990 году митинги на улицах, драки и т. д.
Однако прошлогодний визит покойного Патриарха был мягче, чем теперешний...
Ну, в прошлом году было неприлично демонстрировать узколобую националистическую агрессивность перед лицом Константинопольского Патриарха Варфоломея, а сейчас такого тормоза нет. Но этот визит отличает в хорошую сторону серьезный человеческий масштаб личности Патриарха Кирилла. Это куда более активное "лицо Церкви" вызывает больше опасений у тех, кто сам записался в недруги нашей Церкви.
А как бы вы резюмировали посещение Патриархом Кириллом и президентом Украины памятника жертвам голодомора?
Я знаю, что долго держались сомнения участвовать Патриарху в мероприятии у этого памятника или уклониться. Я рад, что выбран путь неизбегания сложных тем и использована возможность напомнить Украине о другой интерпретации этих безусловно трагических событий. Патриарх обращался к президенту Украины и его окружению без всякой попытки обойти острые углы с очень ясной, человеческой, христианской позиции. Речь патриарха, обращенная к Ющенко, вряд ли имела цель переубедить его, но скорее возможность дать Украине преодолеть этноцентричность в переживании этой трагедии. Тем более что масштаб и величие этой трагедии не позволяют политически мельтешить на ее фоне.
Есть еще неожиданные первые итоги визита?
Да, это первое за всю историю Церкви заседание Синода в Киеве. В городе князя Владимира, южной столице всего русского православия, имеет смысл время от времени проводить такие заседания. К тому же одно из решений Синода о создании межсоборного присутствия имеет прямое отношение к украинским дискуссиям. Кроме архиерейских соборов нормальных дискуссионных площадок, но только для епископов, у нас есть только поместные соборы, собирающиеся по большому счету только для выборов нового патриарха. А Церкви нужны дискуссии по широкому спектру вопросов духовной жизни. Межсоборное присутствие как раз и создает площадку для таких дискуссий, но уже с участием священников, мирян, монахов, женщин. Это не властный орган, а что-то вроде церковной Общественной палаты. Но в ней нет ни титульных имен, ни политиков, любящих поговорить о православии. Надеемся, что она удержит атмосферу "мозгового штурма" и приблизит дискуссии, которые идут на интернет-форумах, к уху Патриарха. Думаю, что Патриарх сам мог бы в них участвовать. В присутствии представлена и Украина, и уж точно будут обсуждаться отношения российской и украинской частей РПЦ.
Чем чревата идея создания Общенациональной поместной церкви, о которой говорят некоторые политики?
Поместная церковь это народная церковь. Для ее создания необходимо единое мнение народа. На Украине такого единства народного мнения нет. Более того, вот уже почти 20 лет каждое воскресенье на Украине проходит " референдум" по этому вопросу. Люди выбирают, в какой храм идти. И большинство две трети православных людей Украины идут в храмы Московской Патриархии. Вопреки улюлюканью прессы и административному давлению. Украина очень разнообразная страна. Такая микроимперия. Причем в своих нынешних границах она исторический новодел. Ее границы не утрамбовались, почти каждая проблемна.
Если киевские власти поймут наконец, что их нынешние границы не Богом даны, но рядом исторических случайностей, и тем не менее захотят их сохранить они должны будут проводить такую политику, чтобы гражданам всех украинских окраин было бы хорошо под властью Киева.
Смысловой синоним слова империи толерантность, терпимость. Шанс пойти путем так желаемой ее нынешней элитой евроинтеграции появится у Украины лишь тогда, когда киевские власти станут терпимее к русинам и молдаванам, живущим на территории Украины, к крымским татарам и русским, как только эти языки, включая русский, получат нормальный государственный статус, как во многих разноязычных государствах Европы. То же самое и в вопросах религии если киевские власти станут воспринимать разноязыкость, разноконфессиональность, просто разнообразие населения Украины не как проблему, а как национальное богатство, укрепится их шанс сохранить свою страну в ее нынешних границах. Если же этой огромной и разной стране будут тупо навязываться один диалект и одна вера, гражданское недовольство, тем более в условиях затяжного социально-экономического кризиса, обязательно выльется на политическую сцену. Поэтому решать вопрос о создании общенациональной церкви при помощи административного ресурса, руководя этим из президентского кресла, очень неумно.
Источник: Российская газета