Вчера одной из самых блестящих проповедей завершился 10-дневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину.
Вечером 4 августа он приехал в Почаевскую лавру, и она оказалась не только финальной, но и кульминационной точкой пастырской поездки Патриарха. Конечно, многочасовые очереди к православным святыням и в России не редкость. Но паломники в Почаеве после всенощного бдения, продолжавшегося пять часов (в обычных городских приходах оно длится не более двух), даже успевшие приложиться к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери и к отпечатку Стопы Богородицы на камне, не расходились. Одни продолжали молиться в храме, другие во дворе лавры. Ближе к ночи людей стало чуть меньше, немногочисленные счастливчики, сумевшие раздобыть номер в паломнической гостинице, ушли спать, но сотни людей устраивались на ночлег прямо на полу в храме (где не иссякала очередь к святыне и пелись псалмы) и просто под открытым небом кто на газоне, а кто на мощеных аллеях, подложив под бок охапки цветов и травы, которые устилали путь к собору Святейшему.
Большинство из тех паломников, с кем удалось поговорить, жители Украины. В Почаев они приезжают регулярно на праздник иконы. Но этот год особенный юбилейный. 450 лет со дня ее принесения в лавру. И конечно же визит Патриарха. Да разве ж мне трудно 300 километров проехать и увидеть Патриарха?! говорит 47-летний Владимир, в прошлом морской пехотинец-спецназовец. Он живет в Черновицкой области. В Почаев приехал вместе с женой. А дочка дома осталась, должен же кто-то за хозяйством приглядывать. Но она тоже очень хотела сюда. Владимир с женой как раз разместились на газоне. Так холодная ж земля, говорю я, присаживаясь на траву. Что с того... Когда я еще Патриарха живьем увижу? К тому же завтра он литургию служит, а уйдешь сейчас, утром неизвестно, попадешь ли. Еще придется где-нибудь у подножия горы стоять.
Вечером 4 августа паломникам раздали 25 тысяч бумажных образков с благословением Патриарха. На 5 августа было еще приготовлено 20 тысяч. Разобрали все. Объяснить свои чувства от возможности видеть Патриарха и молиться с ним паломникам сложно. Они так и говорят: "Ну как такую радость языком описать?!". Особое чувство, видимо, только верующим доступно.
Но Патриарх не только приехал молиться. Он проповедовал церковное единство. А церковный раскол на Украине проблема не только политических элит, он прошел по судьбам людей.
Мария из Ровно рассказывает: "У нас и семьи распадались из-за этого. Даже такое было, представляете, муж с женой разводились, потому что или он, или она в раскол уходили". Сама Мария, женщина немолодая, разорвала отношения со школьными подругами. Ну, они пошли туда, к Денисенко (глава непризнанного в православном мире Киевского патриархата. "Известия"). И я боюсь с ними разговаривать. Они ж к себе зовут. А это, как наш батюшка сказал... слово еще такое есть... она морщит лоб, вспоминая. А вот "соблазн". И я испугалась. Слаб же человек, вдруг затащат. А може они теперь Патриарха послухают? А мы молиться будем, как он сказал.
Утром Почаевская гора была вновь заполнена народом до отказа. Патриарх служил литургию и произнес проповедь.
Сегодня великий праздник 450-летие принесения чудотворного образа, ставшего щитом и надеждой миллионов людей. Потому мы и притекаем сюда в таком множестве, что знаем историю чудес не понаслышке. Мы прославляем Божию Матерь, которая слышит наши молитвы и предстает перед Престолом Сына своего и молится за нас.
А потом Патриарх объяснил, почему, когда православные прославляют Божию Матерь, читается отрывок из Евангелия о Марфе и Марии. Марфа вознегодовала на сестру Марию за то, что та не помогала ей готовить угощения Христу. Господь не осудил Марфу женщина от чистого сердца готовила трапезу.
"Дева Мария соединила в себе Марфу и Марию. Божия Матерь заботилась об Иосифе и Сыне своем, в соединении молитвы, веры и труда смысл человеческого существования", сказал Предстоятель. Он также напомнил, что в Почаеве празднуют не только 450-летие принесения чудотворной иконы Божией Матери, но и 350-летие обретения мощей Иова Почаевского. Он соединял молитву и труд. Вера пламенела, и труд шел рука об руку с нею. А дальше о тяжелых последствиях для людей, разделяющих веру и труд:
"Мы все вышли из советского прошлого. Мы помним, как великая страна пыталась построить богатое справедливое общество, но без Бога. Миллионы людей сложили головы, но ничего не вышло без Бога. С этой святой Почаевской горы хочу обратиться к вам храните веру, сочетайте веру и труд".
Но это невозможно, по мнению Патриарха, без восстановления единства Церкви. Он призвал отбросить политические амбиции, разделяющие Церковь, подчеркнув, что ни один человеческий проект не может осуществиться в разрыве между небом и землей. Этот же призыв он адресовал не только к Украине, но и к России, Молдавии, Белоруссии и к христианам Европы.
Мы прошли через страшный опыт построение общества без Бога. Не повторяйте наш страшный опыт. Не построить счастливого общества без Бога, не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль и нравственность, так Патриарх оценил попытки разделить веру и труд. Когда людям говорят, что вера дело частное, хочешь греши, хочешь верь в Бога, но трудись, без этого не будет денег, не будет удовольствий.
Патриарх глубоко убежден, что такое разделение пагубно. Эта блестящая проповедь была выслушана с неослабевающим вниманием не только теми, кто собрался на Почаевской горе и у подножия, но и сотнями тысяч людей, следившими за телетрансляцией из лавры у себя дома. По завершении литургии Святейший Патриарх Кирилл освятил новый колокол лавры, а затем обратился с речью:
Согласно богослужебному уставу Русской православной церкви многие чины завершаются молитвословиями в честь Божией Матери. И этим завершается мое пребывание на Украине. Оно было наполнено тем, к чему я так стремился, искренней молитвой. Это паломничество останется в моей памяти, это соборная молитва о мире в Украине, о благополучии ее благочестивого народа.
Патриарх напомнил всем, кто знает историю, и всем, кто закрывает на нее глаза, что Церковь непобедима и несокрушима. Только сила веры украинского народа способна изменить жизнь к лучшему. И будем молиться, чтобы это поняли и политики, и люди бизнеса, и землепашцы, все. А под финал сказал:
Я слышал ваши возгласы, я покидаю эту благословенную землю, оставляя часть своего сердца, ибо сознаю себя преемником митрополита Киевского и всея Руси, который также хранил веру своего народа в трудные времена. По поводу "часть сердца", которое остается на Украине...
Один из священнослужителей на встрече с Предстоятелем предложил ему жить полгода в Москве, а полгода в Киеве для сближения двух столиц. Предложение было встречено дружным смехом духовенства. Однако Патриарх сказал: "Это очень хорошее предложение. Только немножко бы еще здоровья Патриарху и сил побольше". И продолжил: "Готов был бы принять украинское гражданство. Пожалуйста, для меня не существует никаких вопросов". По его словам, церковный раскол на Украине "есть в том числе еще и реакция на неправильную церковную политику Москвы". "Но политика не злонамеренная, а по инерции", пояснил Патриарх.
"Жили в одном государстве: все нормально, все стоит, все работает... И вдруг вот этот всплеск каких-то центробежных сил. Конечно, он заставляет в том числе переосмыслить и роль Московского Патриарха", констатировал Предстоятель.
Вчера во второй половине дня Святейший вернулся в Москву. Уже в столице России он заявил, что одно из сильнейших ощущений во время визита это встреча с украинским народом. Предстоятель сказал, что даже те люди, которые держали плакаты против него, клали их на землю и получали Патриаршее благословение. Пояснил Предстоятель и свои слова о возможности получения украинского гражданства:
"Я сказал, что вообще Патриарх Московский для всех стран, которые входят в его юрисдикцию, и он обязан находиться не только в Москве. Ну и сказал, что, если украинские власти готовы мне предоставить украинское гражданство конечно, при сохранении российского гражданства, я был бы очень счастлив такое гражданство принять".
Однако, по словам Патриарха, позже ему сообщили, что Конституция Украины препятствует такой возможности. "И я тогда сказал депутатам: может быть, для Патриарха можно сделать исключение?" рассказал Патриарх Кирилл. Отвечая на вопрос "Известий", он объяснил, что, хотя и церковь действительно открыта для людей с разными политическими взглядами, тем не менее, существуют греховные идеологии, и напомнил о вероучительном документе "Основах социальной концепции Русской православной церкви".
"Там говорится, что если даже государство толкает людей к греху, толкает их в ад, то церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению", напомнил Патриарх. Визит Патриарха на Украину закончился хронологически, но итоги этой 10-дневной поездки еще предстоит осмыслить. И в России, и на Украине.
* * *
Место, где остался след Богородицы
Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 гг. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. По преданию, в 1240 году двое иноков на горе с жителем села Почаево видели явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На месте, где стояла Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери. Позже на месте церкви появился собор. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма. Со временем икона начала испускать по ночам таинственное свечение. А позже с ней были связаны многие чудеса.
Источник: Известия