ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поп открыл окно в Европу. В российском кино возродился жанр жития. Новая роль Сергея Маковецкого стала украшением фестиваля в Выборге

Виктор Матизен :: 13 августа 2009

В отличие от докризисных, относительно расслабленных времен, в этом году Выборгский кинофестиваль "Окно в Европу", входящий в число наиболее интересных российских киносмотров, начался в напряженном режиме – гости едва ли не с поезда отправились на конкурсный просмотр. Во вторник, в день открытия, состоялись премьеры трех картин, одна из которых – "Преображение" Владимира Хотиненко – была показана сразу после торжественной церемонии.

Первой на зрительский суд (а главным судьей в Выборге считается публика, выставляющая фильмам баллы) была вынесена мелодрама Алексея Карелина "Добрые люди". Сюжет таков: в начале Великой Отечественной войны председатель колхоза обвиняет двух мужиков во вредительстве, за ними приезжает НКВД, но те, предупрежденные сельским милиционером об опасности, бегут на мобилизационный пункт. Один на фронте погибает, другой заводит роман и возвращается домой лишь после смерти любовницы в тот момент, когда его жена, много лет не имевшая от мужа никаких вестей, снова собирается замуж. Этот сюжет мог бы стать или частью деревенского сериала с подробной разработкой всех линий, вроде "Вечного зова", или учебной короткометражкой. А так вышло ни то ни се – затянутый ученический этюд, снятый архаичным киноязыком и неизвестно для кого предназначенный: в кинотеатрах публики для него нет, а пенсионная телеаудитория предпочтет "Добрым людям" доброе старое советское кино.

Далее последовало "Окно для наблюдателя" – дебютная лента Галины Мезенцевой по повести Дмитрия Липскерова о начинающем писателе, который крутит роман с замужней женщиной и на наших глазах сочиняет другой роман, где появляется другой писатель. Три писателя в одном фильме, включая виртуального Липскерова, – явный перебор, не говоря уже об избранном материале. Рефлексия на тему собственного пути в искусстве или в искусство – удел мастеров, которых застиг кризис творчества: Феллини, сделавшего "8 1/2" и вступившего на новый путь, или Педро Альмодовара, тем же способом, но с меньшим успехом попытавшегося преодолеть исчерпанность собственной эстетики. Здесь же – очередной затянутый этюд, снятый в более современной стилистике, но и более пустой.

"Преображение" Хотиненко, которое выйдет в прокат под более массовым, если не попсовым названием "Поп", сделано в жанре киножития святого. Для удобства зрителя фильм разбит на главки типа "Рождество", "Пасха" и так далее, демонстрирующие разные ситуации, в которые попадает протагонист. Герой, правда, выбран не совсем подходящий – со слишком уж неоднозначной для прописи судьбой, но ведь судьбу можно подредактировать, подретушировать или высветить так, чтобы удобные моменты оказались на свету, а неудобные ушли в тень. Так что житийным простодушием в фильме разве что пахнет. Все рассчитано в том числе и в политическом смысле – время-то нынче зыбкое: не туда ступишь, коготок увяз, и пропала птичка. Дело в том, что герой фильма, отец Александр Ионин, оказывается на оккупированной территории меж двух огней – фашистами и коммунистами, и как в этих условиях исполнять свой долг священнослужителя, одному Богу известно. Сознательное или бессознательное лукавство, которое позволяют себе авторы, состоит в том, что село, в котором служит о. Александр, оккупировано как бы непонятно кем – красными, которые в 1940 году захватили Прибалтику, или коричневыми, которые вторглись туда годом позже.

Кто тут освободитель и кто закабалитель, кто для героя "свой", а кто "чужой", русские или немцы, фашиствующие христиане или чекиствующие нехристи – темна вода во облацех. Тем паче для священника, в голове которого есть только верующие и неверующие. Эту-то коллизию авторы обходят, как могут, и понятно, почему – чехвостить большевиков нынче дозволено, а вот ставить под сомнение национальный патриотизм – опять нельзя. Поэтому у Хотиненко половина заряженных ружей не стреляет – смазана даже финальная коллизия, в которой немцы требуют от священника служить молебны за победу немецкого оружия. Тот отказывается, но последствия этого отказа остаются за кадром, равно как и последствия других показанных событий. К счастью, при всех неясностях картины, в ней есть неоспоримое достоинство – внутренне сосредоточенная игра Сергея Маковецкого, которому веришь независимо от предлагаемых авторами обстоятельств. Его игре мешает лишь режиссерское педалирование. Так что судьям будущей премиальной гонки, весьма вероятно, придется делать тяжелый выбор лучшей мужской роли года между ролями двух священнослужителей, второго из которых сыграл покойный Олег Янковский в "Царе".

Источник: Новые известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама