ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Безбожники и смерть

Алексей Харитонов :: 31 августа 2009

На днях скончался Сергей Михалков – автор еще советского гимна, написавший слова и к нынешнему российскому. Многим из нас он знаком по детским стихам, с которыми мы выросли, по "Дяде Степе – милиционеру". Многие отозвались на его смерть словами соболезнования, многие новостные сайты поместили приличествующие случаю некрологи, но было заметно и явление, в последнее время все более проступающее при уходе известных людей – язвительные насмешки над новопреставленным, так, как будто смерть человека – подходящий повод для шуток и юмора. Это кое-что говорит о состоянии нашего общества, поскольку, как справедливо отмечают антропологи, общество характеризуется тем, как оно относится к смерти.

Отношение к смерти может быть различным; несколько лет назад, во время катастрофического землетрясения в Китае, в пострадавшие районы на помощь местным жителям отправилось множество добровольцев – как этнических китайцев из других стран, так и представителей западных благотворительных миссий. В Китае религия подвергалась не менее жестокому искоренению, чем в России, и местные жители необычайно удивились одной особенности поведения приезжих спасателей. Разница между китайцами, пережившими насильственную секуляризацию при коммунизме, и их собратьями из других стран проявлялась в отношении к мертвым телам. Если для местных, побывавших под атеистическим катком, тела погибших были не больше чем возможным источником эпидемии, от которых надо было поскорее и без церемоний избавиться, то у приезжих отношение было совсем другим. Местные были поражены тем, с каким уважением приезжие (как христианине, так и буддисты) обращаются с мертвыми телами. Более того, они заметно лучше справлялись с шоком, вызванным столкновением со смертью в таких масштабах – их религиозные традиции говорили им, что надлежало делать и какие заупокойные обряды совершать. Секуляризированные китайцы, в частности, солдаты китайской армии, не знали, как воспринимать смерть и переживали тяжелые срывы. Секуляристкое мировоззрение, чуждое духовного измерения, оставляло их без всякого наставления и поддержки перед лицом столь явного напоминания о том, что человекам положено однажды умереть – причем, возможно, умереть внезапно.

Истина о том, чего именно нам ожидать за порогом смерти, была открыта только Спасителем; но сама вера в то, что смерть – это очень важный рубеж, но никоим образом не конец, была свойственна всем людям во все времена.

Во всех человеческих культурах – начиная с неандертальцев – было принято оказывать усопшему какие-то знаки последней человеческой привязанности, провожать его с любовью и уважением. Представления о посмертии могли отличаться, но культур, отрицавших посмертие как таковое, не существовало но самого недавнего времени. Секуляризм, ограничивающий горизонт человеческой жизни физической смертью, явление недавнее и скорее патологическое. Одно из проявлений его патологичности – почти ритуальное глумление над всяким сколько-нибудь известным усопшим, которое в наше время отравляет интернет. Его никак нельзя объяснить соображениями ненависти и мести – никак нельзя сказать, что покойный причинил глумящимся неисчислимые бедствия и страдания, и своими преступлениями озлобил их до последней крайности. Как объяснить это странное несогласие почти со всем человеческим родом, который воздерживается от шуток над гробом, можно только догадываться.

Возможно, это реакция все еще сохраняемое культурой требование уважения к покойнику. Это требование воспринимается какой-то раздражающее стеснение, на которое надо отреагировать поступив ровно наоборот – насмешками и глумом. При этом то обстоятельство, что у покойного были родственники и друзья, для которых его смерть – глубокое горе, не принимается в рассмотрение. Объяснить людям, почему не следует глумиться над новопреставленным, невозможно – в их мировосприятии отсутствует что-либо, с опорой на что им это можно было бы объяснять. Им внушили (и они внушили сами себе), что уж они-то – гордые, разумные, сбросившие оковы суеверия современные люди. Они убеждены, что еще античная поговорка о "мертвых либо ничего, либо хорошо" – результат суеверного страха перед обидчивыми мертвецами, которые могут как-то то отомстить за непочтительность, а, коль скоро они чужды суевериям, они могут говорить об усопших как угодно. Таковы истинно секуляризированные люди; Вы не можете объяснить им долг почитать новопреставленных и уважать горе родственников. Ибо они счастливо преодолели само понятие нравственного долга. Возможно, кому-то это покажется прогрессом; многие и кричат о том, что это прогресс, но на самом деле это одичание – даже не ниспадение на уровень животных (животные невинны), а что-то гораздо худшее.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама