200-250 штатных священнослужителей появятся в ближайшие полтора года в Российской армии; они будут представлять четыре религии, считающиеся в нашей стране традиционными: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Будут ли допущены в армию служители других конфессий, как будет регламентирована и обеспечена деятельность капелланов, получат ли они воинские звания? Во исполнение решения президента РФ при Генштабе создана рабочая группа, которая в сотрудничестве с представителями религиозных организаций должна дать ответы на эти и множество других вопросов, связанных с возрождением в России института военного духовенства.
О том, как продвигается решение этой проблемы, с какими трудностями сталкиваются разработчики новых законодательных положений, рассказал 20 августа на пресс-конференции в газете "Московский комсомолец" представитель военного ведомства начальник Отдела по патриотическому воспитанию и связям с общественными и религиозными организациями Главного управления воспитательной работы Министерства обороны РФ полковник Игорь Сергеенко.
От имени своих религиозных организаций поддержку введению института военного духовенства выразили: заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Михаил Васильев, заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин и управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), епископ Константин Бендас. Последний настаивал на необходимости учитывать духовные потребности российских протестантов при разработке нового положения о военном духовенстве.
О. Михаил Васильев отметил, что рабочей группе при Генштабе будет на что опереться: в течение 20 последних лет около 2 тыс. православных священников уже наработали солидный "методический опыт", окормляя российских воинов, работая во внештатном режиме. Священник подчеркнул, что речь идет не о создании, а о возрождении института военного духовенства, который традиционно существовал в российской армии до 1917 г. Однако в новых условиях необходима длительная кадровая, организационная, законодательная подготовка деятельности капелланов. При этом основные параметры их работы сформулированы в "Концепции национальной безопасности РФ", в той ее части, которая касается "духовной безопасности", отметил зампред синодального отдела. По его словам, именно институт военного духовенства является реальным средством ликвидации угрозы "духовной безопасности", в частности, защиты от "опасной и целенаправленной деятельности деструктивных сект" в армии.
Кроме того, деятельность капелланов необходима для того, чтобы не лишать военнослужащих права на реализацию своих духовных потребностей, особенно – в отдаленных районах.
По сведениям о. Михаила, сейчас 63% служащих в армии считают себя православными. Эти данные подкорректировал полковник Сергеенко: 63% опрошенных военнослужащих заявили о себе как о верующих, из них лишь 10% можно считать "активными верующими". 87% от всех верующих православные, 13% мусульмане, 3% буддисты и 1% – иудеи, при этом выступавший уточнил, что эти данные являются приблизительными, и религиозная ситуация в армии нуждается в доскональном исследовании. По его словам, рабочая группа при Генштабе считает целесообразным присутствие штатного священника, если 10% личного состава воинской части заявляют о своей принадлежности одной из четырех "традиционных" религиозных организаций. С последним мягко не согласился представитель Совета муфтиев, который в целом выразил полное одобрение президентской инициативы. Дамир Гизатуллин уверен, что нельзя пренебречь религиозными потребностями не только 10%, но и "полпроцента" военнослужащих. Полковник Сергеенко заверил, что эти цифры являются приблизительными. В любом случае, общение военнослужащих со священнослужителем всегда будет происходить "на добровольной, человеческой основе", отметил он.
Предполагается, что поручение президента будет выполнено министерством обороны в два этапа: сначала, в 2009 г., полковые священники появятся в военных частях, дислоцированных за рубежом, и в Северо-Кавказском военном округе, где "потребность в духовности наибольшая". В 2010 г., как можно было понять, должность военного священника появится и в остальных армейских округах.
Журналисты уточняли: достаточно ли запланированных двух сотен штатных единиц священнослужителей на всю российскую армию, численность которой в реформированном будущем будет составлять 1 млн. человек? Полковник Сергеенко полагает, что на 630 тыс. верующих этого вполне достаточно, а о. Михаил добавил, что капелланы должны стать еще и организаторами внештатной работы местного духовенства в воинских частях.
На конкретные вопросы: о социальных гарантиях для военных священников, о средствах на строительство полковых и полевых храмов, мечетей, дацанов и синагог, о сроке, к которому должен быть подготовлен документ рабочей группы Генштаба – представитель Минобороны ответить затруднился, ссылаясь на то, что аналитики из этой группы только приступили к работе. Что касается статуса военных священников, то И. Сергеенко считает более подобающим для них не офицерские погоны, а духовный сан. "Военный священник должен быть гражданским лицом. Он служит Богу и не может иметь другого сана, кроме священного", сказал он, из чего можно было заключить, что на капелланов не будут распространяться социальные льготы, положенные военнослужащим
Иного мнения придерживается епископ Константин Бендас. По его словам, в среде евангельских христиан считается, что военным священникам стоит присваивать офицерское звание, которое они должны получать "не из-за их духовного сана, а достигать новых воинских званий своей службой, своими заслугами". Представитель РОСХВЕ от имени своей конфессии однозначно высказался за восстановление института военного духовенства, назвав эту инициативу "крайне важной". Однако главная мысль в его выступлении – это проблема соблюдения права на духовную поддержку военнослужащих, не относящих себя к Русской Православной Церкви, в частности, старообрядцев, католиков и протестантов. По данным К. Бендаса, на сегодняшний день не менее 3% военнослужащих в РФ являются протестантами. Он подчеркнул, что вероучение абсолютного большинства российских протестантов (85-90%) не запрещает им брать в руки оружие, принимать присягу. По его словам, есть только одно (не названное им) направление протестантизма, которое не приемлет оружия, и поэтому его последователи избирают альтернативную службу.
Что же касается проблем духовной безопасности и присутствия в войсках религиозных организаций, которые о. Михаил называет "деструктивными", то это проблема службы безопасности, а отнюдь не религиозных деятелей, отметил К. Бендас. Он убежден, что российских протестантов необходимо привлечь к диалогу в рамках разработки положения о военных священниках.
Это выступление было воспринято представителем Московского патриархата в штыки: позволив себе усомниться в епископском сане предыдущего выступавшего, он упрекнул его в незнании реальной ситуации с призывниками. По словам о. Михаила, "постоянные проблемы" возникают у призывных комиссий именно "с ребятами с затуманенными мозгами, из деструктивных сект и прежде всего – пятидесятнических". Таких призывников приходится долго убеждать, что присяга не противоречит их религиозным убеждениям. Священник выразил надежду, что министерство обороны РФ "не позволит включить в состав представленных в армии традиционных организаций народов России эту нетрадиционную и не представленную широко, возникшую в постсоветское время религиозную организацию".
Поясняя свою позицию корреспонденту "Благовест-инфо", о. Михаил отметил, что отказ от оружия и принятия присяги является типичным для представителей пятидесятников, адвентистов и баптистов и, по его сведениям, носит массовый характер. Священник уверен, что такой "отказ от выполнения своих гражданских обязанностей" является следствием того, что "кто-то замутил мозги" молодым людям, которые "к призывному возрасту оказались выключенными из национальной обороны и безопасности". Причем, по мнению о. Михаила, такая "страшная метаморфоза" происходит с молодыми представителями названных деноминаций именно в России, тогда как в западных странах протестанты не отказываются от выполнения воинского долга. Зампред синодального отдела не рассматривает российских протестантов как "традиционное" религиозное течение и считает их слишком малочисленными, "не больше арифметической погрешности", а в вооруженных силах он не насчитывает даже 1% протестантов. "Моя позиция очень твердая и отражает мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу", подчеркнул о. Михаил. На вопрос о том, кто именно будет определять список "деструктивных" религиозных организаций, которым заказана дорога в армию, он ответил: "Явно не мы. Церковь не собирается брать на себя функции инквизиции. Это должны делать органы военного управления".
Со своей стороны, полковник Сергеенко на тот же вопрос ответил на пресс-конференции весьма неопределенно, указывая на то, что в разработке данной проблемы сделаны лишь первые шаги. Тем не менее, он подчеркнул, что "человек в армии и его семья не должны чувствовать себя ущемленными", а введение института военных священников "предполагает обеспечение всех гражданских прав человека, оказавшегося на военной службе". Было отмечено также, что все вопросы, связанные с введением военного священства, будут обсуждаться открыто и гласно, с участием религиозных организаций.
Комментируя для "Благовест-инфо" разногласия, возникшие в ходе пресс-конференции, епископ РОСХВЕ Константин Бендас выразил обеспокоенность привнесением в армию "искусственного разделения конфессий на традиционные и нетрадиционные, на людей высшего и второго сорта". "Печально, если эта позиция придет в полевые условия, и военный священник, вместо окормления военнослужащих, поднятия их духа,... будет заниматься миссионерством в его худшей форме – то, что сейчас называют сектоведением, которое не имеет ничего общего с научной дисциплиной, а является безграмотной борьбой с инакомыслием", сказал собеседник агентства. По его прогнозу, доля призывников-протестантов в ближайшие годы может увеличиться с нынешних 3% до 10% за счет "демографической ямы" кризисных 90-х гг., когда российские протестанты, несмотря на общий спад рождаемости, "продолжали рожать детей". "Что мы будем делать тогда, если сегодня мы разделим молодых воинов, внесем в армию межрелигиозную напряженность и конфликты? Вот это как раз и может быть ударом по обороноспособности и, в конечном итоге, целостности нашей страны", поделился К. Бендас своими опасениями.
Градус возникшего на пресс-конференции напряжения снизил полковник Сергеенко, благодушно заметив: "Проблема не настолько уж злободневная, что если мы не введем сейчас военных священников, у нас вся армия развалится".
Источник: Благовест-инфо