ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Борьба за Кадаши продолжается. Храмовому комплексу в Замоскворечье угрожает незаконное строительство

Елизавета Пападаки :: 11 сентября 2009

У прихожан храма Воскресения Христова в Кадашах начинается новый этап борьбы с недобросовестными застройщиками.

В начале августа стало известно, что в самое ближайшее время будет получен ордер на снос "дома дьякона" и еще нескольких исторических зданий, которые входят в охранную зону Кадашевской слободы.

Прихожане уверены, что это решающий шаг застройщиков "Торгпродуктсервис" и "Москапстрой" на пути к строительству офисно-жилого комплекса, состоящего из пяти 3–6-этажных блоков с подземной парковкой на 200 машин и рестораном японской кухни, причем ресторан будет расположен в бывшем цехе консервного завода непосредственно на территории храма, на расстоянии пяти метров от алтаря.

Два с половиной года назад этот проект был остановлен силами прихожан, среди которых много историков, искусствоведов, знатоков Москвы, ревностно относящихся к православной культуре. В начале 2007 года строительство было приостановлено, а храм, как памятник архитектуры федерального значения, получил паспорт, определяющий границы его территории. Документ определил территорию храма как неотъемлемую часть памятника архитектуры – храма Воскресения в Кадашах. Согласно этому документу, в соответствии с законом на всей территории памятника запрещалось любое строительство, кроме реставрационного.

Тем не менее летом 2009 года, в связи с обсуждением нового Генплана Москвы, общественные слушания по проекту строительства офисно-жилого центра возобновились. В июне на совещании в Москомнаследии прихожане узнали о том, что появился новый проектировщик комплекса – проектный институт "Москапстройпроект", дочерняя организация "Москапстроя".

"Почему строительства возобновилось уже после того, как законодательство встало на сторону храма? – недоумевают прихожане. – Ведь тем самым будет грубо нарушена охранная зона, ясно обозначенная в документах!"

Застройщики на возмущение прихода никак не реагируют, компромиссных решений по застройке не предлагают. Более того, как удалось выяснить, на схемах их проекта храма нет вовсе.

image0В доказательство серьезности своих намерений уже в августе инвестор собирается снести одно из зданий, которое входит в охранную зону Воскресенской церкви – "дома дьякона". Прихожане убеждены, что снос "дома дьякона" – решающий шаг к дальнейшему планомерному разрушению храмового комплекса, а в конечном счете – и здания самого храма.

"Дом дьякона" входит в группу зданий, расположенных на территории памятника, которые являются ценными объектами историко-градостроительной среды средневековой Москвы района "Кадашевская слобода". Эти здания – городские усадьбы с сохранившимися до нашего времени историческими границами владений слободы.

"Дом дьякона" упоминался еще в XVIII веке как принадлежащее "Кожевницкой полусотни тяглецу Борису Герасимову" и "дворцовых волостей управителю Федору Щитирову". К 1790-м годам оформились границы владения и композиция небольшой купеческой усадьбы: два деревянных жилых дома, из которых один расположен в глубине двора. Именно этот "дом дьякона" в 1892 году по духовному завещанию московского купца Павла Пирогова перешел "на вечное поминовение" в собственность храма Воскресения Христова в Кадашах.

Заместитель начальника отдела охраны памятников управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу Оксана Бабенкова уточнила, что на сегодняшний день никаких письменных согласований и разрешений на строительство офисно-жилого комплекса в Кадашах не было.

Бабенкова рассказала, что после проверки в апреле 2009 года управлением были даны рекомендации привести проект строительства в соответствие с Законом № 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)". "Мы были против проекта, который нам предложили", – подытожила Оксана Бабенкова.

По словам ведущего архитектора "Моспроекта-2" им. М.В. Посохина Анны Лазаревой, "дом дьякона" стоит на государственной охране и включен в дополнительный список памятников архитектуры как элемент исторической застройки, входящей в охранную зону Воскресенского храма, поэтому все попытки снести здание недопустимы.

По словам сотрудницы Музея "Кадашевская слобода" Лидии Шестаковой, храм Воскресения Христова в Кадашах всегда был центром Замоскворечья, остальные здания строились вокруг него, лишь подчеркивая его красоту и значительность. Храм называли "жемчужиной Замоскворечья", "московской свечой". Таким образом, если комплекс построят, то будет снесен ряд исторических зданий, а вид на красивейший храм будет закрыт со всех сторон.

Очевидно, что любое строительство рядом с памятниками истории грозит им разрушением и использовать соседнюю территорию нужно с особой тщательностью и осторожностью и лишь в тех случаях, когда нужно принять меры по сохранению самого исторического памятника.

Начальник отдела реконструкции исторической городской среды среды, профессор Международной академии архитектуры, член экспертного совета Росохранкультуры Татьяна Вайнштейн обратила внимание на проблему несоответствия высоты храма с планируемыми новостройками. "Большая высотность коренным образом нарушает иерархию пространства", – подчеркнула Т.Вайнштейн.

Архитектор отметила, что весь пакет документов, регулирующих отношение к памятнику как объекту охраны культурного наследия, изменился, и новые правила отныне будут защищать не охраняемые зоны, а проекты новой застройки. По ее словам, в новом Генплане отсутствуют сами слова "диссонирующее здание", так как с этой точки зрения половина современной застройки – диссонирующая.

Вторая проблема, выделенная Т.Вайнштейн, – намечаемое под всем участком застройки строительство многоуровневого подземного гаража, которое поведет к радикальному изменению гидрогеологических и экологических условий в зоне храма и будет нести угрозу физического разрушения этого выдающегося памятника архитектуры. Необходим всесторонний, ответственный анализ этой проблемы с привлечением лучших экспертов в данных областях.

Т.Вайнштейн выразила надежду, что Правительство Москвы примет во внимание вышеперечисленные доводы и примет решение об отмене Постановления 2002 года в части, разрешающей строительство этого офисно-жилого комплекса или о пересмотре запланированных параметров (36 тыс. кв. м. общей площади), уменьшив их как минимум в два раза.

Московской общественности к напору застройщиков не привыкать. Попытки незаконного строительства и сноса исторических зданий на территории памятника начались еще десять лет назад. Ситуация для центра Москвы не удивительная, сейчас сплошь и рядом разрушаются и уничтожаются памятники истории и культуры. Но в последнее время угроза нового строительства вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах стала как никогда реальной.

Сегодня судьба храма находится в зоне ответственности Росохранкультуры и Москомнаследия, и останутся ли в будущем Кадаши, а с ними и все Замоскворечье оазисом православной культуры в агрессивной среде современного города, покажет только время.

И все же представители общественности настроены решительно и сдаваться не собираются. Они не ограничиваются регулярными совещаниями и письмами в вышестоящие инстанции. Отстаивать памятник москвичи готовы круглосуточно.


Храм Воскресения Христова в Кадашах известен с XVII в., а первое деревянное здание церкви было построено на этом месте еще в 1493 г., тогда храм назывался "церковь Воскресения, что на Грязех". Построенное в 1657 г. каменное здание церкви просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г., при патриархе Иаокиме, было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма, а в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня.

В 1934 г. храм был закрыт, в конце 1940-х – начале 1960-х гг. в здании проходили реставрационные работы, после завершения которых оно было отдано в аренду реставрационному центру им. И.Э. Грабаря.

В 1992 г. была образована приходская община Кадашевского храма во главе с настоятелем – известным московским протоиереем Александром Салтыковым, и храм был передан Церкви. Но реставрационный центр не торопился покидать здание храма, и в течение последующих 12 лет службы проходили в бывшем каретном сарае рядом с храмом. Расположенный на втором этаже верхний храм был освобожден в 2004 г., а в 2006-м возобновились службы и в нижнем храме.

Еще в 2004 г. приход храма Воскресения Христова в Кадашах во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым стал инициатором создания приходского краеведческого музея "Кадашевская слобода".

Силами организованного прихожанами Общества ревнителей православной культуры уже пятый год проводятся общественные конференции "Кадашевские чтения", цель которых – сохранение культурного наследия Москвы и возрождение православной культуры.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама