Нидерланды пытаются реанимировать трансатлантическое партнерство между ЕС и США на основании того, что "европейцы и американцы разделяют общие ценности". Однако это невозможно, поскольку "общих ценностей" у Старого и Нового Света практически уже не осталось
Нидерланды намерены содействовать сближению США и ЕС и преодолению разногласий в рамках трансатлантического сообщества. Об этом в интервью влиятельной британской газете Financial Times заявил премьер-министр королевства Ян Петер Балкененде. По его мнению, сближение должно опираться на "общие ценности", которые разделяют как в Европе, так и в США. Однако инициатива г-на Балкененде обречена на провал. Дело в том, что "общих ценностей" у европейцев и американцев практически не осталось. Наоборот, "ценностный" разрыв лишь увеличивает пропасть между Старым и Новым Светом.
Нидерланды решили стать посредником в разрешении евро-американских противоречий. "Мы будем использовать свое возросшее влияние на международной арене, чтобы добиться сближения Европы и США и преодоления разногласий, связанных с военной операцией США против Ирака", – заявил в интервью Financial Times премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде. Действительно, в ближайшие несколько месяцев влияние Амстердама значительно возрастет. В декабре этого года нынешний министр иностранных дел Нидерландов Яап де Хооп Схефер займет пост генерального секретаря Североатлантического альянса (НАТО), а во второй половине 2004 года Голландия будет председательствовать в Евросоюзе. "В Нидерландах сделали ставку на сближение ЕС и США. В Амстердаме рассчитывают, что посредничество в налаживании евро-американских отношений принесет Амстердаму политические дивиденды", – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации стратегического сотрудничества Александр Собянин. По мнению голландского премьера, базой для сближения и преодоления разногласий по иракскому вопросу должна стать общая американо-европейская идеологическая платформа. "Соединенные Штаты и Европа разделяют одни и те же ценности", – считает г-н Балкененде.
Однако попытка Нидерландов примирить Евросоюз и США, по всей видимости, обречена на провал. "Говорить о схожести ценностей в ЕС и США можно было лишь в советский период. Эта общность была основана, прежде всего, на противостоянии Советскому Союзу. Теперь же понятно, что эти миры вовсе не были тождественными друг другу", – сказал RBC daily заведующий отделом межэтнических отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. После распада Советского Союза внешняя угроза для Западной Европы исчезла, и противоречия, которые постепенно вызревали на протяжении полувека, "вышли на поверхность". В итоге оказалось, что "общих ценностей", на которые надеется сделать ставку г-н Балкененде и которые якобы разделяют по обе стороны Атлантики, попросту нет.
"Между европейскими и американскими ценностями существует колоссальная разница", – выразил RBC daily свое мнение эксперт Германского общества внешней политики Александр Рар. Причем эта разница проявляется и на уровне личностного мировоззрения. "У американцев на первом плане всегда стоит личный успех, индикатор которого – количество заработанных денег. Отсюда идеал поступательного движения вперед, не сдерживаемого никакими границами. Американцы готовы идти на риск. Окружающая среда для американца – продукт переработки, средство для обогащения. Успеха в жизни может достичь лишь оптимист", – сказал RBC daily один из российских специалистов по этнической психологии. Эти личностные психологические качества трансформируются в политику. Например, принципиальный отказ США подписывать Киотский протокол, который предусматривает ограничение выбросов вредных веществ в атмосферу, связан не только с нежеланием крупных промышленных корпораций нести экономические потери, но и с описанным выше "потребительским" подходом к окружающей среде.
По словам собеседника RBC daily, "в противоположность американцам, европейцы ценят прежде всего спокойствие". "Европейцы не готовы идти на риск. Их интересует самореализация, а не сверхпотребление. Европейцы стремятся к гармонии со средой, а экология превращается в принцип жизни. Соответственно, окружающая среда для европейцев – не продукт переработки,а продукт потребления", – рассказывает собеседник RBC daily. По словам Александра Рара, "Европа – старый континент, истощенный и исчерпавший свои ресурсы, превратившийся, по сути, в старый музей". Вынесенный на первый план и возведенный в абсолют идеал спокойствия и благополучия во многом определяет европейскую политику.
Это отсутствие "пассионарности" выражается во многом в европейском отрицании религии: в минувший уик-энд главы европейских государств перессорились из-за того, стоит ли вообще упоминать христианское наследие в проекте конституции Евросоюза. "Европа не в силах сохранить себя и постепенно отказывается от собственной идентичности и христианских корней", – говорит Сергей Маркедонов. В отличие от Европы, в США религиозный фактор играет одну из центральных ролей. "Американцы уверены в своем мессианстве и считают, что обладают истиной в последней инстанции, которую готовы нести миру, в том числе и силой оружия", – считает г-н Маркедонов. Европа же, по его словам, "не готова воевать ни при каких условиях, даже в случае угрозы собственной безопасности". Фактически различные, во многом диаметрально противоположные системы ценностей ставят крест на попытках воссоздания Трансатлантического единства. Бывшие союзники по холодной войне против СССР живут в разных мирах.
"RBC daily", 8 октября 2003 г.