Русский человек запросто может прийти к храму часа в два ночи и начать заплетающимся языком молиться, а то и что-то требовать. Один батюшка рассказывал, как к нему в деревенский храм приходили по ночам мужики со своим наболевшим:
Отец, а какой там Бог есть, кому молиться? Вот жена у меня сволочь, вот надо что-то такое... Какой "сплю", ты ж поп!
Впрочем, все-таки именно в храм идут, а не к "нервному врачу" и не к участковому...
Протоиерей Всеволод Чаплин. Лоскутки
Наверное, неправильно будет назвать эту книгу серией обрывочных зарисовок, как часто представляет книгу сам ее автор. Это – сборник миниатюрных и лаконичных новелл. В каждой из них метко схвачена только одна черта. Но черта характерная и важная. Это те вехи и опорные моменты восприятия мира, которые надо зафиксировать, обсудить, запомнить. Вокруг каждого лоскутка можно написать немало статей, а можно просто взять книгу и думать, думать... Здесь нет церковной "кухни", так чаемой некоторыми читателями, в них есть только толчок к тому, чтобы думать, переживать, осмыслять. Вышел новый соборник протоиерея Всеволода Чаплина "Лоскутки-2", а значит снова впереди такие долгие вечера с такой небольшой книгой.
К написанию зарисовок меня побудила потребность высказать то, что ранее не удавалось высказать в других форматах – докладах, публичных выступлениях, интервью, относящихся к тематике моей церковной работы, – рассказывает отец Всеволод. – Хотелось зафиксировать на бумаге и поделиться мыслями о духовной жизни и пастырской практике, о внутреннем состоянии человека, о явлениях культуры, о судьбах России и мира, а заодно и веселые истории, которые приходилось слышать – все это не входило в другие привычные форматы. Возможно, я сказал все, что хотел сказать в этом формате. По крайней мере не планирую возвращаться к нему в ближайшем будущем.
Как строится ваша работа над книгой?
Работа над "Лоскутками" обычно проходила так: на клочках бумаги я записывал то, что хотелось сохранить на память, а затем в отпуске, в командировках эти записи оформлялись, ведь в Москве у меня нет ни свободных вечеров, ни выходных дней.
Что происходит в аду? Как совместить вечное наказание с милосердием Божиим? Многие не раз задавали себе этот вопрос. Вполне возможно, что там окажутся прежде всего люди, для которых будет просто невыносимо присутствие в Царстве Бога, пред лицем Его. Будут там сидеть критические умы и ругаться, ругаться, ругаться друг с другом, кривясь от всякого доброго слова, от каждого упоминания имени Божия... Таких среди нас, увы, немало. Уже сейчас их жизнь превращается в сущий ад – ничего светлого, все плохо, особенно Церковь и Бог. И мир, Им созданный, ужасен, и люди кругом отвратительные, а уж разговоры о вере и морали – "тьфу, тьфу, уберите это отсюда"... Если такая жизнь для них станет вечной, если от нее нельзя будет уйти ни в самоубийство, ни в дурман, – это может оказаться хуже любых печей и сковородок.
Выходит, что название "Лоскутки" – имеет несколько смыслов?
Да, это разрозненные обрывки воспоминаний и размышлений, разбитые на несколько тем, но почти не систематизированные. Эта книжка – одна из многих, издаваемых сегодня. Слава Богу, сегодня многого публикуется книг священниками и мирянами – духовная и научная литература, миссионерские и детские издания, романы, рассказы, поэзия... Сегодня мы переживаем золотой век православной литературы, православной мысли: пишется намного больше, чем на рубеже 19-20 веков, в Серебряный век русской литературы. Есть удачные тексты, глубокие. Есть тексты не очень удачные. Но важно, что тот массив текстов, который издается в нашей Церкви каждый месяц, каждый год, не может не породить настоящей христианской культуры. Сегодня каждый человек может найти для себя укрепление в вере. И нам нужны не только книги, надо, чтобы это возрождение охватило и другие области культуры, чтобы были фильмы, песни, плакаты, слоганы, клипы.
Ко мне однажды пришел бородатый старик в поношенном костюме с большой палкой, как у Деда Мороза. Представился:
Я Господь, творец вселенной. Вот этими руками создал весь мир. Сейчас должен его спасти. Буду строить космодром в Иерусалиме для летающих тарелок. Из них выйдут мои ангелы, избавят человечество от скверны. Никто другой этого сделать не может – только я, всемогущий, вездесущий, вечный творец.
А мы-то чем можем помочь?
Деньгами. Для начала на билет до Иерусалима.
Но не происходит ли так, что литература от такого обилия текстов начинает выхолащиваться, и увеличение тиражей и наименований приводит к понижению уровня и тому, что в магазинах становится больше книг поверхностных и безвкусных и меньше настоящей духовной литературы?
Конечно, есть литература бесполезная, пустая, ориентированная на чисто житейские запросы и их "духовное обслуживание", и низводящая христианство на этот уровень. Это было, есть и будет. Наша же задача – замечать лучшее, говорить об этом, воспитывать любовь и вкус к чтению, продвигать тексты, которые развивают людей духовно и ставят их на правильный путь.
Нужно больше работать со светскими магазинами, чтобы там на полках с надписью "Религия" не доминировали оккультные книги и "православные" сонники-лечебники. Сегодня в некоторых епархиях достигнуто соглашение между крупными книжными магазинами, распространителями церковной литературы и православными экспертами. Думаю, что этим путем пойдут и в других местах.
Общество в России становится все более расколотым. "Элита" и "плебс", Москва и регионы, богатые и бедные, старики и молодежь... Разный язык, разные песни, разные кварталы, разные магазины. Не дай Бог, будут еще и разные храмы. Между "классами" – все больше отчуждения и даже неприкрытой вражды, выплескивающейся в политику, газеты, телевидение. "Собрати расточенная" – вот задача, которую Церкви никак нельзя оставлять.
Лоскутки – это фрагменты из дневника? А как вы в целом относитесь к ведению священниками Интернет-дневников?
Я не веду дневник и считаю это достаточно странным занятием. "Лоскутки" были написаны для обсуждения некоторых значимых для Церкви тем, адресовывались они пастырям и мирянам Православной Церкви. Эта работа имела начало, и возможно, обрела свое завершение.
Думаю, что надо писать, когда есть, чем поделиться, а священник всегда должен оставаться священником. Полагаю, что священнику в Интернете не стоит дискутировать под псевдонимом и создавать себе виртуальное alter ego , мало похожее на облик пастыря. Надо все время помнить о лежащей на нас ответственности за свои слова перед людьми и перед Богом. Я лично не против того, чтобы священники вели Интернет-дневники, но мерилом полезности этого должна быть духовная польза, которое пастырское слово приносит. Мерилом должны быть плоды духа – любовь, радость, мир, вера, кротость, воздержание – плоды, которые апостол назвали критериями плодотворности христианской жизни.
В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве появилась замечательная традиция: после воскресных и праздничных богослужений, даже зимой, Владыка Марк разливает всем прихожанам по стакану чая. Подается и самое простое угощение – печенье, карамельки... Люди, многие из которых до этого уходили сразу после отпуста, теперь стали общаться, говорить друг с другом, задавать вопросы Владыке и духовенству. Как немного иногда нужно, чтобы приход становился настоящей общиной!
С протоиереем Всеволодом Чаплиным беседовала главный редактор портала "Православие и мир" Анна Данилова.
Источник: Православие и мир