ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Оптимальное решение проблемы Абхазской епархии – передать ее во временное управление Московскому патриарху

Протодьякон Андрей Кураев :: 17 сентября 2009

Глава Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиа заявил о ее официальном отделении от Грузинской церкви, намерении создать Абхазскую поместную церковь и просить Московский патриархат содействовать в этом вопросе. Тем временем в Русской церкви в очередной раз заявили об уважении канонических границ Грузинского патриархата, дав понять, что не могут поддержать решения Абхазской епархии.

Своим мнением о том, почему сегодня Грузинской церкви следует инициировать серьезные переговоры по церковной проблеме в Абхазии и Южной Осетии и чем должны они увенчаться, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

– Отец Андрей, как Вы расценили новость из Сухуми?

– Любая новость о нарастании отчуждения между двумя народами для нас печальна, особенно если она касается отчуждения православных народов.

Я расцениваю эту новость как понуждение к переговорам. Дело в том, что позиция Грузинской церкви предыдущие 20 лет была по-своему очень достойной и терпимой: они не замечали реальной независимости Абхазской епархии от себя, Грузинский патриарх не принимал никаких канонических санкций, не лишал сана абхазских священников и ничего от них не требовал. При этом я убежден, что ряд националистически настроенных политиков наверняка обвиняли католикоса-патриарха за столь толерантную его позицию.

В то же время сейчас стало понятно, что просто такого молчания, незамечания проблемы невозможно. Столь громкое заявление абхазского духовенства потребует уже официального ответа. Одно дело – тихое игнорирование Грузинской патриархии, а другое – публичное бросание перчатки, и оно явно спровоцирует Грузинскую церковь на ответные действия. И мне бы очень хотелось, чтобы эти ответные действия стали опять же не санкциями, а началом серьезных переговоров с участием уже, конечно, и Московской патриархии, к которой апеллирует духовенство Абхазской епархии.

– У обоих народов еще свежи раны от войны, было бы странно ожидать сохранения статуса кво в церковной жизни...

– Здесь уместно вспомнить слова отца Александра Шмемана, который однажды сказал: "Греки, кажется, до сих пор не в курсе, что Константинополь взят турками". Иногда возникает ощущение, что и некоторые грузинские политики или даже священники полагают, что можно каким-то очень простым путем восстановить грузинское благополучие восьмидесятых годов XX столетия, по крайней мере в отношении границ Грузинской республики. Поэтому меня очень удивило, что год назад Грузинская церковь просила ныне почившего патриарха Алексия II обеспечить беспрепятственный проезд грузинских священников на территорию Абхазии. Эта просьба понятна и в то же время немного настораживает, потому что такое ощущение, что в сознании людей, просящих об этой помощи, между Абхазией и Грузией просто стоят пограничники. К сожалению, это не так.

Между Абхазией и Грузией стоит уже достаточно укорененная межэтническая напряженность. Поэтому дело не в том, чтобы обеспечить приезд грузинских священников в Абхазию, а в том, готово ли абхазское население слушать их проповеди, а тем более идти к ним и открывать свои грехи. Психологически это уже невозможно. Я понял это и при общении с абхазской диаспорой в Москве, и когда я бывал на территории Абхазии, и когда встречался с абхазами в Сочи, в Краснодарском крае.

Поэтому надо думать не о том, как восстановить некое внешнее благополучие, а о том, как этих людей, у которых очень обожженная историческая память, сохранить в лоне христианской цивилизации, как сделать для них доступными слова православных священников, вне зависимости от того, к какой юрисдикции эти священники будут принадлежать. Иными словами, нужно сохранять абхазский народ не для Москвы и Тбилиси, не для Константинополя или Стамбула, а для Христа.

Эти два момента: понимание того, что, с одной стороны, обострение дошло до канонического предела, а с другой – что возвращение назад просто уже немыслимо, – могут послужить основанием для ведения серьезных переговоров. При этом я убежден, что вести эти переговоры невозможно без серьезнейшего участия Русской православной церкви.

– Каким, по-Вашему мнению, должен быть итог переговоров?

– В средние века, когда Византия доживала последние годы, Константинополь был еще православным, и весь Ближний Восток был под властью арабов, а позднее – турок. Нередко были случаи, когда в Константинополе посвящали патриарха для Александрии, то есть для Египта, но из-за обострения отношений между халифатом и Византийской империей этот патриарх не мог поехать в Александрию. Тогда он, находясь в Константинополе, писал письмо патриарху Иерусалимскому, ближайшему патриарху к Александрийской церкви, и просил его взять на себя временное управление Александрийской церковью, то есть стать наместником. Так, например, сегодня Румынский патриарх носит титул наместника Кесарии Каппадокийской (кафедры святителя Василия Великого, который жил в IV веке). В данном случае это, конечно, чисто почетный титул, но, вообще-то говоря, мне кажется, что абхазская и югоосетинская ситуации дают возможность нынешние пышные титулы наполнить реальным церковным дипломатическим содержанием.

– Каким образом?

– Если бы католикос-патриарх всея Грузии обратился к Московскому патриарху с тем, чтобы тот стал наместником, временно управляющим Абхазской и Южноосетинской епархиями, то в этом случае были бы сохранены общеправославные каноны, не допускающие вмешательства одной Церкви в канонические пределы другой, а также были бы сохранены честь Грузинской церкви и целостность ее канонических границ. При этом были бы учтены все-таки весьма единодушные пожелания народов Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, реализация такой модели дала бы возможность совершать литургию для абхазов и югоосетин каноническими священниками.

Это была бы обычная епархия в составе Русской православной церкви с тем только отличием, что если эта епархия однажды пожелает вернуться в ведение Грузинской церкви, то, естественно, наша Церковь без всякого ропота и сопротивления тут же отдаст то, что было ей вверено во временное управление.

Может быть, и Грузия будет меняться, и Россия, и Абхазия, и, кто его знает, может быть, через три-четыре поколения абхазы не будут испытывать такой аллергии к тому, что связано с Грузией.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама