ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия как фактор политической нестабильности в Китае: часть 2. Тибетский вопрос

29 сентября 2009

Вторая статья посвящена тибетскому вопросу в Китае, политике Далай-ламы, российской перспективе при решении этой проблемы.

Буддизм проник в Тибет еще в IV веке, однако устойчивые контакты с буддийским миром наладились только к VII веку, а с конца VIII века буддизм стал официальной религией. В XIV веке в Тибете возник институт Далай-лам – линии реинкарнаций Бодхисаттвы Ченрези. Пятому Далай-ламе удалось при поддержке монголов объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы фактически заняли место правителей Тибета. В XVII веке этот титул официально был закреплен за ними. В 1950 году Тибет силовым путем был присоединен к Китайской Народной Республике, но практически 10 лет Далай-лама XIV Тензин Гьяцо официально оставался главой теперь уже автономного района.

В 1954-1955 годах Далай-лама встречался с представителями китайской Компартии и получил заверения о том, что даже в случае создания Тибетского Автономного Района, о котором шла речь на тот момент, тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере сохранены. Но последующие события привели к конфронтации. В 1959 году вспыхнуло Тибетское народное восстание, которое было жестоко подавлено китайской армией.

О ситуации, которая сложилась в Тибете за время китайской оккупации, Далай-лама рассказал в своем послании, приуроченном к 50-летию восстания: "Оккупировав Тибет, правительство коммунистического Китая провело целый ряд кампаний с применением репрессивных и насильственных мер. Среди них "демократические реформы", классовая борьба, создание коммун, Культурная революция, введение военного положения и относящиеся к более недавнему времени патриотическое перевоспитания и кампания "жесткого удара". Непосредственным результатом этих кампаний стала гибель сотен тысяч тибетцев. Линяя преемственности буддийской Дхармы была прервана. Тысячи религиозных и культурных центров, каковыми являлись мужские и женские монастыри и храмы были стерты с лица земли. Здания и памятники исторического значения были разрушены" – в этом следует искать основные причины тибетского сепаратизма.

После восстания 1959 года Далай-лама XIV был вынужден эмигрировать в Индию. С этого времени начинается отсчет существования тибетского правительства в изгнании. Со временем из Дхарамсалы – столицы Тибета в изгнании – начиная с 60-70-х годов, на Запад потянулись вереницы учителей дхармы, которые быстро обосновались в США и странах Европы, а в начале 90-х попали и в Россию. Благодаря активной деятельности Далай-ламы XIV и открытию по всему миру дхарма-центров, руководителями которых становились тибетские ламы-эмигранты, Западный мир узнал о трагедии Тибета. Мировое признание этой гуманитарной катастрофы отразилось в присуждении в 1989 году Далай-ламе XIV Нобелевской премии мира.

Деятельность тибетской диаспоры определяет поведение тибетцев, живущих в Китае. Не исключено, что масштабные антикитайские выступления в ТАР провоцируются из Дхарамсалы. В марте прошлого года в годовщину Тибетского народного восстания в Лхасе вспыхнули крупные беспорядки, которые позволили Далай-ламе резко выступить на международной арене в адрес Китая. Он назвал действия Китая культурным геноцидом. Власти КНР в свою очередь обвинили лидера тибетских буддистов в организации беспорядков.

В своих политических заявлениях Далай-лама настаивает, что борется не за независимость Тибета, а за широкую автономию в рамках КНР. Его политика срединного пути и ненасильственного решения проблемы предполагает нахождение компромиссного варианта решения тибетского вопроса. Но, как отмечает главный редактор журнала "Русский мир.ру" Евгений Верлин, "до сих пор Далай Лама не распустил правительство в изгнании, которое существует уже 50 лет, и несколько десятков тысяч представителей тибетской аристократии стоят за то, чтобы придать автономии гораздо больше черт независимости, чем хотелось бы Китаю".

В тибетских дхарма-центрах по всему миру политика освобождения Тибета подспудно подается вместе с азами буддийского вероучения. Образ Тибета в учении воспринимаемом американскими и европейскими адептами тибетской ветви буддизма романтизируется и ставится в разряд сакральных, что побуждает людей активно включаться в движение за освобождение Тибета. Среди активных сторонников освобождения Тибета немало известных людей, например, голливудский актер Ричард Гир, американские буддологи Роберт Турман и Александр Берзин. По всему миру действуют филиалы Фонда Далай-ламы – российское отделение возглавляет известный российский буддолог Андрей Терентьев.

Тактика тибетских эмигрантов состоит в том, чтобы весь мир узнал о тибетском вопросе. Для этого по всему миру ездят буддийские учителя, монахи крупных монастырей, с лекциями и ретритами. Буддистов зовут для обмена опытом католики и протестанты. А религиозный потенциал новообращенных европейцев и американцев часто направляется на свойственную скорее для западных религий миссионерскую деятельность, среди них особенно выделяется лама-датчанин Оле Нидал.

В отличие от уйгуров тибетцев поддерживают почти все западные страны. География визитов Далай-ламы очень широка и везде его принимают на высоком государственном уровне. Со стороны Китая такие встречи всегда вызывают публичный протест, а иногда и ухудшение торгово-экономических и политических отношений со странами, принимающими Далай-ламу, так что некоторые государства отказывают ему. Именно эта причина препятствует лидеру тибетских буддистов посетить Россию.

Во многом борьба за освобождение Тибета держится на личной харизме тибетского лидера, и остается открытым вопрос, кто возглавит ее, когда Далай-ламы XIV не станет. Лидер тибетских буддистов уже не раз заговаривал о своем преемнике. Он может родиться, по словам Далай-ламы, уже не в подконтрольном Китаю Тибете, а в какой-нибудь другой, свободной буддийской стране.

Вероятнее всего, ею может стать Индия, где живет большая часть тибетской диаспоры, или Монголия. Но есть вероятность, что тибетские ламы поедут искать будущего тибетского лидера в одну из буддийских республик России, в надежде найти покровительство у северного соседа.

Если такое случится, Россия окажется перед дилеммой: с одной стороны, Китаем, который естественно негативно воспримет новую прописку лидера сепаратистов, с другой – Западный мир, который традиционно поддерживает тибетскую эмиграцию. Сейчас Далай-ламе XIV 74 года, и он надеется прожить еще лет десять, но и он не застрахован от разных непредвиденных обстоятельств, особенно с учетом его распорядка жизни, в которой заметное место занимают путешествия по всему миру.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама