Протоиерей Всеволод Чаплин: "Что может быть радикальнее Нагорной проповеди?"
Что такое богоугодная власть? Возможна ли богоугодная власть в мире, живущем так, как будто бы Бога нет? Почему Церковь призывает общество и государство к нравственности, хотя самой по себе нравственности недостаточно, чтобы войти в Царствие Божие? Мы продолжаем беседы с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Отец Всеволод, известные слова Спасителя о том, что Богу надо отдавать Богово, а кесарю – кесарево, люди склонны использовать для самооправдания. Часто необходимостью отдавать кесарю – кесарево объясняют все, что угодно. Как все-таки правильно понимать эти евангельские слова? Где грань между Боговым и кесаревым?
Человек должен отдавать гражданский долг своему народу и своему государству. Но служение народу и государству не должно превращаться в идолослужение. Народ и государство не должны превращаться в идолы, заслоняющие собою Бога. Плохо, когда ради народа и государства игнорируется высший смысл жизни человека, его стремление к вечной жизни, когда народ и государство превращаются в предмет религиозного поклонения, когда у человека в жизни не остается ничего, кроме служения народу и государству. Это как раз тот случай, когда ради кесарева презирается Божие и когда земные дела полностью вытесняют духовную составляющую жизни человека...
Исторические катастрофы двадцатого века, опыт тоталитаризма и неудачи демократии, сильно подорвали авторитет государства. Многие сегодня сомневаются в справедливости мысли апостола Павла о том, что "нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"...
Если говорить о власти, то какую-то власть Господь благословляет, а какую-то попускает. Всякая власть от Бога. Это значит, что не без Его воли или, по крайней мере, не без Его попущения она дается народу. Ленин, Сталин, Хрущев не без попущения Божия возглавляли нашу страну. Правы те, кто говорят, что народ достоин своего правителя. Духовно ослабев, с пренебрежением относясь к тем святыням, которые имели, утратив силу заботы о своей стране, люди сами отдавали ее в руки таких людей как Ленин и Сталин.
Получается, что всякая власть от Бога, но не всякая Ему угодна. Какую-то власть Бог попускает, то есть позволяет ей действовать до поры до времени. Каковы же признаки собственно богоугодной власти? Я понимаю, что богословие не приемлет жестких типологий. Но все-таки...
Ввести такую типологизацию, действительно, достаточно сложно. Но думаю, что признаки богоугодной власти очень простые – правая вера, соединенная с правильными делами. А уж дело самой власти и дело народа иметь духовную чуткость, уметь "различать духов", отличать правую веру и правые дела от неправых. А определить богоугодные и небогоугодные политические режимы и экономические системы один раз и на все эпохи и для всех ситуаций невозможно.
Может ли власть быть богоугодной в секулярном мире?
Богоугодная в высшем смысле власть, конечно, невозможна в абсолютно безрелигиозном обществе. Но такого общества я не вижу в современной России. Да и на Западе оно вряд ли просуществует долго. Безрелигиозное общество вообще долго существовать не может. Мы знаем это по истории Советского Союза... Сегодня много рассуждают о том, что такое секулярный мир. Но он вовсе не так секулярен, как нас убеждают сторонники идеологии секуляризма. Просто мир уже несколько десятилетий пребывает в духовной расслабленности, свойственной длительному мирному времени. Люди забывают Бога, живут ради удовольствий, становятся духовно немощными. Такое время никогда в истории не длилось очень долго. И я вполне допускаю, что духовная тяга у народов пробудится под влиянием новых исторических испытаний.
Возможна ли такая ситуация в истории, когда власть богоугодна, а народ отступается, народ не прав и небогоугоден? Или наоборот – богоугодный народ и небогоугодная власть?
Вряд ли. Поскольку в этом случае власть и народ обязательно разойдутся и государство развалится. Не случайно в Основах социальной концепции говорится о том, что форма государственного устройства должна соответствовать духовному уровню народа. Потому что при неблагочестивом народе самые благочестивые формы правления превратятся в карикатуру, а самый благочестивый правитель будет отвергнут. Точно так же благочестивый народ найдет в себе силы сменить неблагочестивых правителей и прийти к более высокой форме правления.
Православная Церковь учит, что самой по себе нравственности недостаточно для спасения. Почему же мы все-таки требуем нравственности от государства и общества? Причем часто поддерживаем нравственные начинания людей безотносительно к их вероисповедному выбору...
Для спасения недостаточно житейской, обывательской нравственности, не преображенной Христовой благодатью. Но для нормальной достойной жизни на земле даже такая нравственность лучше, чем безнравственность. Поэтому, конечно, Церковь всегда призывает людей соблюдать хотя бы ветхозаветные нормы нравственности, выраженные в Декалоге, и следовать тому нравственному чувству, которое Богом заложено в природу каждого человека. Призывает следовать тому нравственному чувству, которое заложено Богом в природу человека. Очевидно, что лучше не убивать, чем убивать, не развратничать, чем развратничать, не воровать, чем воровать. Поэтому для того, чтобы мир не превратился в ад, базовые нравственные нормы должны соблюдаться. А вот сделать его раем, тем более без Христа, никогда не получится...
Наши требования нравственности, по крайней мере декларативно, совпадают с теми требованиями, которые выдвигают представители других конфессий, а зачастую и некоторые атеистические группы. Не получается ли, что тем самым мы участвуем в формировании некой межконфессиональной или вообще внеконфессиональной нравственности?
Чтобы увидеть различие между христианской нравственностью и нравственностью ветхозаветной, а также естественной, достаточно прочесть Нагорную проповедь. Нравственные требования Евангелия гораздо выше, чем житейская нравственность и чем ветхозаветный закон... Более того, Господь Сам говорит, что Он есть путь, Истина и Жизнь. Он и только Он Своей благодатью дает человеку возможность достичь того высокого нравственного идеала, который изложен в Нагорной проповеди. Здесь решительное отличие христианской этики от всех прочих этических систем. Христианин не может согласиться с тем, что нравственный идеал Евангелия может быть растворен в схемах "глобальной этики"...
Означает ли это, что христианской социальной мысли в современном мире надо быть более радикальной, более критичной к существующим порядкам и практикам?
Что может быть радикальнее Нагорной проповеди?.. Важно то, что уже здесь и сейчас, в этой жизни, мы можем внутри себя и внутри православных общин созидать Царствие Божие. А для этого нужна не просто нравственность, а синергия Бога и человека, принятие человеком той благодатной помощи, которую дает Господь в Церкви и которая и делает человека достойным спасения...
Источник: Социальное богословие