Тюмень становится ареной большого религиозного скандала, в котором, как утверждают, не обошлось без политики. Руководители местных мусульманских организаций обменялись взаимными упреками, среди которых – обвинения в приверженности к ваххабизму. Одним из поводов стало строительство новой соборной мечети, которое лоббировал один из вероятных претендентов на пост тюменского мэра...
Шумиха поднялась после того, как еженедельник "АиФ-Сибирь" опубликовал интервью полномочного представителя муфтия Центрального управления мусульман России (ЦДУМ) в Тюменской области Ильдара Зиганшина. Откровения Зиганшина, представляющего в Тюменской области верховного муфтия России и стран СНГ Талгата Таджуддина, произвели эффект разорвавшейся бомбы. По словам полпреда верховного муфтия, в Тюменской области существуют более восьмидесяти мусульманских общин, и все они находятся под влиянием ваххабитов, распространивших свое влияние с Северного Кавказа. "Экстремисты оттуда первым делом ринулись в Тюмень – к нефти и газу", – сказал Ильдар Зиганшин. Как утверждает герой газетной публикации, 70% мечетей в Тюменской области построено на арабские деньги.
Ответом стало заявление, которое представители мусульманских общин региона приняли 29 августа на собрании в тюменской Соборной мечети. Инициатором собрания стал глава Духовного управления мусульман Тюменской области (ДУМТО) Галимзян Бикмулин. По его словам, своим интервью Ильдар Зиганшин объявил практически всех мусульман Тюменской области противниками государства и преступниками. Собрание потребовало от Зиганшина официальных извинений.
Не дождавшись никакой реакции, муфтий Галимзян хазрат написал открытое письмо на имя губернатора Тюменской области Сергея Собянина, копию которого, помимо местных средств массовой информации, получили вице-губернатор Владимир Якушев, спикер Областной думы Сергей Корепанов, главный федеральный инспектор по области Сергей Сметянюк и даже президентский полпред в Уральском федеральном округе Петр Латышев. В нем глава ДУМТО выразил обеспокоенность по поводу обострения ситуации вокруг ислама в Тюменской области.
Отправной точкой скандала Бикмулин считает начало строительства в Тюмени второй Соборной мечети под эгидой ЦДУМ России. По замыслу организаторов строительства, новый духовный комплекс должен стать самым крупным в Урало-Сибирском регионе и объединить проживающих здесь приверженцев ислама. Однако, как сказано в письме духовного лидера ДУМТО, навязываемое куратором строительства Ильдаром Зиганшиным мнение, будто единственным храмом, способным объединить мусульман и установить в регионе политическую стабилизацию, будет мечеть, которую он намеревается строить, умаляет значение уже существующей с 1996 года Соборной мечети Тюмени, раскалывает мусульманское сообщество и сеет смуту. При этом в ДУМТО выражают недоумение по поводу позиции Талгата Таджуддина, который как муфтий не может не знать, что наличие в одном городе двух соборных мечетей вообще не вписывается в каноны ислама. Свою позицию Галимзян Бикмулин и его сторонники намерены еще раз донести до руководства Тюменской области на встрече в комитете по делам национальностей областной администрации 11 сентября.
Трения в мусульманской среде юга Тюменской области происходят не впервые. В регионе, где, по официальным данным, порядка 5,58% населения позиционирует себя в качестве приверженцев ислама, действует свыше восьмидесяти мусульманских организаций. Большинство из них – порядка 40 – входит в ДУМТО, недавно отметившее свое 10-летие. Чуть более 30 храмов контролируются появившимся около пяти лет назад Духовным управлением мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) с центром в Тобольске. И всего два мусульманских прихода созданы и подчиняются старейшей духовной организации мусульман России, возглавляемой Талгатом Туджуддином.
За души прихожан – преимущественно сибирских татар – мусульманские структуры Тюменской области борются, главным образом, между собой, и громкие обвинения, подобные тому, что прозвучало со страниц "АиФ-Сибирь", – не редкость. Чаще всего в приверженности идеям ваххабизма принято обвинять руководство ДУМАЧР, деятельность подразделений которого в ряде регионов страны уже давно является предметом пристального интереса со стороны российских спецслужб. Но недавний скандал вокруг верховного муфтия Таджуддина, который с началом боевым действий в Ираке вдруг призвал российских мусульман к джихаду против американских агрессоров, не мог не сказаться на реноме возглавляемой им организации. Благодатная почва для взаимных подозрений и упреков появилась после того, как один из выпускников медресе в поселке Ембаево Тюменского района был задержан в числе исламских боевиков, вторгшихся в Киргизию.
"В массовом сознании россиян ваххабизм неизменно ассоциируется с недавними трагическими событиями в Чечне и Дагестане, поэтому при попытке дискредитировать оппонента враждующие религиозные организации используют это понятие едва ли не как главное орудие, – высказал свое мнение в разговоре с корреспондентом "УралПолит.Ru" замначальника Управления ФСБ России по Тюменской области Александр Петрушин. – В действительности же фактов, свидетельствующих о сколько-нибудь серьезной угрозе пропаганды религиозного экстремизма в мусульманских общинах Тюменской области, просто нет".
Между тем скандал, связанный со строительством в Тюмени новой Соборной мечети, уже грозит перерасти в межконфессиональный. Накануне те же самые адресаты, которым было направлено письмо от руководителя Духовного управления мусульман Тюменской области, получили другое послание, на сей раз подписанное председателем региональной общественной организации "В защиту православной нравственности" Татьяной Гуськовой. В обращении выражена поддержка организации, возглавляемой Галимзяном Бикмулиным, в конфликте с Ильдаром Зиганшиным. "Оно /ДУМТО – прим. автора/ уже располагает в Тюмени соборной мечетью, которая вполне справляется с удовлетворением духовных потребностей местных мусульман, – говорится в письме. – ЦДУМ во главе с Ильдаром Зиганшиным объективно не может претендовать на строительство в областном центре культовых зданий по размерам, не пропорциональным своему представительству в области". И тут же: "считаем эти действия искусственной исламизацией Тюменской области, грубо нарушающей интересы проживающих в Тюмени и области граждан, подавляющее большинство которых относит себя к православию – более 87%... Православные верующие испытывают острую нехватку храмов... В целях предотвращения нарушения в области конфессионального равновесия речь о строительстве в Тюмени второй мечети может идти только после наличия в городе 32 действующих православных храмов...".
"По большому счету, мы недовольны тем, как в Тюменской области вообще и в Тюмени в частности осуществляется конфессиональная политика, – сказала Татьяна Гуськова "УралПолит.Ru". – Ее необходимо строить на основе реальных пропорций представителей разных религий в этой местности. В Ялуторовске, например, власти организовали публичное обсуждение планов возведения мечети. И в Тюмени, я считаю, этот вопрос тоже должен был быть вынесен на местный референдум".
В обострении и без того достаточно напряженного диалога между религиозными организациями на тюменском Юге не обошлось без политики. Практически центральной фигурой скандала становится заместитель председателя Тюменской областной думы Геннадий Корепанов. "УралПолит.Ru" уже высказывал свои предположения относительно наличия у господина Корепанова далеко идущих планов применительно к 7 декабря, когда должны состояться выборы депутатов Государственной думы в двух одномандатных округах тюменского Юга и выборы мэра Тюмени. По словам Татьяны Гуськовой, это единственный политик, который оказывает покровительство Ильдару Зиганшину в строительстве новой Соборной мечети, которое так взволновало другие исламские общины и православную общественность Тюмени. Но сам Сергей Корепанов наличие у него амбиций в отношении выдвижения в депутаты Госдумы или мэры Тюмени в беседе с корреспондентом нашего экспертного канала категорически опроверг. В связи с этим от тюменских властей прозвучало требование "пресечь незаконное вмешательство отдельных политиков в сферу религии и национальных отношений, ведущее к возникновению в области межнациональной и внутриконфессиональной вражды".
Комментарий
Геннадий Корепанов, заместитель председателя Тюменской областной думы: Проблемами как национальных и межконфессиональных отношений я занимаюсь уже 20 лет, причем достаточно профессионально, так как имею и соответствующую подготовку в образовательных учреждениях, и соответствующий опыт работы в органах власти. Все проблемы, о которых вы говорите, я хорошо знаю. Могу сказать, что и с господином Бикмулиным я не раз соприкасался в своей деятельности на этом поприще, причем мы работали достаточно тесно, и в одном направлении.
Причиной всех разладов в мусульманской сфере я вижу конфликт за распределение помощи религиозным общинам, в том числе из-за рубежа. И личностные разногласия: хорошо знаю, например, что у Галимзяна Бикмулина личная неприязнь к Талгату Таджуддину. Что касается верховного муфтия России, то могу напомнить, что ЦДУМ существует в России две сотни лет. На всех общегосударственных мероприятиях с участием президента Талгат Таджуддин присутствует наряду с патриархом Алексием Вторым. Не думаю, что если бы проводимая ЦДУМ России политика отличалась антигосударственным подходом, государство не отреагировало бы на это должным образом. Я считаю, что в Тюмени должна быть Соборная мечеть, которая объединила бы ныне разрозненные мусульманские общины под духовным наставничеством этого уважаемого человека.
Что касается моих политических планов. Я даже не думал идти в Государственную думу. И такого предложения от губернатора мне не поступало. В отношении выборов мэра Тюмени действительно существует такая инициатива, ко мне были сделаны соответствующие обращения. Но я себя не вижу в этой роли. Более того, скажу вам, что в свете новой фазы в отношениях между югом Тюменской области и северными автономными округами, причину которой вы прекрасно знаете, я считаю, что роль депутата Тюменской областной думы будет только возрастать. И я для себя решил, что должен быть здесь.
10 сентября 2003 г.
Источник: УралПолит.ru