ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

14 октября 2009

Вчера на сайте Министерства Юстиции Российской Федерации был выложен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Несомненно, авторы законопроекта руководствовались искренним стремлением ко благу общества. Понятно их желание найти законные меры для противодействия исламским экстремистам или культам, подобным саентологии, которые используют религиозную вывеску для, фактически, коммерческой деятельности. Однако некоторые тезисы законопроекта нельзя признать удачными. Рассмотрим некоторые из них.

"Не могут быть учредителями, членами и участниками религиозной организации лица, осужденные по приговору суда за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера."

Благая весть, возвещаемая Церковью, есть весть о прощении грехов. Это означает, в частности, что любой человек, который ранее вел дурной или даже преступный образ жизни, может, через покаяние и веру, примириться с Богом и вернуться в человеческое общество. Церковь неустанно призывает грешников – в том числе тех, кто преступил законы государства – покаяться и оставить свои гибельные пути. Как говорит Священное Писание, "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. (Ис.55:7)". Многие люди, ранее бывшие врагами общества, преступниками и злодеями, услышали этот призыв и сделались честными и законопослушными гражданами. Церковь с любовью принимает таких людей, как своих новообретенных членов, и помогает им утвердиться в доброй и благочестивой жизни. Повинуясь слову Божию, Церковь не может делать исключения ни для кого, в том числе для людей, ранее замешанных в экстремистской деятельности. Если такие люди раскаиваются в своих прежних делах и желают присоединиться к Церкви, они должны быть приняты, как и другие кающиеся грешники. Церковь следует примеру самого Господа, который включил в число своих Апостолов Симона Зилота, который до того был, говоря современным языком, членом незаконного вооруженного формирования.

Таким образом, это положение законопроекта приходит в грубое противоречие с требованиями Слова Божия и является для нас невыполнимым. Но является ли оно полезным с хотя бы с чисто государственной точки зрения? Нет. Государство должно быть заинтересовано в реабилитации тех, кто преступил закон, в их возвращении к мирной и законопослушной жизни. Запрет на вступление в религиозные организации для граждан, которые были осуждены по определенным статьям, такому возвращению препятствует. Люди, ранее вовлеченные в экстремизм (в частности, религиозный), но затем осознавшие свои ошибки и присоединившиеся к миролюбивым и умеренным религиозным общинам, могут сыграть – и играют – огромную роль в идейном противостоянии экстремизму, и лишать их такой возможности было бы крайне неразумно именно с точки зрения борьбы с экстремизмом.

Крайне спорным это положение законопроекта представляется и с точки зрения конституционной нормы о свободе вероисповедания.

Кроме того, нельзя не отметить неизбежные технические трудности, которые неизбежно возникнут при попытке реализации такой нормы – от религиозных общин потребуются списки членов, которые могли бы позволить убедиться, что в числе их нет людей, осужденных за экстремизм.

Что касается миссионерской деятельности, то требования законопроекта также трудно признать осуществимыми. Законопроект требует:

"Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации и (или) член ее руководящего органа. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на основании доверенности, выданной соответствующей религиозной организацией или иного письменного документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации.

Запрещается осуществление миссионерской деятельности лицами, не имеющими документа, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи"

Миссия свидетельствовать об истине и помогать другим людям найти дорогу в Церковь, возлагается не на какую-то группу профессиональных миссионеров, но на всех христиан. От этой миссии невозможно отделить и социальную работу Церкви. Фактически, миссионерством является любой частный разговор о вере, который христианин может вести со своим неверующим ближним – при личной встрече, в интернете или на страницах СМИ. Обеспечить всех православных христиан соответствующими документами, которые они должны были бы постоянно носить с собой, предполагая, что в той или иной житейской ситуации у них возникнет возможность поговорить об их вере, едва ли возможно и уместно.

Законопроект воспрещает миссионерскую деятельность, "сопровождаемую предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозное объединение...., психологическим давлением, манипуляцией сознанием". Отсутствие четких критериев того, что такое "предложение выгод", "психологическое давление" или "манипуляция сознанием" создает почву для криминализации практически любой миссионерской деятельности. Являются ли слова Спасителя "если не покаетесь, все так же погибнете. (Лук.13:5)" психологическим давлением? Являются ли помощь, оказываемая в рамках социального служения Церкви, "предложением выгоды"?

Эти и другие тезисы законопроекта не могут не вызывать определенных опасений. Православная Церковь всегда являлась силой, поддерживающей социальную стабильность, и всегда побуждала своих членов к добросовестному исполнению гражданских обязанностей. В этом Церковь руководствуется не конформизмом, не исканием земных выгод, но неизменным учением слова Божия. Как святой Апостол Павел наставляет нас повиноваться законной власти, "не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. (Рим.13:4-8)". Однако возможна ситуация, когда требования государства входят в прямое противоречие с требованиях христианской совести, и относительно подобных ситуаций сказано "судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян.4:19)". Исторический контекст этих слов связан с попытками тогдашних властей запретить Апостолами проповедь Евангелия.

Конфликт между требованиями, которые предполагается выдвинуть от имени государства, и требованиями Слова Божия вовсе не является неизбежным, более того, со стороны авторов законопроекта он, по видимому, даже не является намеренным. Насколько мы можем предполагать, он отражает просто недостаток осведомленности. Поэтому очень важно, чтобы при рассмотрении подобного рода законопроектов их авторы консультировались с представителями как Православной Церкви, так и других религиозных общин.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама