ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Людям, которые хотят воспитывать детей, нужно дать такую возможность

Протоиерей Аркадий Шатов :: 14 октября 2009

В связи со скандалом в Свято-Боголюбском монастыре "Ежедневный журнал" решил побеседовать с председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы протоиереем Аркадием Шатовым. Комиссия опекает несколько столичных детских домов, поддерживает связь с детскими домами в провинции, поэтому о. Аркадию хорошо знаком весь круг проблем, связанных с благотворительностью в этой сфере.

"ЕЖ": После истории в Боголюбском монастыре очень много разговоров о церковных приютах, из которых становится ясно, что существует некая проблема. Вы согласны с тем, что проблема церковных приютов действительно существует, и если да, то в чем она состоит?

О. Аркадий: Проблема состоит в том, что в правовом, юридическом поле не существует даже такого термина – "церковный приют". Многие наши детские дома открылись вне правового поля. И даже если теперь некоторые уже официально зарегистрированы, то как они создавались, я вам даже не могу рассказать. Приходилось лавировать. Зарегистрировать церковный детский дом так сложно, что во многих епархиях идут по другому пути. Какой-то батюшка, например, усыновляет или берет под опеку детей, но он не может за ними сам ухаживать, поскольку он священник и у него большая нагрузка, поэтому он так или иначе устраивает приют. А числятся дети за ним.

– Но, насколько известно, это одна из основных претензий к церковным детским домам органов социальной опеки: если оформляется опекунство, то по закону ребенок должен жить на жилплощади опекуна.

– Но вы же знаете, что в нашей стране не всегда можно жить по закону. Для христианина закон любви выше гражданского кодекса. Святитель Иоанн Шанхайский выкупал детей за бутылку водки. Я знаю церковные детские дома, руководители которых за ценные подарки чиновникам получали право взять детей.

– Ну а каким, на ваш взгляд, должно быть разумное законодательство, чтобы церковные приюты, будем все-таки говорить так, существовали без проблем?

– Нужно дать церкви право организации своих детских домов и приравнять их по статусу к государственным. Эти приюты должны контролироваться государством точно так же, как все остальные, и должны получать такое же финансирование, как и светские детские дома. Сейчас уже есть церковные детские дома, которые официально зарегистрированы государством, но эти детские дома получают деньги только на питание детей и на одежду. А это всего 20% затрат. Тогда как 80% затрат – это заработная плата людей, которые работают с детьми. В итоге сотрудники наших детских домов получают зарплату в два-три раза ниже, чем работающие в светских учреждениях. Надо изменить эту ситуацию. Но церковь должна иметь право брать на работу в эти детские дома людей, которых она знает и в которых уверена, иначе как она будет отвечать за результат? Церковь должна быть учредителем этих детских домов, может быть, в лице архиерея, епархиального управления, или какого-то сестричества, или даже какого-то прихода. Это поможет разукрупнить детские дома. Сейчас вот призывают разбирать детей из детских домов, и действительно больше стали усыновлять детей. Но многие дети возвращаются обратно. Представляете, какой это стресс для ребенка, когда его взяли в семью, а потом вернули в детский дом – он заново переживает свое сиротство. Ребенок оказывается совершенно сломлен. Так что в любом случае ясно – не всех детей мы можем раздать в семьи. Поэтому выход в разукрупнении детских домов, и нужно позволить общественности, не только церковной, устраивать семейные детские дома. Пусть государство это контролирует, но пусть дает и деньги на это. А сейчас оно и не контролирует, и денег не дает.

– У церкви не хватает собственных денег на приюты?

– У церкви сейчас денег нет. Ей вернули разрушенные храмы и разоренные монастыри, но не вернули те помещения, в которых церковь занималась социальной работой, поэтому церковь не может в полной мере развернуть эту работу, однако у нее есть потенциал. Этот потенциал – верующие люди, в которых велико стремление делать добрые дела. И у них есть источник добра – есть Бог, в которого они верят. Конечно, и у православных бывают нарушения, бывают безобразия, но где их нет? Пока нам стал известен только один случай, когда неприятности произошли в церковном приюте, а сколько мы знаем страшных историй о государственных детских домах?

– Детские дома вообще наше больное место.

– Главная проблема в том, что к этим несчастным детям никто не имеет естественной природной любви, которая закладывается Богом в мать и в отца. Эта проблема сирот во все времена – вся мировая литература переполнена историями детей, страдающих в "сиротских учреждениях" или просто в чужой семье. Вот это главная проблема, понимаете?

– А вы считаете, что у верующего человека этот потенциал больше?

– Конечно. Если человек по-настоящему верит в Бога. Я уверен, что если собрать статистику, то окажется, что в церковных детских домах гораздо меньше безобразий, чем в обычных. Известна печальная статистика, кем выходят из государственных детских домов дети: очень часто они становятся проститутками, ворами, наркоманами, алкоголиками. В церковных детских домах уже тем лучше, что они малокомплектные: 20-30 человек от силы, в Оренбургской области есть церковный приют на 60 человек, так это уже очень много.

– Ну, поскольку статистики нет, не будем трогать эту тему, а проблема адаптации действительно серьезная. Как у вас с этим?

– Мы продолжаем поддерживать отношения с нашими детьми. Они к нам приходят, рассказывают о своей жизни. Иногда приходят с гражданскими женами-мужьями, мы их принимаем, помогаем, подбрасываем денег. Церковные приюты существуют лет пятнадцать, наш Свято-Софийский детский дом, например, выпустил человек 50-60. Одна наша девочка вышла замуж за будущего священника. Другая учится в университете, уже заканчивает, она староста группы. Третья вышла замуж за алтарника, который тоже собирается стать священником, у них уже двое детей. Из светских детских домов в высших учебных заведениях учатся единицы. А у нас как правило. Многие наши девочки идут учиться в училище сестер милосердия. Одна, например, уже работает процедурной медсестрой в Больнице св. Алексия, а это очень тяжелая, серьезная работа. Наши дети социально адаптированы.

– Есть ли у детей из церковных приютов право на жилплощадь, которая полагается каждому достигшему 18 лет детдомовцу?

– Да, если приют имеет лицензию и ребенок прописан в Москве (мы не можем брать детей из других регионов), то права у него такие же, как у других детей-сирот. Правительство Москвы, и это великое благо, обеспечивает его жильем. Но, к сожалению, квартиры недостаточно, чтобы решить судьбу ребенка. Очень часто ребята эти квартиры сдают, например, мигрантам, которые устраивают там свои общежития, или там живут какие-то их друзья, потому что дети из детских домов не привыкли жить одни. Они привыкли жить в коллективе, а после выпуска очень часто таким коллективом становится криминальная среда. Хорошо, что сейчас принято постановление, что эти квартиры нельзя продавать, кажется, до 23-х лет, а то раньше многие и квартир лишались.

– Одна из претензий светских специалистов, которые занимаются детскими домами, закрытость церковных приютов, нежелание идти на контакт с теми же органами опеки – это мы и по Боголюбскому монастырю видим, который чинил препятствия и крайне неохотно допускал проверяющих в свои пределы. Как с этим справляться?

– Эта проблема связана с тем, что государство не признает нормальной ситуацию, когда ребенок воспитывается церковью. Люди, которые работают в органах опеки, воспитаны в другом обществе, и церковную жизнь они в большинстве случаев не понимают и не принимают. Например, комиссия приходит в детский дом, и начинаются вопросы: слушайте, а зачем так много у вас икон тут? Все уберите и оставьте только одну. Слушайте, а почему у вас храм? У вас нет спортивного зала, надо лучше спортивный зал сделать. А почему у вас дети мяса каждый день не едят? У нас полагается мясо каждый день давать. Слушайте, а что они у вас телевизор не смотрят вообще? Как же так, это же некультурно! У них понятия какие-то пещерно-советские о том, что такое нормальная жизнь. Нормальная жизнь – это есть каждый день колбасу от пуза, смотреть телевизор по три часа кряду, играть часами в компьютерные игры, разрешить девочкам курить, носить короткие юбки – вот это по их пониманию нормально. Мы считаем, что это ненормально, и допустить этого мы не можем в наших детских домах.

– Ну, колбасу, предположим, воцерковленный человек каждый день есть не может, а насчет телевизора – вы не боитесь, что дети потом дорвутся до него и их уже не оторвешь?

– Нет, не боимся. Мои собственные дети, например, никогда не смотрели телевизор, и вот выросли, у самих уже дети, и не чувствуют особой потребности смотреть телевизор. А что там сейчас смотреть-то, рекламу? Дети в двух наших детских домах смотрят фильмы на DVD, видеотека в нашем детском доме включает 200-300 фильмов. Мы все время покупаем новые.

– А как они узнают, что происходит в мире? Не воспитываете ли вы у них своего рода аутизм?

– Зачем им знать зло? Придет время, они его узнают. Кое-что мы разрешаем смотреть: например, включали телевизор, когда показывали похороны патриарха или чемпионат мира по футболу – когда наши играли с голландцами или с кем-то еще, не помню. Но вообще телевизор сейчас – это помойка, это страшное зло. Или интернет. Дети не должны бесконтрольно сидеть в интернете.

– Но ведь это все вещи, из которых состоит современная жизнь, как без них?

– Вот здесь у нас и у органов опеки разное понимание, до какой степени дети должны соприкасаться с этой жизнью. Тоже сложность – прописать в законе такие тонкие моменты, это разделение контролирующих функций. Поэтому возникают проблемы. Что не курят и не пьют хорошо, а вот короткие юбки нужно разрешить: мы считаем, что нужно ниже колена, а опека, что выше – и как тут быть? Возникает конфликт двух педагогических систем, и он тоже является причиной непонимания. Об этом нужно говорить. Длина юбки, это, конечно, не главное. Есть много других спорных тем: дискотеки, компьютерные игры, косметика, секс-просвещение, т.н. молодежная субкультура и многое другое.

– Загадочно, каким образом ваши дети выходят из детдома более социально адаптированными. Получается, что вы каждый шаг ребенка регламентируете, у него нет никакой свободы. Что же его держит, когда он выходит из приюта и уже никто его не контролирует?

– Свобода у наших детей есть. Мы не заставляем их ходить в храм, не заставляем молиться, но какие-то внешние формы мы заставляем их соблюдать. Наши дети живут в свободе от греха и страстей. Заградительный барьер перед пропастью ограничивает свободу или спасает от гибели? Кроме того, мы никого не держим насильно и всегда можем перевести ребенка в государственный детский дом.

– Но вот в Боголюбском монастыре мы видим как раз тот самый случай, когда девочка явно не хотела оставаться в монастыре, убегала не раз, а ее почему-то не отпускали.

– Я думаю, что если девочка убегала из церковного приюта, надо было отдать ее в обычный детский дом и не было бы никаких проблем.

– Очевидно, не всегда руководители приюта согласны с этим.

– Мне трудно говорить за других. У нас такое невозможно. У нас был прямо противоположный случай: мы одну девочку отдали в семью, в нормальную благополучную, даже состоятельную, семью, она прожила там две недели и вернулась обратно, сказав, что ей в приюте больше нравится.

– Но если у вас с органами опеки такие разные взгляды на педагогику, то как же решить проблему контроля? Вы говорите: государство должно осуществлять контроль, но как оно может осуществлять контроль, если у вас почти по всем пунктам разногласия?

– А что, оно должно контролировать, сколько часов дети смотрят телевизор? Или жуют ли они жвачку? Чтобы не было насилия над детьми – пожалуйста, чтобы детей полноценно кормили – пожалуйста. Мясо вполне можно заменить другими продуктами. Но сегодня у органов опеки разработан рацион, и существует список фирм, у которых мы должны покупать продукты, – мы не можем организовать детям постное меню, потому что государство наше поста не признает. А надо бы смотреть по результатам: сравнить детей – какие у нас выпускники и какие в светских детских домах. В храме сразу видно ребенка из обычного детского дома – у них даже запах другой. А наших никак не отличишь от обычных. В школе они даже лучше себя ведут, чем дети из нормальных семей.

– У вас пока то преимущество, что церковных приютов мало и они маленькие, а если это будет система...

– А не нужна никакая особая система, просто надо людям, которые хотели бы воспитывать детей, дать такую возможность. Вот есть, например, помещение для детского дома (в Москве помещение – главная проблема), пусть департамент образования объявит конкурс, в котором смогут участвовать все желающие. Но чиновники не готовы расстаться с деньгами, которые государство выделяет на детские дома.

– Ну а кто же тогда может справедливо судить в этом конкурсе?

– Думаю, решать должна общественность. Вообще у каждого детского дома должен быть наблюдательный совет – департамент образования не может контролировать, что происходит в детском доме. Величину порции он может проконтролировать, и то не всегда, а любят в детском доме детей или не любят – не может. Это должен делать наблюдательный попечительский совет, состоящий из признанных в обществе людей, людей, которым доверяют. Чиновник по определению таким человеком быть не может.

– С идеей попечительского совета можно согласиться, но вот, опять же, в Боголюбском монастыре есть попечительский совет, правда не приюта, а монастыря, и такому попечительскому совету страшно доверять детей. То количество агрессии и откровенного человеконенавистничества, которым дышат заявления этого попечительского совета, просто пугает.

– Нам всем, всему обществу, государству, должна быть небезразлична судьба детей-сирот. Мы все должны им помогать, только в этом случае ситуация может измениться. Да, не во всех церковных детских домах все в порядке: матушка иногда может дать подзатыльник, что не положено по закону, но иногда одна эта матушка воспитывает 20 детей, бесплатно, не получая за это ни копейки. Я знаю несколько таких матушек. Одну, бедную, и в монастыре не любят, потому что для монастыря приют – это проблема. Люди ушли от мира, хотят уединения, хотят молиться Богу, а у них дети бегают – не все монахи это понимают. А еще и государство ее плющит, и денег не хватает. Эти люди – они подвижники, их надо поддерживать, помогать им.

– В принципе, конечно, нужно поддерживать и помогать, но если творятся какие-то безобразия, то лучше не поддерживать.

– Может быть, нужно сменить людей в Боголюбовском приюте, но не закрывать детский дом. Приют при монастыре – это вообще-то очень хорошая идея. Ребенок видит подвижническую жизнь монашествующих. Там совсем другой дух, чем в нашем потребительском мире. Дети учатся от чего-то отказываться, учатся жертвовать собой. Жертвенность обязательно нужно воспитывать в детях, и в монастыре этому легче научиться. Правда, жить в самом монастыре могут только очень немногие дети. Так что я считаю, что монастырский приют должен находиться за монастырской оградой. И конечно, ребенок должен иметь свободу, если ему не нравится, он должен иметь право уйти в обычный детский дом. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку веру, да и невозможно – поверить может только свободный человек.

– Но скажите все-таки, если все это дело сопряжено с такими трудностями, если государство чинит бесконечные препятствия, то зачем церковь так борется за церковные приюты?

– С одной стороны, мы видим, что можем помочь детям – и нам кажется, что мы справляемся с этим лучше, чем государство. А с другой – нам просто некуда деваться. Церкви, так или иначе, все равно приходится иметь дело с огромным числом социально неустроенных детей. Возьмем хоть ту же ситуацию Вали Перовой – ее и ее сестер в монастырь привезла мать. Куда было девать детей? Отправить в детский дом, разлучить с матерью? И таких детей тысячи. Их судьбу нужно как-то решать.

Беседовала Светлана Солодовник

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама