ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Греция: вдали от туристических троп

Ускова Елена :: 14 октября 2009

Для православного человека Греция – это земля монашеской республики Афон. Чуть меньше известны Метеоры – комплекс древних монастырей в горах, которые когда-то считались вторым Афоном и куда также был закрыт вход женщинам.

Но по соседству со знаменитыми паломническими дорогами понемногу живет и поднимается Греция малых обителей, где тоже можно встретить наших соотечественников. У каждого своя история приезда в страну, давшую России Православную веру. Русское монашество поразило меня в Греции и стало продолжением открытия живого Православия в действии.

Виза "Дельта"

В Греции Церковь только формально отделена от государства и пользуется его официальной поддержкой, которая воспринимается некоторой частью греков (в особенности молодежью), увы, как обязаловка и поэтому часто превращается в навязывание формального соблюдения традиций. Однако там не обсуждают, нужен ли Закон Божий в школах – он просто преподается, и это данность. И обязательное посещение воскресных служб всей семьей, а потом традиционный семейный обед в таверне привычны, и даже слишком привычны. Так принято – и всё!

Но на фоне этих само собой разумеющихся вещей, здесь в Греции, в отдаленных ее уголках, процветают духовные школы, живут умудренные жизнью старцы... За этим-то и стремятся сюда монахи, в том числе и из России. Приезжая по благословению духовников, они совершают паломничество в поисках "своей" обители. И если такая найдется и примет к себе просителя, то дело за малым: человек официально обращается в МИД Греции, а через месяц-другой ему оформляют особую монашескую визу "Дельта", дающую право постоянного проживания в избранном монастыре; виза периодически продлевается. Потом начинается изучение греческого языка, продолжение богословского образования, труд, молитва...

"Аграфа вуна"

По всей Греции на холмах, горах и вершинах стоят монастыри, храмы и часовни. Но далеко не все из них процветают: какие-то разрушены, какие-то заброшены, позабыты. Все это результат драматической истории страны. Греция долгое время находилась под турецким владычеством. Это был, наверное, один из тяжелейших периодов ее истории, время гонений на веру. Но и новейшую историю Греции трудно назвать благостной: страна воевала с фашистской Италией, находилась под немецкой оккупацией, пережила диктатуру "черных полковников". Кроме того, здесь активно действовали радикальные левые организации, большое влияние имели коммунисты и анархисты. Так, окрестности одного из самых больших озер Греции Пластира и города Кардицы тоже стали ареной этой драматической истории. Когда-то эти горы турки оставили в покое из-за непроходимых дорог, назвав глухие районы "аграфа вуна" – незаписанные (неучтенные) горы. В период Второй мировой войны этот горный район стал ядром сопротивления захватчикам. После войны территория "аграфа вуна", к сожалению, пришла в запустение: молодежь уехала в города, остались одни старики. Именно здесь осталось больше всего заброшенных монастырей, ждущих своего часа и тех, кто придет их восстанавливать.

Среди прочих, в 27 километрах от Кардицы, есть древний монастырь Петрас "Катафигиу", основанный в 1557 году. Он, как и другие, был забыт и заброшен, но в 2003 году жизнь в нем вновь забила ключом. И хотя работы в монастыре хватает, под его опекой сразу несколько женских обителей: две в Кардице и одна в Фивах. Все эти монастыри находятся под духовным окормлением игумена монастыря Петрас – архимандрита Дионисия (Каламбокаса).

Отец Дионисий

Отец Дионисий происходит из священнического рода. Он был пострижен в монахи в монастыре Великие Метеоры, подвизался в обители Симонапетра на Афоне, где был рукоположен и впоследствии возведен в сан архимандрита. Потом – служба в армии военным священником, приглашение читать лекции по богословию в Греции и за ее пределами, служение на подворье афонского монастыря Симонапетра в Халкидике и возвращение на Афон в качестве игумена монастыря Пантократор. В 1992 году отец Дионисий назначен игуменом-духовником монастыря Честнаго Креста в Иерусалиме, при котором сложилось сестричество из его духовных чад. В 1994 году сестричество перебралось в Грецию и там, на окраине города Фив, по благословению Священного Синода Элладской Церкви был основан монастырь Воздвижения Честнаго Креста Господня. В 2003 году отца Дионисия вместе с братией и сестрами пригласил глава Фессалиотидской и Фанариоферсальской епархии владыка Феоклит с просьбой заселить какой-либо из пустующих монастырей и тем самым укрепить монашество в этом краю. Было выбрано три пустующих полуразрушенных монастыря рядом с городом Кардицей, лежащие вдали от туристических маршрутов: Петрас "Катафигиу", Святого Георгия "Караискаки" и обитель двенадцати Апостолов "Коккини экклесия" (Красная церковь).

Красная церковь

"Коккини экклесия" (Красная церковь) – первый из четырех окормляемых архимандритом Дионисием монастырей, до которого я добралась. Свое название обитель получила в XVI веке, когда турки разом вырезали всех священников и прихожан, стоявших на службе в церкви. По преданию, крови было столько, что она пропитала все стены. Монастырь пришел в запустение и разрушился. Но местные жители хранили память о монастыре, и поэтому он был отстроен заново, уже в начале XXI века. Сегодня это уже не красная, а белая церковь: стены еще пахнут штукатуркой, да и икон немного.

Идеального монастыря не существует. Каждый, следуя общему правилу – типикону, все равно устраивается по силам собравшихся, в этом-то и проявляется неповторимость обители. Но у тех, кто не знаком с жизнью монастыря, неизбежно возникают вопросы: "почему", "зачем". Правда они отпадут сами собой, как только присмотришься к жизни монастыря и сумеешь прочувствовать внутренний порядок и ход этой жизни.

Монастырское утро в "Коккини экклесия" всегда раннее. Оно начинается в пять часов с глухих частых ударов деревянной колотушки: пора на службу. Потом трапеза и распределение послушаний. У каждого монаха или монахини свои обязанности, которые исполняются с неспешной аккуратностью. Часа в четыре – вечерняя служба (по будням, вопреки бытующим представлениям, службы короткие, порой меньше часа), затем трапеза, а к девяти часам все замирает. Настоящая жизнь происходит внутри обители, никогда не выставляется напоказ. Нет, монахи не прячутся от посетителей, как многие думают, а просто не обременяют своим присутствием. При этом храмы почти всегда открыты, даже если там никого нет.

Я попросилась на послушание на кухню: сложно найти лучшее место для того, чтобы пообщаться. И услышала самые разные истории о том, как люди попадали в монастырь. Откуда только не приезжают сюда! Здесь есть монахини и послушницы из США, Германии, Румынии, Грузии, Норвегии, Швеции, Армении, Белоруссии, но, к моему удивлению, больше всего насельниц из России. Между собой сестры говорят по-гречески, службы идут тоже на этом языке. А с паломниками беседуют на их родных языках (некоторые насельницы знают до пяти языков – кто-то получил образование в Сорбонне, кто-то в Берлинской академии искусств, кто-то в МГУ). Многие из сестер и сейчас продолжают учиться. Одни получают второе, другие уже третье образование, учась заочно в богословских школах Афинского университета и Университета им. Аристотеля в Салониках.

Изо всех сил я старалась понять жизнь в монастыре и пыталась везде и все успеть по полной программе, хотя на этом никто и не настаивал. Человека, не подготовленного к аскетическим подвигам, не станут принуждать к исполнению строгих послушаний: здесь думают, что все должно идти от сердца. Никто не осудит тебя, если ты не проснешься на утреннюю службу. Мне даже сказали, что ничего нет хорошего в том, чтобы вставать в ружье в пять утра и с трудом идти на службу. Лучше встать часов в восемь, но в бодром состоянии проявить себя на кухне, ведь там работы всегда хватает. И вовсе не обязательно голодать до завтрака – всё есть для чая и кофе. Хотя был пост, пожаловаться не могу: гречневая каша с кальмарами была великолепна! А кто не успел справиться с едой за время чтения душеполезных книг (чтение вслух во время еды – обычная православная монастырская практика во многих странах), тот может доедать и потом. Но самое главное – задушевные разговоры до позднего вечера. О чем? Да о главном: о Боге, о смысле жизни и почему "не хлебом единым..."

Когда я возвращалась в Россию, мне на прощание вручили пакет домашних сладостей, банку "глико" (варенья) и сказали, что ждут еще раз.

В последний день приехал отец Клеопа из монастыря Петрас, и когда я его спросила, в чем они здесь, в Греции, больше всего нуждаются, он сказал: "Мы всегда рады приезжающим, особенно тем, кто приезжает из России, и готовы принять паломников и трудников. Главное, в чем здесь в Греции мы нуждаемся – это в любви".

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама