С самого первого дня существования журнала "Фома" мы задаемся целью говорить на его страницах о главном в жизни христианина о Христе. Поэтому специальный выпуск, который вы держите в руках, посвящен Году равных возможностей в Москве. Ведь современное понимание милосердия, сострадания, а также человеческой свободы, не ограниченной никакими внешними рамками, было бы невозможно, если бы две тысячи лет назад в мир не пришел Христос. Человеческое равенство, помощь слабым и незащищенным не пустой звук для христианина именно потому, что однажды из Его уст прозвучали слова о любви к ближнему.
С христианской точки зрения, все люди равны потому что равны перед Богом, вне зависимости от их положения, прав и возможностей в земной жизни. Как бы немощен и слаб физически ни был тот или иной человек, как бы ни ограничивали его земное существование какие-то внешние обстоятельства, в конечном счете лишь от его свободного волеизъявления зависят его спасение или гибель, путь ко Христу или путь от Него. И именно поэтому никто не способен поработить человека, ведь свободная воля дана ему Самим Богом. Именно это христианское представление легло в основу современного (кстати сказать, в том числе и секулярного) представления о правах человека и о всеобщем равенстве.
Однако, говоря о свободе человека, Церковь не перестает напоминать нам, что свобода дана нам не для своеволия, а для совершения верного выбора следования за Христом.
Свободный выбор в пользу зла неминуемо ведет к потере свободы. Можно вспомнить множество трагических примеров того, как люди, сильные в земной жизни, неверно распоряжались своей свободой и фактически теряли ее, вели сами себя к гибели, превращаясь в рабов собственного греха. В то время как люди слабые, которые, казалось бы, не способны противиться тяжелым жизненным обстоятельствам, нередко находили в себе силы оставаться человеком, то есть сохранить в себе Образ Божий ведь именно он делает нас людьми. Именно оставшись людьми, в вечности и в памяти потомков эти слабые занимали намного более важное место, чем их некогда могущественные современники.
Но Церковь не только напоминает об этом. Она стремится подкрепить свою проповедь реальными делами. Безусловно, основной задачей Церкви остается служение Богу. А то главное, чего ищет в Церкви обыкновенный человек, это спасение души. Но в то же время мы не можем забывать и о той общественной роли, к которой призван любой верующий: и епископ, и священник, и мирянин. Это служение ближним, а в первую очередь самым незащищенным из них.
Пенсионеры, одинокие люди, инвалиды все они нередко чувствуют себя в обществе ущемленными. Сегодня часто можно услышать, что голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых "взыскующих справедливости". Но Церковь это не только люди в рясах. И если мы говорим, что "Церковь должна помогать", то это призыв, обращенный к каждому верующему. К каждому из нас.
За прошедшие двадцать лет те, кого сегодня принято называть "православным сообществом", сумели сделать на этом пути немало. Появились православные братства и сестричества милосердия, детские дома. Мы участвуем в волонтерских программах помощи бездомным, неимущим, старикам, инвалидам. Мы стараемся налаживать сотрудничество с государством и различными общественными организациями. Нам хочется верить, что со временем нашей Церкви как всему сообществу верующих удастся играть столь же значительную роль в социальной сфере, какую играют христианские организации во многих развитых странах.
Но, кроме усилий в социальной сфере, есть в Церкве кое-что большее, чем она может помочь нуждающемуся. Это истинное чувство собственного достоинства. Не в общепринятом опошленном значении "гордого несения себя", а в смысле ощущения себя свободным, потому что равным со всеми остальными перед Христом.
Помимо Церкви, человеку этого не может предложить никто. И именно это чувство дает утешение слабым и делает ответственными сильных. А самое главное, оно дает нам тот глоток свежего воздуха, за которым мы приходим в Церковь, надежду.
Источник: Фома