Верховный суд РТ рассмотрел заявление исполняющего обязанности прокурора республики Владимира Метелина о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений закона РТ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
С 1 июля 2002 года вступили в действие Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц" и "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", которыми были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". По мнению прокуратуры, им стали противоречить отдельные положения республиканского закона.
В частности, в заявлении и.о. прокурора говорится, что регистрировать религиозные объединения должно Министерство РФ по налогам и сборам, в то время как в Татарстане эти полномочия возложены на орган юстиции республики, а правовое положение религиозных организаций определяется федеральным, а не республиканским законом. Кроме того, сообщает Intertat.ru, прокуратура считает, что местный закон ограничивает права граждан. В нем записано, что граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, заниматься религиозной или атеистической деятельностью. Однако это ограничивает права граждан Российской Федерации, не являющихся гражданами Татарстана. Представители Госсовета согласились опротестовать слова "Республики Татарстан" и оставить только "граждане".
Согласно республиканскому закону, в интересах общественного спокойствия и общественной безопасности распространение новых вероучений и деятельность впервые созданных на территории Татарстана религиозных объединений может быть ограничена в соответствии с законом. Федеральный закон подобных оснований для ограничения их деятельности не предусматривает. Более того, федеральным законом провозглашен принцип невмешательства государства в деятельность религиозных объединений, если она ему не противоречит. Федеральный закон предусматривает возможность приостановления или запрещения деятельности религиозного объединения, его ликвидации, но только в случае совершения им грубых нарушений норм конституции. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях, в качестве одного из оснований для регистрации религиозного объединения является документ об уплате государственной пошлины. Эти изменения в законе республики не учтены, к тому же в нем содержатся дополнительные требования к представляемым для регистрации документам предоставление сведений об истории возникновения и распространения религии и религиозного объединения на территории Татарстана.
Правовой казус возник в вопросе об органе, на который возложена выдача документа, подтверждающего существование религиозной группы. По республиканскому закону, эти обязанности выполняют администрации городов и районов. Федеральным законом это полномочие возложено на органы местного самоуправления. Но в Татарстане их, в том виде, в каком они предполагается федеральным законодательством, нет. Таким образом, требование прокуратуры может привести к тому, что администрации перестанут, а органы местного самоуправления пока не смогут выдавать документы о подтверждении деятельности религиозного объединения, так как реформа в этой сфере не завершена. Прокуратура нашла на компромисс, предлагая сделать запись о переходности данного положения. Суд, с учетом замечаний сторон, полностью удовлетворил заявление прокурора.