ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Американский русский богослов

Почему наследие Шмемана в сегодняшней России столь востребовано

Павел Круг :: 21 октября 2009

О становлении протопресвитера Александра Шмемана как проповедника, об особенностях его богословия и о причине популярности его книг рассказывает кандидат философских наук Андрей Мартынов.

– Шмеман воспринял православие в среде русской эмиграции. Сам он никогда в России не был. Кто повлиял на него, кто были его учителя?

– Отец Александр принадлежал к первой волне русской эмиграции. Ее главной особенностью была постоянная обращенность к России, которую Шмеман считал своей родиной. Свое служение он начинал под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского), учился в Свято-Сергиевском православном институте в Париже. Шмеман был одним из последних учеников Сергия Булгакова, слушал лекции Антона Карташева. И когда Антон Владимирович отошел от преподавания, Шмеман занял его кафедру, сам читал лекции по древнему и восточному христианству. По-видимому, эти курсы позже легли в основу таких его книг, как "Исторический путь православия", "Евхаристия", "Водой и духом", "Великий пост". Понятно, что на него оказал влияние и Георгий Флоровский, несмотря на то что у Шмемана возник с ним личный конфликт по поводу взглядов на будущее богословского института, где они вместе работали. Нельзя не упомянуть и Владимира Вейдле – человек, который написал "Умирание искусства", не мог не оставить следа в мировоззрении отца Александра... С другой стороны, Шмеман как оригинальный богослов был вполне самодостаточен. В частности, к булгаковской теологии всеединства он уже относился с большим скепсисом, что видно по его дневникам.

– И Шмеман переезжает из Парижа в Соединенные Штаты, где из церковного историка превращается в крупного богослова...

– Надо сказать, что Франция была для отца Александра вовсе не чужда, там прошли его детство и юные годы. Но он не воспринимал ее как вторую родину, хотя относился с симпатией и благодарностью. Например, он, уже живя в Америке, с большим вниманием следил за французской президентской гонкой, специально покупал парижские политические журналы, чтобы быть в курсе событий. Но именно Америку он полюбил как свою вторую родину (первой родиной всегда оставалась Россия, это – святое). Может быть, потому, что это страна эмигрантов. Культурно и ментально она была ему ближе, чем Франция. Она была для него абсолютно органична, включая даже такие бытовые мелочи, как фастфуд – это к вопросу о культуре повседневности. Например, он с удовольствием мог пойти в "Макдоналдс", чтобы съесть гамбургер, или на улице купить хот-дог, ему это даже нравилось. Понятно, что он смотрел на Америку глазами проповедника, и это была во многом любовь миссионера, вполне естественная для священника.

– Что он пишет, живя в этой стране? В чем особенности богословия Шмемана?

– Это в первую очередь работы, связанные с попыткой понять место православия в современном мире, который все больше и больше становится секулярным. "Церковь, мир, миссия", "За жизнь мира", в значительной степени и "Дневники" – рефлексия на эту тему, как и многочисленные проповеди на Радио Свобода. Сложно найти ему параллель среди богословов. Шмеман прекрасно чувствовал церковную традицию, глубоко знал историю православия и одновременно прекрасно чувствовал современность. Ему удалось гармонично соединить прошлое и настоящее в своих богословских трудах. В "Евхаристии" и "Водой и духом" он показывает, как изменялся тот или иной обряд, чем были вызваны эти изменения. Он мог рассказать о таинстве так, чтобы это было свежо воспринято паствой, – абсолютно сохраняя при этом основу, дух таинства. Он не был церковным модернистом.

– Скажите, ведь его проповеди не были сухой дидактикой, обращением с высокого амвона, но именно совместным размышлением с теми, к кому он обращался?

– У миссионеров это называется кенозис – когда проповедник сливается с паствой и поднимает ее до собственного уровня. Отец Александр в ряде работ пишет, что его всегда останавливал тот момент, когда Церковь начинает восприниматься как внешний авторитет – как такой полицейский, которого все слушаются, потому что у него власть и он прав. Он учил различать голос Церкви внутри себя. Это очень выдающееся качество для миссионера. Оно отличало Шмемана от большей части священников как Русской Зарубежной Церкви, так и Московской Патриархии.

– Шмеман близко знал многих деятелей культуры. Но что можно сказать о литературности его собственных дневников?

– Он несколько раз пытался вести дневник. В частности, в дневник 1973 – 1983 годов им были включены и ранние записи второй половины 1930-х. Просто в конце жизни он вернулся к этому жанру. Написаны они очень грамотно, это живой русский язык. Это позволяет считать дневники Шмемана литературным произведением мемуарного характера, а не просто источником информации. Ведь бывает так, что дневник написан в, мягко скажем, специфическом стиле, но насыщен фактами и представляет интерес для исследователя (как, например, "Камер-фурьерский журнал" Ходасевича). Но, конечно, дневники отца Александра тоже очень насыщены подробностями, в них обстоятельно излагается, о чем он беседовал с тем же Солженицыным, с Никитой Струве или с отцом Фомой Хопко – Томом, как он его называл.

– Что толкнуло Шмемана к работе на радио – ведь это довольно тяжелая рутинная работа для богослова?

– В своих дневниках он часто пишет: вот, дескать, нужно писать "скрипты", но не хочется, устал – а нужно иметь в виду, что отец Александр при этом был еще деканом Свято-Владимирской семинарии. Дополнительная работа на радио была выматывающей. Но в таком выборе сыграли роль два момента. Во-первых, эта работа хорошо оплачивалась – а он ведь был семейным человеком. Во-вторых, это было служением России, он ставил перед собой серьезную миссионерскую задачу.

– И Россия откликнулась, правда с большим опозданием. Сейчас книги Шмемана пользуются у нас огромной популярностью и постоянно переиздаются...

– И слава Богу. Это постоянные переиздания таких его работ, как "Исторический путь православия", "Водой и духом", "Введение в литургическое богословие". Плюс – пусть неполное, но тем не менее наиболее обстоятельное на сегодняшний день собрание его статей. И вот сейчас – двухтомник его проповедей.

– Насколько можно понять Шмемана, находясь вне эмигрантского контекста, зная об этом мире только по книгам? Ведь сейчас уже далеко в прошлом споры эмигрантов о том, какой будет Россия после коммунистов, – мы и сами это прекрасно видим...

– Работы Шмемана исторического плана – это, понятно, на века. И через 20, и через 100 лет историки Церкви, миряне и священнослужители, будут интересоваться ранними этапами развития догматики, историей православия. Мы ведь читаем Йохана Хейзингу – сколько времени уже прошло, а его "Осень Средневековья" до сих пор остается настольной книгой для медиевистов.

Что касается его работ о православии в современном мире, то они также остаются актуальными – терпеть не могу это слово, но оно здесь как раз уместно. Мы, конечно, живем в другом историческом контексте, но православие в России сегодня переживает те же проблемы, что и православие в Америке, когда о них писал Шмеман. Секулярное, постиндустриальное (хотя бы частично) общество, ориентированное на модель потребления, воспроизводит те же вопросы, проблемы, те же искушения. Если же социокультурная ситуация изменится, то проповеди и дневники Шмемана все равно останутся уникальным историческим источником, памятником эпохи. Хотя я думаю, что они все равно глубже и больше, чем просто исторический источник.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама