ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Открыть себя миру

Арсений Новеньков :: 22 декабря 2006

В фойе Академической библиотеки Таллиннского университета состоялось историческое событие для русских староверов, проживающих в Эстонии, – открытие выставки "Староверы Эстонии: вера, традиционный уклад, культура".


Более двухсот экспонатов – образцы рукописных и печатных книг, в том числе и певческих, обрядовая и национальная одежда, предметы культа и быта, вышивка, резьба по дереву, картины и фотографии, – все это открывает для широкой публики ту сторону жизни староверов, которая веками оберегалась от посторонних глаз. Свои обстоятельные комментарии о выставке и о культуре староверов сделал для "Соотечественника" председатель Союза старообрядческих общин и Общества культуры староверов Эстонии Павел ВАРУНИН.

– В чем особенность и уникальность вашей выставки?

– Старообрядческая общность или, как я ее называю, этноконфессиональная община староверов в Эстонии практически не знакома ни местным русским, ни эстонцам. Это неудивительно, ибо Причудье издревле было неким "медвежьим углом", краем, лежащим в стороне от больших дорог, основных трасс, поэтому информация о нас не доходила до центров. Кроме того, сами староверы долгое время были замкнутой общиной, в которую не очень охотно пускали чужих людей. Однако скромность – прямой путь к безызвестности. Поэтому мы решили ознакомить таллиннскую публику со своей культурой, укладом, традициями. Эта выставка является своего рода первым шагом знакомства Таллинна со староверами. Мы хотим, чтобы у людей было хотя бы элементарное представление о том, что такая община существует в Эстонии. Ведь, как правило, бытует стереотипное представление о староверах – это боярыня Морозова на картине Сурикова, патриарх Никон и т.д. На этом знания и исчерпываются. Такие понятия, как федосеевцы, поморцы, беспоповцы – уже на уровне какой-то "высшей" истории.

– Каким же образом выставка может расширить представление о староверах и, быть может, сломать существующие стереотипы?

– Как правило, на выставках староверской культуры, которые проходили в России и Литве, выставляются иконы и старопечатные книги. Здесь мы решили отказаться от такой позиции, тем более что совсем недавно прошла великолепная выставка Псковской иконы. Ловить же тонкости или нюансы в отличиях традиционной старообрядческой иконы от никонианской – это уже уровень специалистов. Мало осталось ценителей, которые могут определить, кто изображен на иконе: Илья Пророк или Св. Антоний, в основном все просто рассматривают картинки. Поэтому мы решили показать своеобразие староверов через то, что знакомо широкой публике: через старые газеты, фотографии и другие материалы. Тут представлены и саван, и лестовки (кожаные четки – прим. А. Н.), которые не сохранились в православии, но были обыденной вещью у русских до раскола. На открытие выставки мы пригласили и хор девочек, которые поют духовные стихи. Это именно та часть культуры, которая не сохранилась в русском обществе. Если коснуться певческой культуры, то только у староверов сохранилась крюковая нотация. Для интересующихся людей станет открытием то, что у русских когда-то была своя нотная грамота, отличная от нынешних семи нот.

– Скажите, откуда вы собрали такой богатый материал для выставки?

– В Причудье существует старообрядческий музей деревни Колкья, откуда мы привезли часть экспонатов. Очень много взято из частных коллекций благодаря личным знакомствам. Это прежде всего личные документы, фотографии из семейных альбомов.

– Как нынче обстоят дела со староверческой общиной, какова ее численность?

– Согласно последней переписи, староверами идентифицируют себя по вероисповеданию 2500 человек. А по происхождению, если брать не только те диаспоры, что проживают в староверческих деревнях Причудья, а еще и общины в Таллинне, Тарту, нас набирается от 10 до 15 тысяч.

– Чем занимаются ваши общины?

– За последние 8-10 лет было сделано несколько позитивных шагов в развитии нашей культуры. Мы начинали с возрождения традиций, которые бытовали здесь до 1940 года и были утрачены в советский период. Начали мы с восстановления престольных праздников. Первой ласточкой стал праздник Успенья Пресвятой Богородицы в Калласте, когда за этот почти 60-летний период люди собрались в первый раз вместе. Был совместный хор всех 11 общин, единый общий стол, все это дало ощущение одной большой семьи. Затем прошла череда подобных мероприятий, но самым глобальным и экзотическим можно назвать праздник апостолов Петра и Павла на маленьком островке Пийрисаар, куда съехались люди со всего Причудья: кто на лодках, кто на катерах. Также мы обучаем детей старославянскому языку, на выставке, кстати, представлен конкурс детского рисунка, который затрагивает быт и праздники старообрядческой среды.

– Издаются ли какие-нибудь материалы о староверах в Эстонии?

– К сожалению, за все 350 лет существования здесь староверов можно говорить только об одной изданной книге Елизаветы Рихтер "Русское население Западного Причудья". Больше ничего о местных староверах, за исключением редких публикаций в газетах, на уровне научного труда никогда не было. Совместно с русской кафедрой Тартуского университета мы провели диалектологические исследования, на основе которых была издана книга "Очерки по истории и культуре староверов Эстонии". Также был исследован фольклор, о чем скоро тоже выйдет книга. Ведь за последние 10 лет не было ничего по этой теме. Последний раз в журнале "Радуга" из архива Крейцвальда было напечатано несколько детских стишков – образцов староверческого фольклора. Теперь же ожидается полноценное научное издание, посвященное староверам в Эстонии.

– Какие еще планы у вашего общества в обозримом будущем?

– "Планов наших громадье", как говорил Маяковский. Мы будем продолжать диалектологические исследования. Ведь в нашем диалекте столько элементов архаики, сохранившихся еще с древних периодов. Также много заимствований из эстонского языка, например, слова "ределка" или "трепка" – от эст. redel и trepp – "лестница", или "манерка" – от mannerg "бидон". Еще у нас говорят "за дровам", так же как в Тверской губернии. И таких нюансов масса. Разумеется, мы не собираемся создавать свой староверский язык. Но это ценность, это важно. И, на мой взгляд, когда это осмысление собственной важности передается людям – закладывается основа сохранения русской культуры, о чем так много говорят.


Остается добавить, что осмысление важности собственной культуры необходимо для молодого поколения, от которого во многом зависит дальнейшая судьба русского сообщества в Эстонии. Сохранить его надо во что бы то ни стало, как это в течение веков удалось сделать староверам, несмотря на всяческие притеснения и гонения. Выставка культуры остальцев русской древлеправославной веры, как именуют себя сами старообрядцы, продлится в течение месяца.

По материалам источников: Газета "Молодежь Эстонии"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама