28 октября в Костроме состоялось рабочее совещание на тему "Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России", в работе которого приняли участие члены Совета Федерации. С основным докладом выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке Сергей Щеблыгин.
Рабочее совещание в Костроме было проведено по инициативе Совета Федерации и Совета законодателей.
В совещании приняли участие члены Совета Федерации Сергей Щеблыгин, Александр Тер-Аванесов, Валерий Кадохов, Валерий Сударенков, Василий Дума, представители региональных парламентов и традиционных конфессий.
Открывая совещание, председатель Заксобрания Костромской области Андрей Бычков отметил это уже третье в текущем году совместное мероприятие органов власти Костромской области и Совета Федерации, что оказывает позитивное влияние на сближение позиций федеральных и региональных парламентариев.
В ходе дискуссии был выявлен ряд проблем, связанных с духовно-нравственной составляющей процесса воспитания в образовательных учреждениях. Обсуждались вопросы возможного содержания учебных курсов, проблема подготовки кадров для преподавания основ религиозной культуры и теологии.
Широкий круг вопросов предстоит решить законодателям и педагогам в связи с возможностью введения в учебные планы факультативов по истории религиозных учений, основ православия и других традиционных религий. "Образование без воспитания порождает безнравственность, моральное уродство и негативные социальные явления, с которыми невозможно бороться только полицейскими методами", сказал на совещании протоирей Всеволод Чаплин.
* * *
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке Сергей Щеблыгин в своем докладе подчеркнул, прежде всего, актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи. "Духовная жизнь людей не терпит вакуума", заметил сенатор.
Отсутствие у школьников, студентов, представителей СМИ элементарных знаний основ религиозной культуры, ошибки в каких-то формулировках могут вызвать напряженность в межконфессиональных отношениях, стать источником активизации экстремистских идей, отметил Сергей Щеблыгин. В России, продолжил он, никогда не было религиозных войн, представители всех народов и конфессий жили в мире и добрососедстве, и так должно быть всегда.
В этой связи Сергей Щеблыгин обратил внимание на необходимость воспитания у школьников толерантности, нравственности и духовности. Базовый Федеральный закон "Об образовании", уверен сенатор, должен иметь своей целью формирование духовно-нравственной личности.
Сергей Щеблыгин предложил внимательно изучить все предложения и опыт, имеющийся в ряде регионов, чтобы понять, что и как надо сделать в школах для того, чтобы воспитание духовных начал и знание религиозной культуры, как неотъемлемой части истории человечества, гармонично легло в канву образовательного процесса.
Член Совета Федерации Валерий Сударенков подчеркнул важность содержательной составляющей – куда пойдет религиозное образовательное движение, по какому пути, ведь сегодня в обществе есть много разных точек зрения. На что должен быть сделан акцент в школьном курсе на этику, историю или религиозную культуру. Надо найти общие подходы, унифицировать понятия, на которых будет основан данный курс, а также учесть национально-культурные особенности всех нардов и народностей, проживающих в России, считает Валерий Сударенков.
* * *
У Костромской области, как рассказал на совещании спикер Костромского парламента Андрей Бычков, есть свой опыт, и весьма успешный по введению в учебный процесс курсов по истории культуры и религии. В регионе, где по данным опросов 87% граждан исповедует православие, присутствует большой интерес к базовым знаниям об истории и основах православной религии. При этом, подчеркнул архиепископ Костромской и Галичский отец Александр, изучение основ православия – дело исключительно добровольное. "Ни в коем случае недопустимо принуждение при выборе, что человек будет изучать – основы православия или основы ислама, иудаизма. Это зависит от территории, где человек проживает, от того, какая культура, и какая религия является там доминирующей", подчеркнул отец Александр, отвечая на вопросы прессы.
В следующем году в Костромской области, сообщил глава Заксобрания Андрей Бычков, в учебных заведениях региона планируется введение факультатива "Основы религиозной культуры и светской этики". Есть интересный пример города Галича, где школа и просветительский центр реализуют совместную программу по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Общеобразовательная школа, учреждения профобразования и вузы – все они должны быть объединены общим циклом учебных, дисциплин, факультативов и дополнительных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, считает А.Бычков. "Этим преследуются понятные всем цели – формирование уважения и интереса к своим духовным и историческим корням, ликвидация пробелов в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Именно на это направлена политика региональных властей Костромской области", подчеркнул Андрей Бычков.
Председатель Областной думы Ивановской области Сергей Пахомов рассказал, что последние два года в половине школ региона преподается факультатив "История религиозной культуры", который очень интересен школьникам и посещается почти стопроцентно, несмотря на добровольный характер.
* * *
Член Совета Федерации Валерий Кадохов, выступивший в заключение совещания, призвал более глобально посмотреть на вопросы взаимодействия государства и религии. "Духовно-нравственный кризис в обществе стал системным. Несмотря на отсутствие в последнее время крупных межконфессиональных конфликтов, это равновесие очень хрупкое", отметил Валерий Кадохов. Законодатели должны не только работать над совершенствованием правовой базы в части взаимодействия государства и церкви, но и вовлекать общественность, регионы России в обсуждение проблем возрождения духовности и нравственности в России. В частности, он сообщил о планах Совета Федерации по организации в будущем межрегионального форума.
* * *
По итогам рабочего совещания "Церковь и образование: "Значение духовно-нравственных ценностей в современной России" были приняты рекомендации.
В тексте рекомендаций отмечается, что новая модель государственно-конфессиональных отношений выстраивается в России с начала 90-х годов. Конституция РФ определяет основные принципы взаимодействия религиозных объединений и государства. В их числе светский характер государства, отделение религиозных объединений от государства и их равенство между собой, признание особой роли православия в истории страны, в становлении и развитии её духовности и культуры, выражение особого уважения к христианству, исламу, буддизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия России.
Государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. В настоящее время главной целью взаимодействия государства и традиционных религий является повышение значимости духовно-нравственных ценностей. Без этого не удастся обеспечить историческую преемственность поколений, воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.
В целях укрепления взаимодействия религиозных организаций и государства в 2008 году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального и религиозного образования (духовных образовательных учреждений)". Его принятие способствует расширению правовых возможностей интеграции учреждений профессионального религиозного образования в систему образования РФ.
Во многих субъектах Российской Федерации накоплен позитивный опыт преподавания в школах основ традиционных религий. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поддержал это направление взаимодействия государства и традиционных религий на совещании 21 июля 2009 года по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах института воинских и флотских священнослужителей. "Это говорит о том, что государство поддерживает стремление общества видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к межкультурному взаимодействию, ответственным за судьбу страны", подчеркивается в итоговом документе совещания.
К числу других общих задач, говорится в рекомендациях, взаимодействия традиционных религий, государства и гражданского общества в духовно-нравственной сфере следует отнести борьбу с алкоголизмом и наркоманией, благотворительность, социальное обслуживание населения. Религиозные объединения оказывают материальную помощь нуждающимся, осуществляют социальный патронаж в больницах и хосписах, домах ребенка, помогают престарелым, инвалидам, детям-сиротам, заключённым, мигрантам и жертвам стихийных бедствий. Большую позитивную работу проводит церковь для укрепления семейных ценностей, решении демографических проблем страны.
В числе рекомендаций рабочего совещания в адрес законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, региональных парламентских ассоциаций предлагается обсудить вопросы взаимодействия религиозных объединений и государства в образовании и формировании духовно-нравственных ценностей в современной России с приглашением представителей религиозных организаций. Далее направить предложения по законодательному обеспечению взаимодействия религиозных объединений в президиум Совета законодателей для обобщения и возможной подготовки консолидированных законодательных инициатив.
Органам исполнительной власти предлагается рассмотреть возможность подготовки законодательных инициатив, направленных на повышение социальной активности религиозных объединений, предоставление налоговых льгот благотворителям, в том числе поддерживающим церковные социальные проекты.
Институтам гражданского общества рекомендуется совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ использовать механизмы общественного контроля для обеспечения информационной безопасности, особенно в гуманитарной сфере, по противодействию разложению устоев государства, распространению "массовой культуры" и псевдообразовательных программ.