Научно-практическая конференция "Значение русской драматической школы и место русского театра в современном театральном мире" прошла 29 октября в Центральном доме кинематографистов в рамках VII Международного театрального форума "Золотой витязь". В конференции участвовали режиссеры, актеры, ученые, педагоги, представители духовенства и СМИ.
Тон конференции задал президент "Золотого витязя" Николай Бурляев, сделав акцент на том, что в современных условиях забота о духовной безопасности зрителей должна стать приоритетом для деятелей культуры. Борьба за душу человека, говоря словами Гоголя, в XXI веке становится все актуальнее, подчеркнул президент форума. Пропаганда культа насилия, всевозможных отклонений от нормы и разнузданного образа жизни становится столь опасной, что может покалечить душу целым поколениям.
Во всех выступлениях прозвучала тревога о том, что нездоровая тенденция может увести нацию в сторону от корней, а то и нарушить корневую систему в ее основе. Неслучайно на конференции процитировали главную мысль режиссера и педагога Петра Наумовича Фоменко о том, что "стремясь к новаторству, нужно потихонечку пятиться назад, чтобы не повредить корней".
Профессор РАТИ-ГИТИСа, доктор искусствоведения Нина Шалимова напомнила о православном типе русской духовности, которая пронизывала литературу и русское искусство XIX века. Эта ниточка протянулась от "эфиопа" Пушкина к Михаилу Булгакову, подчеркнула профессор, и – к современным писателям. У Василия Шукшина нет ни одного рассказа, где бы не упоминалось слово "душа". И у Шукшина, и у Вампилова налицо преемственность с великим драматургом Островским. Но когда в этом процессе начинают принимать участие "драматурги и сценаристы из "Поля чудес", по остроумному замечанию популярного актера Николая Фоменко, в искусстве и происходит то, что наблюдаем. Нина Шалимова заметила, что под угрозой находится сама школа русской театральной игры, если учесть, как "загружен зритель продуктами отечественного ТВ и рыночными работами деятелей искусства" (Николай Фоменко).
О "рынке" в искусстве любопытно выразился главный редактор журнала "Театральная жизнь" Олег Пивоваров. Он напомнил выражение Салтыкова-Щедрина – "чумазый рынок", которое, по его мысли, характеризует поиски большинства современных "новаторов" от искусства. Пивоваров назвал "отменной" афишу VII "Золотого витязя", посетовав, что "настоящий шедевр" – "Последний срок" Валентина Распутина в постановке Иркутского драмтеатра имени Н.П. Охлопкова зрители вынуждены были смотреть в крохотном зале малой сцены Театра "Содружество актеров". А также предложил представить, как удивился бы Шукшин, если бы узнал, как озадаченно зрители Барвихи осмысливали его персонажей в постановке А. Херманиса в Театре наций. Редактор пожелал "Золотому витязю" получить наконец площадку и достойные деньги на проведение форумов. А профессор Софийской академии театра Маргарит Николов выразил надежду, что такой площадкой в будущем году может стать новое здание Театра наций. Подчеркнув актуальность во всем мире камерных спектаклей, поставленных по современной драматургии, М. Николов предложил совместно с агентствами европейских стран создать Золотое кольцо театрального форума и показать европейцам лучшие спектакли "Золотого витязя".
Режиссер и директор Международного театрального фестиваля "Мелиховская весна" Владимир Байчер пригласил всех на празднование 150-летия А.П. Чехова в грядущем январе. Худрук Русского духовного театра "Глас" заслуженный деятель искусств Никита Астахов и директор этого театра Татьяна Белевич заострили внимание на том, что в каждом спектакле и фильме, адресованном зрителям, должно быть нравственное зерно, и без поддержки государства обеспечить духовную безопасность зрителей вряд ли удастся. У руководителей этого театра есть вполне конкретная претензия к министерству образования – около 20 лет пытаются они открыть в ГИТИСе факультет, на котором обучали бы режиссеров и актеров для работы в православных театрах, но не находят поддержки.
Худрук Омского драмтеатра "Галерка" Владимир Витько назвал самым актуальным произведением на сегодня "Братьев Карамазовых". И еще много чего парадоксального и очевидного можно было услышать на конференции.
Вячеслав Миллер из Австралии, руководитель театра, который актеры содержат на собственные средства, с горечью говорил о каналах российского ТВ, которые не может показывать своим детям, настолько похожи они на все прочие в мире. Сетовал на устойчивую тенденцию западных кинопродюсеров изображать русских монстрами или извращенцами и восхищался российскими зрителями. "Таких зрителей нет нигде в мире. Эти утонченные лица, этот свет в глазах – не потушите его!" – сказал гость с далекого континента.
Источник: Благовест-инфо