ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Гражданский клуб": Александр Баунов. Цивилизованный шантаж. Зачем Путин ездил в Малайзию

21 октября 2003

Рассуждая о поездке Путина на саммит Организации исламской конференции, комментаторы с таким рвением углубляются за кулисы события, что рискуют с заднего крыльца выйти наружу. Забыта простая вещь: наша внешняя политика все еще находится в стадии формирования, поэтому очень многое делается по принципу «а почему бы не попробовать».

Соблазнительная мысль поэкспериментировать с участием в исключительно восточных, целиком находящихся вне западного влияния конфигурациях в виде смутного проекта появилась давно. Нынешнее благоприятное стечение обстоятельств позволило проекту реализоваться.

Всего два месяца назад Путин совершил блестящий менеджерский визит в Малайзию, которая как раз председательствует в ОИК. Малайцы тоже сочли визит удавшимся и пригласили Путина на главное всемирное собрание мусульман. Статус почетного гостя, в котором глава России присутствовал на саммите, не дает нам никаких прав в Организации в настоящем и не обещает их в будущем. Регулярность наших дальнейших поездок в гости тоже пока под вопросом. Наше участие в абсолютно таком же статусе Европейской конференции (в апреле И.Иванов представлял в Афинах Россию, приглашенную на Европейскую конференцию в качестве почетного гостя) ничего не изменило в наших отношениях с ЕС. Правда, Европейская конференция – собрание гораздо более слабое и аморфное, чем Исламская. Но разница между нашим участием в первой и во второй не в этом, а в публицистическом эффекте. Если к нашему более или менее полноценному присутствию на европейских и руководимых западом мировых форумах все привыкли, то участие в сугубо восточном, исламском собрании, согласитесь, смотрится свежо. Ясно, что цель нашего присутствия среди молящихся мусульманских президентов и королей – прежде всего пиаровская. В этом смысле поход Путина во всемирную мечеть продолжает его походы в мечети Москвы и Казани и продиктован теми же соображениями. Единственное отличие – экспериментальный перенос внутриполитического ноу-хау межкультурного балансирования во внешнюю политику.

Теперь кратко о посылках эксперимента. Участие России во всемирном исламском форуме - это послание мусульманам: своим - в Российской Федерации, ближним – в СНГ и дальним - по всему миру. Россию многие продолжают представлять как антиисламскую силу. Наше прошлое в значительной степени состоит из войн с мусульманскими империями, наше настоящее включает борьбу с исламским экстремизмом на собственной территории и его сдерживание вблизи наших границ. Наконец, мы реальные участники антитеррористической коалиции, которую многие интерпретируют как антимусульманскую. Этого, в принципе, достаточно, чтобы сформировать антиисламский имидж России. Чему Запад готов помочь, чтобы разгрузить себя. Тамошняя кампания по поводу Чечни во многом объясняется такого рода соображениями.

Формирование этого гибельного для нас имиджа нужно предупредить. Сенсационное пока еще участие России, единственной из всей западной коалиции, в исламском саммите – средство довольно эффективное. Тем более что собственным мусульманам мы обещали, что в мире будем действовать не только как западная страна, но и как родина миллионов приверженцев ислама. Формулируя цинично, можно сказать, что поездка Путина на саммит ОИК – наживка для мусульман, попытка купить политическими средствами у взбудораженного мирового ислама спокойствие для России. Катоновское упорство Франции (будущего Франкистана в самых лихих футурологических теориях) по Палестине и Ираку наполовину обслуживает ту же задачу. Приятно, однако, что у нашего нынешнего эксперимента видны не только пассивно-оборонительные, но и явно наступательные мотивы.

Россия старается использовать кризис доверия между ведомым Америкой западом и исламским миром. Взаимный страх и подозрительность ограничивают западную экономическую экспансию на исламском Востоке. Напуганные терроризмом и американским недовольством западные правительства и компании стали меньше продавать Востоку, а обиженный Восток освобождается от технологической зависимости от Запада, чтобы, по выражению малайского лидера, «не покупать оружие у врагов». В этом смысле поездка Путина в Куала-Лумпур на саммит ОИК – сиквел его августовской поездки туда же, завершившейся продажей Малайзии восемнадцати истребителей. Вооружать Восток для нас, конечно, тоже небезопасно, но бедность, как известно, добавляет куражу: ощущение риска для нас наступает позже.

Во-вторых, политический прагматизм диктует необходимость диверсификации дружественных связей. Дружить на одну сторону всегда рискованно: бросит друг – останешься один. Тем более что друзья у нас с гонором и явно не хотят водиться на равных. Поскольку Запад периодически делает вид, что иметь дело с нами – только себя компрометировать (буквально такие послания адресуют европейские и американские медиа всем по очереди западным лидерам перед их встречами с Путиным), мы тоже время от времени делаем вид, что на нем одном свет клином не сошелся. Вот у нас и в соседнем дворе есть друзья, и даже тамошние хулиганы нас уважают.

Последний элемент нашего общения с исламским миром Запад тревожит больше всего. Его мрачные думы мы сами регулярно рассеиваем, сами и поддерживаем. Кроме классических западников и упертых оригиналов-ориенталистов, среди создателей нашей внешней политики явно есть те, кто, строя вполне прагматичные отношения с исламскими странами, использует их для того, чтобы попугать ими Запад. При упомянутой неясности нашего внешнеполитического курса поездка Путина на Исламскую конференцию имеет пикантный привкус шантажа.

Правда, это цивилизованный шантаж: мы позиционируем себя не как силу, способную склонить чашу весов в пользу Востока в случае нашего перехода в его лагерь, а как идеальный мост с опорами на западном и восточном берегах цивилизации: с одной стороны – безусловная причастность западной культуре, с другой – доверие к нам восточной. Наш message Западу – не пытайтесь оспаривать первое и расшатывать второе, и мы поможем Вам избежать острой формы «конфликта цивилизаций».

Наши традиционно доверительные отношения с исламскими странами прежде реализовывались на двустороннем уровне, где восточные партнеры всегда более практичны, так как не связаны необходимостью соревноваться друг перед другом в приверженности общей религиозной идеологии. Попытка перевести это доверие в заряженный идеологией формат Россия – Исламская конференция пока носит явно экспериментальный характер. От эксперимента требуется, чтобы ничего не взорвалось, колбы и лаборанты остались целы и были получены данные для дальнейшего анализа. В этом смысле наша делегация съездила на саммит ОИК удачно.

"Гражданский клуб", 20 октября 2003 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама