ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сокровище и сердце. О вещизме

Виктор Судариков :: 06 ноября 2009

Словцо "вещизм" появилось не вчера – оно возникло в последние предперестроечные годы и едко обличалось со страниц "Комсомольской правды" и других массовых газет. Речь шла об увлечение школьниц нарядами, украшениями и косметикой, а школьников... тем из радиотоваров, что можно было достать в таинственных и манящих "Березках", провезти через "железный занавес" или купить в комиссионках.

Потом, в 90е наличие у подростка чего-либо модного и престижного стало и предметом гордости родителей, и знаком вхождения в определенную "касту" у детей. Есть, например, плеер, – значит общаешься с теми, у кого он тоже есть. Нет плеера – считаешь себя неудачником и скатываешься вниз по социальной лестнице.

Сегодня плеером никого не удивишь, число предметов-знаков благополучия увеличилось, но принцип остался. Итак, в основе вещизма лежит принцип: принадлежащая человеку вещь интересна не сама по себе, не своим удобством, но является предметом престижа и пропуском в определенный круг общения.

Есть она у тебя – с тобой будут дружить, ты будешь считаться "своим", а то и "крутым", нет ее – становишься изгоем.

Все передают друг другу мелодии и картинки через "блютус" – значит тот, у кого телефона нет или он старенький, без "блютуса" – выпадает из среды общения. Все обмениваются играми для игровых миникомпьютеров PSP – значит того, у кого нет PSP, называют "лузером". Иногда такими знаками становятся не вещи, а, скажем, предпочтение определенной музыки. Фактически, предметы или явления становятся кодами, паролями свой-чужой. Свой это "как все", чужой – вне общения, вне признания, что для подростка просто убийственно. Так вещь становится предметом вожделения и поклонения, занимает место своего рода святыни.

В одной знакомой семье с достаточно скромным достатком отцу семейства пришлось отдать 13летнему сыну свой хороший мобильник только для того, чтобы тот перестал чувствовать себя "изгоем" в классе. Наверное, у многих есть "в запасе" такие истории.

В некоторых семьях доходит до шантажа: "если ты не купишь, то я..." Ну ничего конечно с "я" не будет, но между поколениями в семье возникает отчуждение.

Известна история 2007 года, когда реклама детских товаров в витринах магазина ЦУМ в Москве носила именно такой характер – учила детей ненавидеть взрослых, не купиших вожделенную вещь.

Истоки подобного – ясны. Свт. Николай Сербский писал еще 70 лет назад: "Те, кто выдумывает моду и навязывает ее легковерному миру, думают исключительно о деньгах. При своем торговом ремесле они думают о культуре и просвещенности не больше, чем жаба о звездах. Это обычные рыночные хищники, которые лукавством выманивают у людей деньги. У них своя агентура – дизайнеры, художники и опытные знатоки человеческих страстей". Ну а дальше страсти делают свое дело...

В известной "пирамиде потребностей человека", построенной американским психологом российского происхождения Абрахамом Маслоу и отражающей иерархию потребностей, вещи находятся на втором этаже (этажом выше потребностей в еде, сне и т.д.), но выше второго этажа предусмотрены еще три – социальный, интеллектуальный и духовный. Но это в идеале. На практике до высоких этажей человек, зараженный вещизмом, не доходит. Удовлетворив потребности в вещах, он начинает... удовлетворять пристрастие к еще более новым вещам – владение которыми заменяет и общественные связи, и развитие души. А до совести и чести может просто не добраться. И процесс движения "от вещи к вещи" продолжается до бесконечности, заставляя потреблять и грезить о новом потреблении. "В помощь" этому процессу подключается и обычная зависть – ведь всегда есть те, у кого вожделенных материальных предметов больше.

Человек остановится в погоне за вещами, только если у него все же сохранились некие ценности, признаваемые им выше, чем престиж. Если же нет – то у него начинаются тоска, страх и безысходность – потому что душевные силы уже потрачены на гонку за престижем, но при этом даже достигнутый престиж не приносит любви – а, как известно, ничто, кроме любви, душу не согреет.

Да, действуя всеми возможными способами, общество потребления давит на детей, воспитывая себе верных подданных, высшая ценность которых – деньги и удовольствия.

Конечно, вещизм – не только следствие рекламы богатства и потребления, которую видят и слышат дети. Обычно это еще и ответ детей на "шопоголизм" родителей. Когда в семье покупка вещей, гордость купленным, обсуждение приобретений родных и коллег становятся на первый план, оказывается главной темой домашних обсуждений, то непременно последует соответствующая реакция детей.

Вещизм создает свою иерархию.

* * *

Вопрос – что делать? Что менять в себе? Что говорить детям? У меня нет готовых рецептов. М.б. только кто-то из читателей поделится?

В еще одной знакомой православной семье (не большого, но и далеко не самого малого достатка) существует четкая иерархия. Если папа один раз сказал "нет" – значит искушения поклянчить у детей уже не возникает. Мама первой подает детям пример послущания – и они естественно следуют этому примеру. Родители там умеют отличать потребности от капризов. То, что нужно покупают сразу, капризы отсекают.

Очень интересна идея и практика летних лагерей – таких как в селе Давыдово Ярославской области. Когда вместе – подростки-здоровые и подростки-инвалиды, когда можно не только дышать свежим воздухом и кушать натуральную пищу, но и прикладывать усилия, и делая общее дело, помогать тем, кто в помощи нуждается, кто без нее не сможет. Думаю, что ребенок, привыкший помогать слабым, почувствовавший радость от этого, не будет покупаться на сиюминутность моды.

И сейчас есть еще одно средство преодоления вещизма, а точнее переключения внимания. Это школы с интересной и разнообразной программой – где ребенок сразу же включается в творческий процесс. Гонка за вещами заменяется гонкой за знаниями, материальные "достижения", купленные на родительские деньги заменяются достижениями собственными – которые не купишь. Но это не значит, что гордость вещами надо заменять на гордость знаниями. Это значит, что общая атмосфера направлена на получение знаний, на достижение результатов не только личных, но и командных. И ценны тут оказываются не деньги, а оригинальность мышления, трудолюбие, взаимовыручка, увлеченность.

Иногда родители-христиане стараются и напрямую объяснить ребенку, что для христианина нормально не бояться быть "белой вороной", жить немного не по тем правилам, что большинство людей. Но... детский коллектив жесток. Конечно, если у ребенка есть другой мир – в котором главные ценности – не материальные – то он сможет выдержать давление коллектива. Но... это отвращает от мира довольно серьезно. Фактически, ребенок теряет контакт со сверстниками вне своего круга общения.

Однако здесь есть чем успокоить – стоит напомнить, что когда приходит испытание – о модных финтифлюшках все забывают – и цениться начинают отзывчивость, великодушие, доброта.

Собственно, руководство как поступать у нас есть – Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мф 6:21:). Думаю, что если сможем своим примером показать это детям – то вещизм окажется не страшен.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама