Правительство решило: через полгода в российских школах начнется апробация учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Эксперимент стартует в апреле 2010 года, апробация предмета начнется в 19 субъектах Федерации, преподавание будет вестись в четвертых классах общеобразовательных школ.
Утвержденный правительством России план мероприятий по апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет опубликован в "Российской газете" 11 ноября.
Учебный курс должен включать в себя "основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики". Список предметов не случаен, он создавался на основе опросов старшеклассников и родителей учеников младших классов.
До конца этого месяца минобрнауки должно заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, "соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса". И разработать механизм, определяющий, каким образом школьники или их родители будут выбирать "одну из составных частей комплексного курса" "основы" той или иной религии или же светскую этику.
К февралю будущего года должны появиться учебники по новому предмету. А преподаватели сразу начнут повышать квалификацию. В пилотных регионах будет проводиться мониторинг, отслеживающий удачи и неудачи эксперимента.
Субъекты РФ, в которых начнется эксперимент: Удмуртия, Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Ставропольский край, Вологодская область, Калининградская область, Костромская область, Курганская область, Новосибирская область, Пензенская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Карачаево-Черкесия, Чечня, Калмыкия, Еврейская автономная область.
Возможно, что через 6 лет (эксперимент начинается в четвертых классах) в свет выйдет поколение, которое, если все пойдет хорошо, "Вначале было Слово" ("Слово" обязательно с большой буквы) и "Любовь милосердствует" будет повторять в десятки раз чаще, чем "религия опиум для народа". Хотя последняя фраза, надо сказать, не такая уж обидная, она означает, что религия не одурманивающее, но обезболивающее.
И хоть еще со времен Ильфа и Петрова она обрела иронический контекст, но долгое присутствие ее на правах аксиомы нашего мировоззрения все равно продолжает сказываться. Разве сегодня так уж немоден взгляд на веру, Церковь и религию, как на убежище для слабых, как на успокоение несчастных, как на дом, где восстанавливаются сердца. Религия еще живет в общественном сознании на правах "уступки".
Введение ее в школьный предмет, на мой взгляд, дает благоприятный прогноз на расставание с ценностями вульгарного прагматизма, повышение значений этических критериев, мировоззренческих культур.
Такое революционное изменение невозможно без наличия очень крупных фигур адептов этого дела. Сторонников преподавания основ религиозных культур было немало, но личностей, способных задать содержательные горизонты новому делу, увы, почти нет. Богословская культура в России не в самом цветущем состоянии, точнее, она слабая.
Из последних крупных фигур, бесспорных как с духовной, так и с интеллектуальной позиции, пожалуй, можно назвать только митрополита Антония Сурожского, покойного Лондонского епископа. Из ныне здравствующих наверное, только диакона Андрея Кураева, который уже объявил о намерении написать учебник Основ православной культуры. Ко всеобщей радости, человек столь блестящих знаний и столь парадоксального и сильного ума, чей интеллектуальный авторитет очевиден, взялся за написание учебника, но нельзя забывать, что позиции о. Андрея часто становятся предметом непростых и очень гулких богословских споров в Интернете. В Православной церкви есть команда интеллектуалов (о. Владимир Вигилянский, о. Михаил Дудко, Владимир Лейгода и др.), но заявок от них пока не поступало. Современный религиозный опыт тщательно собирается, интересные книги появляются, но это пока не тот опыт, что просится в учебники. Есть надежда, что исламская богословская культура может быть хорошо поддержана зарубежными богословскими школами, иудаистская также.
Но вариант обезобразить предмет, превратить его в карикатуру, тоже остается.
Будет очень жаль, если вместо поколения широко, толерантно мыслящих людей мы получим поколение узких буквалистов с религиозными цитатами на устах.
Добавим еще одну существенную вещь: права атеистов улажены в той же степени, что и верующих. По выбору школьники смогут изучать вместо основ религиозных культур светскую этику.
Источник: Российская газета