ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Архимандрит Геннадий (Гоголев): "Реформу богословского образования легче осуществить в контексте общей церковно-административной реформы"

19 ноября 2009

13 ноября в аванзале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В совещании принял участие ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев). После Совещания отец Ректор дал интервью Информационной службе Костромской духовной семинарии.

– Ваше Высокопреподобие, каковы Ваши основные впечатления по итогам Совещания?

– Ректорское совещание, состоявшееся 13 ноября 2009 года, смело можно назвать историческим по ряду причин. Во-первых, оно собрало беспрецедентное число ректоров практически всех духовных школ России, Украины и других стран ближнего Зарубежья. Во-вторых, с глубоким, содержательным и программным докладом на Совещании выступил Предстоятель Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который дал ясную характеристику современному положению в системе богословского образования, обрисовал конкретные перспективы и наметил шаги по осуществлению предстоящей реформы богословского образования. И, наконец, в-третьих, Совещание вошло в историю по той причине, что речь на нем шла именно об этой исторической реформе.

– В чем смысл предстоящей реформы?

– Реформа преследует две цели. Первая – это развитие самого богословского образования, которое призвано отвечать на вызовы современности, соответствовать требованиям информационных технологий, решать весь комплекс миссионерских и образовательных задач. Кроме того, богословское образование необходимо мягко, без ущерба, бережливо соблюдая отечественные традиции, вписать в общеевропейскую систему высшего образования, так называемую Болонскую систему.

– В чём суть этой Болонской системы, и каким образом духовные учебные заведения будут в неё вписаны?

– В 1990 году, в итальянском городе Болонья, на специальной конференции встретились министры образования 30 европейских государств и приняли декларацию, положив начало Болонскому процессу. Он призван сблизить и гармонизировать системы образования всех стран Европы с целью образовать единое общеевропейское пространство высшего образования. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 46 стран, в том числе и Россия.

В целях реформирования Российской системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации, в настоящее время в стране разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт III поколения для всех ВУЗов. Этот стандарт предусматривает две ступени образования: четырехлетнюю для бакалавра и дополнительно, двухлетнюю, для получения степени магистра.

В соответствии с логикой Болонского процесса будет реформироваться и система богословского образования Русской Православной Церкви, то есть, будут семинарии с четырёхлетней программой для бакалавров богословия и семинарии, работающие по программе 4+2. По итогам шестилетнего курса выпускник получит диплом магистра богословия.

В Русской Православной Церкви останутся Академии, которые, по сути дела, превратятся в аспирантуры: это аспирантуры на базе нынешних Духовных Академий и Общецерковная аспирантура, созданная в сентябре нынешнего года при Отделе внешних церковных связей. В этих аспирантурах акцент будет сделан на самостоятельную работу аспиранта под руководством научного руководителя. Аспирантуры будут выпускать кандидатов богословия.

– В ряде православных публикаций выражается опасение, что участие Церкви в Болонском процессе приведёт к разрушению системы богословского образования.

– Убежден, что такие опасения не имеют под собою почвы. На Совещании ректоров было убедительно показано, что вписывание системы образования Русской Православной Церкви в Болонский процесс не только не нанесет ущерба системе богословского образования, но позволит её в значительной мере усовершенствовать, вывести её на новый уровень.

Образовательные стандарты III поколения предусматривают значительную степень свободы в формировании образовательных программ за счет расширения вариативной части. Для магистратуры вариативная часть составляет 75% от всех учебных часов. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить все наши традиции в изучении богословских дисциплин. Под практическими занятиями, как я полагаю, можно понимать и богослужебную практику.

Кроме того, наше участие в Болонском процессе позволит выпускникам российских духовных школ спокойно и уверенно чувствовать себя в любом высшем учебном заведении Европы. Оно позволит нашим выпускникам преподавать в российских школах и ВУЗах и тем самым способствовать возрождению церковной культуры в России и проповедовать православное богословие за рубежом.

Не следует рассматривать намеченную реформу в отрыве от всего того, что сделано в нашей Церкви в 90-х годах и в нынешнем столетии. Она – еще один шаг на пути выхода Русской Православной Церкви из состояния изоляционизма, из гетто, в котором мы были насильно заключены в советское время.

– Каким образом из всего списка семинарий будут выделены те, в которых будет преподаваться магистерский курс, в то время как в остальных будут преподавать лишь четырёхлетний курс бакалавриата? Как будут набираться студенты в магистратуры?

– В этом, на мой взгляд, состоит главная проблема реформы. Действительно, Святейший Патриарх Кирилл подчёркивал, что из всех духовных семинарий и духовных училищ (а их у нас больше 70), следует выделить 5-6, в которых будет преподаваться полный курс магистратуры. Вполне ясен критерий, по которому будут выделены эти семинарии. Сегодня мы имеем ясное представление о том, какие семинарии в образовательном пространстве Русской Православной Церкви являются "продвинутыми", а какие находятся в процессе становления. Но мы должны создать систему, единую для всей Церкви! И в этой системе не должно быть лакун и изъянов. Необходимо добиться, чтобы каждый способный бакалавр имел возможность получить магистерское образование, чтобы существовал порядок взаимоотношений магистерских и бакалаврских семинарий.

Наверное, было бы удобно создать Федеральные образовательные округа с основной магистерской семинарией и приписанными к ней несколькими бакалаврскими семинариями.

И здесь я готов высказать мысль о том, что осуществить образовательную реформу было бы легче в контексте общей церковно-административной реформы. Если бы вся наша Церковь была бы разделена на Митрополичьи округа по подобию Федеральных округов, то выстроить систему духовного образования было бы легче. В самом деле, в столице Федерального округа расположилась бы магистерская семинария, а в епархиях – бакалавриаты. Экзарх-митрополит, ответственный за богословское образование во всем округе, не допустил бы тех перекосов, которые наблюдаются в настоящее время – по крайней мере, в том смысле, что лишних семинарий уже бы не открывали.

Я не высказываю никаких новых идей. Ведь о создании митрополичьих округов говорилось и на Поместном Соборе 1917 года, говорится и сегодня.

Кроме того, я хотел бы заметить: учебные заведения с четырёхлетним и шестилетним курсом обучения – это очень разные учебные заведения и, на мой взгляд, невозможно называть "семинариями" и те и другие. Те учебные заведения, где ведётся преподавание по четырёхлетней программе, вполне могли бы называться духовными училищами.

Как бы то ни было, после 13 ноября стало ясно, что не только духовные школы, но и вся Русская Православная Церковь входит в новый этап своего бытия. И от нашей активности, нашей созидательной работы будет зависеть, насколько успешно будут решены те задачи, которые поставил перед нами Святейший Патриарх.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама