13 ноября в аванзале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В совещании принял участие ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев). После Совещания отец Ректор дал интервью Информационной службе Костромской духовной семинарии.
Ваше Высокопреподобие, каковы Ваши основные впечатления по итогам Совещания?
Ректорское совещание, состоявшееся 13 ноября 2009 года, смело можно назвать историческим по ряду причин. Во-первых, оно собрало беспрецедентное число ректоров практически всех духовных школ России, Украины и других стран ближнего Зарубежья. Во-вторых, с глубоким, содержательным и программным докладом на Совещании выступил Предстоятель Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который дал ясную характеристику современному положению в системе богословского образования, обрисовал конкретные перспективы и наметил шаги по осуществлению предстоящей реформы богословского образования. И, наконец, в-третьих, Совещание вошло в историю по той причине, что речь на нем шла именно об этой исторической реформе.
В чем смысл предстоящей реформы?
Реформа преследует две цели. Первая это развитие самого богословского образования, которое призвано отвечать на вызовы современности, соответствовать требованиям информационных технологий, решать весь комплекс миссионерских и образовательных задач. Кроме того, богословское образование необходимо мягко, без ущерба, бережливо соблюдая отечественные традиции, вписать в общеевропейскую систему высшего образования, так называемую Болонскую систему.
В чём суть этой Болонской системы, и каким образом духовные учебные заведения будут в неё вписаны?
В 1990 году, в итальянском городе Болонья, на специальной конференции встретились министры образования 30 европейских государств и приняли декларацию, положив начало Болонскому процессу. Он призван сблизить и гармонизировать системы образования всех стран Европы с целью образовать единое общеевропейское пространство высшего образования. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 46 стран, в том числе и Россия.
В целях реформирования Российской системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации, в настоящее время в стране разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт III поколения для всех ВУЗов. Этот стандарт предусматривает две ступени образования: четырехлетнюю для бакалавра и дополнительно, двухлетнюю, для получения степени магистра.
В соответствии с логикой Болонского процесса будет реформироваться и система богословского образования Русской Православной Церкви, то есть, будут семинарии с четырёхлетней программой для бакалавров богословия и семинарии, работающие по программе 4+2. По итогам шестилетнего курса выпускник получит диплом магистра богословия.
В Русской Православной Церкви останутся Академии, которые, по сути дела, превратятся в аспирантуры: это аспирантуры на базе нынешних Духовных Академий и Общецерковная аспирантура, созданная в сентябре нынешнего года при Отделе внешних церковных связей. В этих аспирантурах акцент будет сделан на самостоятельную работу аспиранта под руководством научного руководителя. Аспирантуры будут выпускать кандидатов богословия.
В ряде православных публикаций выражается опасение, что участие Церкви в Болонском процессе приведёт к разрушению системы богословского образования.
Убежден, что такие опасения не имеют под собою почвы. На Совещании ректоров было убедительно показано, что вписывание системы образования Русской Православной Церкви в Болонский процесс не только не нанесет ущерба системе богословского образования, но позволит её в значительной мере усовершенствовать, вывести её на новый уровень.
Образовательные стандарты III поколения предусматривают значительную степень свободы в формировании образовательных программ за счет расширения вариативной части. Для магистратуры вариативная часть составляет 75% от всех учебных часов. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить все наши традиции в изучении богословских дисциплин. Под практическими занятиями, как я полагаю, можно понимать и богослужебную практику.
Кроме того, наше участие в Болонском процессе позволит выпускникам российских духовных школ спокойно и уверенно чувствовать себя в любом высшем учебном заведении Европы. Оно позволит нашим выпускникам преподавать в российских школах и ВУЗах и тем самым способствовать возрождению церковной культуры в России и проповедовать православное богословие за рубежом.
Не следует рассматривать намеченную реформу в отрыве от всего того, что сделано в нашей Церкви в 90-х годах и в нынешнем столетии. Она еще один шаг на пути выхода Русской Православной Церкви из состояния изоляционизма, из гетто, в котором мы были насильно заключены в советское время.
Каким образом из всего списка семинарий будут выделены те, в которых будет преподаваться магистерский курс, в то время как в остальных будут преподавать лишь четырёхлетний курс бакалавриата? Как будут набираться студенты в магистратуры?
В этом, на мой взгляд, состоит главная проблема реформы. Действительно, Святейший Патриарх Кирилл подчёркивал, что из всех духовных семинарий и духовных училищ (а их у нас больше 70), следует выделить 5-6, в которых будет преподаваться полный курс магистратуры. Вполне ясен критерий, по которому будут выделены эти семинарии. Сегодня мы имеем ясное представление о том, какие семинарии в образовательном пространстве Русской Православной Церкви являются "продвинутыми", а какие находятся в процессе становления. Но мы должны создать систему, единую для всей Церкви! И в этой системе не должно быть лакун и изъянов. Необходимо добиться, чтобы каждый способный бакалавр имел возможность получить магистерское образование, чтобы существовал порядок взаимоотношений магистерских и бакалаврских семинарий.
Наверное, было бы удобно создать Федеральные образовательные округа с основной магистерской семинарией и приписанными к ней несколькими бакалаврскими семинариями.
И здесь я готов высказать мысль о том, что осуществить образовательную реформу было бы легче в контексте общей церковно-административной реформы. Если бы вся наша Церковь была бы разделена на Митрополичьи округа по подобию Федеральных округов, то выстроить систему духовного образования было бы легче. В самом деле, в столице Федерального округа расположилась бы магистерская семинария, а в епархиях бакалавриаты. Экзарх-митрополит, ответственный за богословское образование во всем округе, не допустил бы тех перекосов, которые наблюдаются в настоящее время по крайней мере, в том смысле, что лишних семинарий уже бы не открывали.
Я не высказываю никаких новых идей. Ведь о создании митрополичьих округов говорилось и на Поместном Соборе 1917 года, говорится и сегодня.
Кроме того, я хотел бы заметить: учебные заведения с четырёхлетним и шестилетним курсом обучения это очень разные учебные заведения и, на мой взгляд, невозможно называть "семинариями" и те и другие. Те учебные заведения, где ведётся преподавание по четырёхлетней программе, вполне могли бы называться духовными училищами.
Как бы то ни было, после 13 ноября стало ясно, что не только духовные школы, но и вся Русская Православная Церковь входит в новый этап своего бытия. И от нашей активности, нашей созидательной работы будет зависеть, насколько успешно будут решены те задачи, которые поставил перед нами Святейший Патриарх.
Источник: Сайт Костромской духовной семинарии