ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поездки Патриарха Алексия. Часть 2

Михаил Моисеев :: 25 ноября 2009

Предыдущий рассказ на эту тему разбередил память. Продолжаю, пока есть настроение. Постараюсь возможно более кратко описать схему работы во время визитов и потом уже перейти к отдельным поездкам.

Начав описывать "схему", понял, что и это описание придется структурировать и разбивать на отдельные части. Начну с транспорта.


Часть II. Колесницы для борзописцев, или Как и на чем мы ездили

Остановились мы на том, что по прилете в аэропорту, как правило, организовывался подход к прессе, а затем кортеж отправлялся в город. Следующим пунктом программы было либо посещение кафедрального собора, либо размещение делегации. Разумеется, нам всегда хотелось, чтобы события развивались по второму сценарию. Но бывало, что после посещения собора следовала какая-нибудь официальная встреча, потом еще что-то – и до гостиницы мы добирались только к вечеру.

Вообще в поездках мы часто обсуждали и осуждали тех местных начальников, которые в порыве "не ударить в грязь лицом" стремились насытить программу визита как можно более плотно. Нам, молодым и здоровым парням, часто (и очень часто) не хватало "батареек", чтобы до мелочей отработать всю программу – и мы, чего греха таить, иногда "закашивали" и некоторые второстепенные моменты программы просто пропускали. Ну, то есть, разумеется, не пропускали, но отправляли на какую-нибудь очередную встречу одного фотографа и одного оператора, чтобы они потом поделились с остальными. Патриарх же, которому было за семьдесят, практически никогда не сокращал ни единого пункта. В этом смысле он – недостижимый идеал для руководителей такого ранга.

Если нас везли в гостиницу, то обычно на размещение уходило час-полтора. За это время только-только успевали зарегистрироваться (часто не без накладок; списки не согласовали, расселили не того не с тем и т.д.), бросить вещи, умыться/принять душ и выдвинуться в холл, к месту сбора.

С того момента, когда я стал ездить на подготовку визитов, все вопросы, связанные с размещением патриаршего пула, питанием, транспортом, контактами с местными властями и местной прессой, перешли в нашу компетенцию. И слава Богу: стало гораздо проще управляться.

Вопросы транспорта решались приблизительно так. В процессе подготовки визита перед местными органами власти ставился вопрос о выделении определенного количества единиц транспорта под официальную делегацию. Поскольку количество народа, который прибывал с Патриархом, было известно, на месте выясняли, какой транспорт может быть выделен под патриаршую прессу. Обычно мы просили микроавтобус; если народу было больше, чем обычно – допустим, человек пятнадцать-шестнадцать, то просили либо "Мерседес Спринтер", либо что-то подобное. Часто приходилось тесниться и подвозить местных епархиальных фотографов и операторов либо съемочную группу местного ТВ, которые слезно просились в нашу компанию. Как бы то ни было: как только вопрос решался, следующим шагом было оформление на машину "кортежных" пропусков.

Для машин, которые в дни визита могли следовать в составе кортежа, делались специальные пропуска. По форме они могли быть и довольно вычурными, иногда с голограммами, печатями областной администрации и прочими атрибутами официоза, но основное их содержание заключалось в одном-единственном элементе: в цифре, которая была крупно пропечатана на пропуске. Эта цифра обозначала порядковый номер машины в выстроенном кортеже.

За кортеж отвечала ФСО, поэтому мы обращались с соответствующими просьбами к ним. Не скрою: не всегда мы находили понимание со стороны фэсэошников. Отчасти я их понимал: для них присутствие в составе кортежа лишнего автомобиля усложняло и без того непростую задачу. Порой количество машин в кортеже переваливало за тридцать – бред полный. Но скажу честно: часто наши разногласия в вопросе транспорта объяснялись не практическими соображениями, а элементарным нежеланием ребят из ФСО потрудиться лишний раз перерисовать схему кортежа. Ну, и еще одним тонким моментом: ничто человеческое нам, как известно, не чуждо, и даже такая небольшая привилегия, как власть распределять кортежные пропуска, иногда превращала неплохих ребят из ФСО, с которыми в другой ситуации мы спокойно выпивали и шутили, в прижимистых "собственников". Правда, в момент согласования порядка автомобилей в кортеже им приходилось тяжко: в любую минуту мог позвонить какой-нибудь неожиданно прибывший в город архиерей из соседней епархии и заявить о своем желании присоединиться к делегации. Отказывать в таких ситуациях было трудно, и иногда приходилось жертвовать какими-то пропусками, отнимая их у одних и отдавая другим.

Зачем нужны были кортежные пропуска для патриаршего пула? Ответ на поверхности: пресса должна была, как минимум, успевать за Патриархом; в идеале – работать на опережение. И вот как раз в последнем случае очень помогал пропуск-"вездеход". Правда, даже если иногда у нас не было такого пропуска, вопрос решался по-другому: мы просили выделить нам машину сопровождения ГАИ, с помощью которой ехали туда, куда нужно.

Бывали, конечно, какие-то нештатные ситуации, когда ни пропуска, ни машины сопровождения под рукой не оказывалось, программа резко менялась, и нам нужно было лететь куда-то не мешкая. В таких случаях из арсенала извлекались такие средства достижения результата, как наши патриархийные "бэджики" (отлично "работали", кстати!), надменный "столичный" вида иногда и крепкое словцо.

Почему такие сложности? Дело в том, что каждая из правоохранительных служб в ходе таких мероприятий, как визит Патриарха, работает по своей, заранее утвержденной схеме. И в соответствии со схемой, которая применяется, к примеру, у тех же гаишников, за какое-то время до прохождения кортежа по городу они просто перекрывают движение по определенным улицам. А нам, патриаршему пулу, может быть, именно в этот самый момент необходимо "проскочить" на следующую "точку".

Часто (практически всегда, в любой поездке возникали такие ситуации) нашему микроавтобусу нужно было ездить отдельно от кортежа. Ну, например: машина с Патриархом после службы в кафедральном соборе идет в резиденцию, где у него по программе – отдых. Потом по графику, допустим, какая-нибудь встреча – с губернатором, например. Губернатор – это значит, опять правоохранители: "рамки", списки, паспорта и пр. Поэтому после богослужения мы отделяемся от кортежа и спокойненько едем в местный "белый дом", где не торопясь проходим проверку и занимаем свои позиции. При этом у нас по плану – чистый "протокол": съемка встречи и первых пяти-десяти минут разговора. Снова: зачем оставаться до конца встречи, если она заканчивается чаепитием и неформальным общением? "Отстрелявшись" здесь, мы вновь самостоятельно передвигаемся на новую "точку" и там снова поджидаем Святейшего.

Упрощая: нам железно нужно было быть в составе кортежа в случае, если по завершении какого-то мероприятия, на котором мы должны были отрабатывать "картинку" и пр. до конца, Патриарх ехал на новую "точку" либо сразу в аэропорт.

Поскольку у нас часто был собственный график и маршрут перемещений по городу, сразу после того как мы бросали вещи в автобус в аэропорту, записывался телефон водителя. Я как старший договаривался с ним о том, когда и куда ему нужно подъехать. Все наши переезды я прикидывал либо заранее (если приезжал на подготовку), либо по пути из аэропорта до города (так было в первый год моих командировок с Патриархом). При хорошей организации уже в аэропорту нашим ребятам раздавались пресс-пакеты с программой визита, и уже исходя из текущей программы мы планировали наши дальнейшие действия. При плохой – приходилось ориентироваться на тот вариант программы, который присылался заранее в Патриархию и раздавался нами всем "пуловским".

Что еще рассказать. Всегда была одна и та же проблема: порядковый номер нашего микроавтобуса в кортеже, который составлялся всегда "по диптиху", т.е. с учетом удельного веса того или иного архиерея или государственного чиновника. Такие автомобили, как автобус с патриаршей прессой, попадали на третьи-четвертые позиции – на наших пропусках обычно были номера не меньше десятого. А проблема заключалась в следующем: кортеж, особенно когда он движется по городу, всегда неизбежно растягивается, и последние машины могут еще только въезжать во двор епархиального управления в тот момент, когда Патриарх уже вышел из машины и принимает хлеб-соль либо благословляет народ. Соответственно, в такой ситуации мы зачастую вынуждены были хамить: когда мы видели, что подъезжаем к очередной "точке", я командовал водителю: "Вперед, подъезжай как можно ближе, вперед!.." – и наш автобусик лихо проскакивал всех "випов", а ребята с камерами наперевес уже прыгали с подножки и бежали вперед, к центру событий.

Такие маневры иногда вызывали гнев особо ревностных батюшек-организаторов либо милицейских полковников. Приходилось ругаться. Но серьезных конфликтов не было. Местные если и жаловались, то своему архиерею, архиерей максимум мог пожаловаться либо начальнику охраны (хотя это бывало совсем не часто: кому охота конфликтовать с "московскими"?), либо отцу Владимиру Назаркину; а те, дай Бог им здоровья, прекрасно понимали специфику нашей работы и только посмеивались в ответ на такие претензии.

Если же возможности проскочить вперед не было, приходилось выпрыгивать на ходу и бежать – всё просто. Правда, как я уже говорил, иногда срабатывал "страховочный" вариант: когда наши фотограф с оператором садились в головную машину сопровождения ГАИ либо ФСБ и уж тогда без проблем отрабатывали всё мероприятие с самого начала.

С какого-то момента эту проблему стало проще решать: у Пресс-службы появилась своя машина, скромненькая "Митсубиси Лансер". И иногда мы гоняли ее в те города, куда ездил Патриарх – в Нижний Новгород, в Питер, в Минск, еще куда-то. Своя машина – гораздо удобнее. Туда мы сажали тех же самых оператора с фотографом (обычно Леву Брусенцова и Сережу Власова, соответственно) и, запасшись всеми пропусками, мотались по городу в соответствии со своими собственными схемами работы :)

Правда, даже если машина стояла в кортеже – это еще не гарантировало спокойной езды; и здесь случались накладки. Например, в 2005 году в Тульской области проходили торжества, посвященные 625-летию Куликовской битвы. Патриарх посетил село Монастырщина, в окрестностях которого, по преданию, и состоялось сражение. Это был конечный пункт программы, отсюда кортеж уходил прямо на Москву. Для нас, для нашего микроавтобуса, было принципиально важно удержаться в кортеже. Почему? Казалось бы: командировка закончена, и теперь можно спокойно своим ходом возвращаться домой в столицу. Если бы не одно но. Поскольку под проезд кортежа тульская трасса была частично перекрыта, мы могли элементарно попасть в длинные пробки.

Итак, поставив машину в кортеж, мы побросали туда вещи, пошли пообедали, затем вернулись и стали ждать отъезда. Между нами и машиной Патриарха было еще несколько автомобилей. Эх, наивные мы люди. Не предполагали мы, что в кортеж воткнутся "мерседесы" тульских начальников – то ли губернатора, то ли еще кого-то. И когда кортеж тронулся, они остались стоять на месте, заперев наш "фольксваген". Мы отстали. Отстали буквально на три минуты. Но за эти три минуты кортеж со Святейшим ушел на полной скорости в Москву. И мы пилили потом "на общих основаниях" часа четыре вместо положенных двух.


Самое запоминающееся событие, связанное с транспортом? Вне конкуренции, это, конечно, поездка на Валаам – по-моему, 2006-й год. Это когда наш ПАЗик, на котором мы ехали от пристани в монастырь, перевернулся, и мы здорово побились. Напишу, наверное, про ту поездку отдельно. (Первые впечатления см. здесь).

Где лучше всего был организован транспорт? Например, в Латвии – все-таки немецкие порядки это немецкие порядки. Там, как положено, к нам был приставлен свой "куратор"-соглядатай из Службы безопасности, который, тем не менее, с легкостью и, я бы сказал, изяществом, решал все возникавшие проблемы. В Белоруссии было всё очень спокойно и хорошо, в Молдове тоже. Из поездок по России – наверное, меньше всего проблем было в Калининграде в 2006-м.

Где всегда были проблемы? Отвечу с легкостью, и, думаю, все, кто работал со мной, не дадут соврать: Питер. Хуже, чем в Питере, не было нигде. Представьте: теплоход с Валаама приходит в Питер в семь утра. В семь утра наша компания оказывается на причале со своими тюками – кофрами, рюкзаками и пр. Кстати, точно так же было в том самом 2006-м, когда половина из нас приехали в Питер заштопанными после аварии – когда мне и еще нескольким человекам накладывали швы. И вот, звоню я организатору – где, мол, наш транспорт, какой номер автобуса? А, между тем, вокруг нас идет активная погрузка на машины: члены делегации садятся в свои автобусы, иподиакона – в свои; одни мы стоим, как неродные, в стороночке.

В ответ я слышу примерно следующее: "Добирайтесь сами". Добрались, не рассыпались, конечно. Почему так происходило – загадка; учитывая, что покойный Патриарх всегда был "питерским", то есть не чужим, – не могу понять

Добавлю еще немного про нестыковки. Была (не знаю, но мне кажется, что и до сих пор остается) проблема, с которой приходилось сталкиваться довольно часто, особенно в российских епархиях. Проблема эта заключалась в том, что патриарший пул воспринимался епархиальными батюшками практически точно так же, как и остальная пресса – то есть наши ребята для многих местных были теми же журналистами, только из Москвы. Соответственно, приходилось добиваться усвоения мысли о том, что есть принципиальная разница между аккредитованной прессой и прессой личной, сопровождающей Патриарха. Потому что без осознания этой аксиомы нормальной организации работы не могло получиться.

Странное дело: светские чиновники в этом отношении зачастую были почему-то гораздо более адекватными людьми. Отчасти это понятно: так или иначе, но по части работы с прессой светские власти накопили гораздо более богатый опыт, нежели Церковь. Но на практике каждый подобный случай доставлял массу хлопот.

Пример: не помню уже, где это было, но задумали организаторы (епархия то есть) патриарший пул перевозить в одном большом автобусе вместе с аккредитованной прессой. То есть, если бы суждено было сбыться замыслу организаторов, мы должны были бы плестись на громадном и неповоротливом автобусе вообще отдельно от кортежа и, таким образом, опаздывали бы практически всюду. Слава Богу, времени хватило, чтобы решить вопрос в рабочем порядке, то есть в устной беседе с правящим архиереем. И таких случаев было предостаточно.

Все-таки (до сих пор, не сомневаюсь, это актуально) журналисты для деятелей церковной системы, пусть даже и "свои", патриаршие или патриархийные, – чуждый элемент. Это выглядит глупо и странно, но для многих епархиальных секретарей и по сей день гораздо важнее ублажить иподиаконов, нежели показать сотруднику пресс-службы Патриархии, где есть рабочий компьютер с выходом в интернет. Пока ситуация не поменяется (не скажу – повернется на сто восемьдесят градусов; иподиаконов лишать помощи тоже не дело), церковной информационной работе будет непросто.

Но – кому теперь интересно вспоминать про эти дела? Уж лучше я что-нибудь хорошее вспомню.

Например, про то, что до Питера почти всегда бывал Валаам. А на Валаам мы добирались теплоходом. Каюты, палубы – романтика!

Иногда часть нашей "бригады" добиралась до Валаама из СПб вертолетом, либо вместе со Святейшим, либо вторым бортом. В таких случаях ребята договаривались с летчиками, чтобы во время полета те сделали кружок-другой сначала над Коневецким островом (как раз над ним пролегал маршрут полета), а потом – и над самим Валаамом. Получались вот такие кадры.

На самом острове уже передвигались автобусом, какими-нибудь монастырскими машинами, а иногда и катерами – когда было время поснимать отдаленные скиты.

Бывало так, что обратно в Москву мы возвращались не самолетом с Патриархом, а либо поездом, либо автобусом. В таких случаях народ откровенно расслаблялся в дороге, отдыхая после трудов праведных :)

Наверняка я что-то подзабыл. Если что-то вспомню важное – добавлю. А пока буду потихоньку набрасывать новый рассказ – про то, как и где мы жили в командировках. Этому я планирую посвятить следующую часть.

Продолжение следует.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама