Книга протоиерея Георгия Митрофанова (профессора Санкт-Петербургской духовной академии, члена Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ) "Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века" могла бы стать в ряд с уже несколько поднадоевшими сборниками статей на тему "пришла пора пересмотреть свою историю и дать нравственное осмысление исторических фактов", но вместо этого разбередила русское православное и российское общественное сознание и развернула серьезные дискуссии.
Одни только заглавия статей вызвали у многих читателей приступы раздражения, если не гнева: полемические заметки "Погребение свершилось. Произойдет ли примирение? К перезахоронению А. И. Деникина и И. А. Ильина", "Духовно-нравственное значение Белого движения", "Слово на панихиде в день 90 летия гибели генерала Л. Г. Корнилова" и "В поисках вымышленного "православного царства""; проблемная статья "Теоретический соблазн или мировоззренческая мутация коммунистической идеологии"; почти академический очерк "Антон Владимирович Карташев исследователь и делатель русской истории"; критическая статья "Личность и труды Александра Солженицына в творчестве протопресвитера Александра Шмемана" и, конечно же, "Слово на панихиде по генералу А. А. Власову и его сподвижникам".
Гнев, в общем-то, объясним. Сегодня, когда одним надоели слова "советские репрессии" и "России нужно покаяние", а другие просто не понимают, о чем речь, и мы наконец собрались гордиться всем своим прошлым, представитель РПЦ публикует материалы о генерале Краснове, повешенном на Лубянке, и о выдающемся военачальнике Первой мировой Алексее Брусилове, превратившемся из русского генерала в марионетку краскома и разрешившем использовать себя в пропагандистских целях, за что большевики удостоили его почетной должности главного коневода РККА. Рассказывает о шести миллионах советских военнопленных Второй мировой, проклятых и забытых своим государством, о казненных только в одном 1937 году 85 тысячах священнослужителей и о том, что имитирующая патриотизм прежних веков "антибуржуйско"-ксенофобская ненависть к загнивающему Западу была использована большевиками для маргинальных масс
Но сколько можно думать на эти темы, тем более что Солженицын вроде бы нам все уже рассказал? По мнению о. Георгия Митрофанова, мы должны думать и помнить об этом всегда, чтобы не впасть в абсолютизацию национального и не начать воспринимать свою страну как некоего самодостаточного религиозно-политического идола. С точки зрения священника, антиисторизм губителен для христианского мировоззрения, церкви и государства в целом и мешает людям осознать себя в этом мире с точки зрения не только истории, но и вечности.
Автор призывает не политически, а христиански осмыслить недавнее наше прошлое и предлагает вполне революционную по нынешним временам мысль: отказаться от идеологии триумфализма и упоения собственной духовностью. Как минимум потому, что дань почитания новомученикам, к сожалению, пока не стала нормой даже и церковной жизни: "Мы вспоминаем о них в положенные календарные дни, иногда, желая показать миру и самим себе наше высокое духовное достоинство, не стесняемся бахвалиться тем, что именно в нашей стране было прославлено такое количество новомучеников, забывая при этом, что еще большее число заблудших православных христиан их таковыми новомучениками делали".
Для людей, боящихся или не имеющих привычки задумываться, поднимаемые темы действительно могут показаться "запретными" и неудобными для рассмотрения. Однако православным, каковыми, согласно опросам, считает себя большинство граждан РФ, должно быть очевидно: история осуществляется по промыслу Божию, и задача пытаться узнать, усвоить и духовно осмыслить все происходившее.
Церковный публицист и исследователь русской религиозной философии о. Георгий Митрофанов изложил свою точку зрения на историю России XX века с предельной ясностью: трагедия. С ним можно не соглашаться, полемизировать, пытаться опровергать чуть ли не по всем пунктам и называть "церковным власовцем". Но над одной мыслью, наверное, стоит задуматься: "Попытка осознать себя одновременно продолжателями и белых, и красных означает по существу лукавое стремление избавиться от труда принять на себя духовно-историческое бремя и ведет в тупик. Мы должны сделать окончательный выбор между девятисотлетней православной Россией и семидесятилетней богоборческой совдепией, чтобы преодолеть кризис самоидентификации и не позволить нашей родине превратиться в страну, оторванную от своей истории и живущую мифами".
Иначе, импортировав в очередной раз останки высланных большевиками философов, белых генералов и бывших "предателей родины", в очередной раз оконфузимся, постеснявшись сыграть при погребении их в русскую землю гимн Российской Федерации, он же бывший гимн СССР. И придется, как это имело место при перезахоронении останков императрицы Марии Федоровны, генерала Деникина и философа Ильина, "поручать смекалистым федеральным герольдмейстерам подбирать для подобных случаев вместо государственного гимна "альтернативные" музыкальные произведения из репертуара Российской империи".
Источник: Эксперт