Несколько лет прошло с момента перенесения мощей Святителя Московского Филарета в Храм Христа Спасителя. Удивительно: в обычные дни у раки святого почти нет людей. То есть, нет, конечно, подходят, ставят свечи, прикладываются, но сравнительно с другими местами приток все-таки небольшой. Здесь не увидишь очередей от входа с чтением акафиста, вόроха записок, цветов... Великий святой, известный своими богословскими трудами, пастырской деятельностью, при жизни получивший дары прозорливости и исцеления почти свободен от "докучений" просителей. 2 декабря он – в центре внимания, в блеске службы, к мощам его идет непрерывный поток, но проходит день, и все стихает. Может быть, поэтому он так участлив, когда его молитвенной помощи ищут не в праздник...
Пастырь
...Черный шелк оттенял матовую бледность лица не лишенного привлекательности, однако, не красивого в привычном смысле. Это был тот тип внешности, который, несмотря на "неправильности", может быть назван...прекрасным. Но в тот момент посетительница митрополита Филарета производила иное впечатление: большие широко расставленные глаза казались потухшими и придавали лицу усталое болезненное выражение.
Она приходила уже не в первый раз, вдова погибшего на батареях Бородина генерала Александра Тучкова. Тонкая, аристократичная и совершенно несчастная. Что мог сказать ей Владыка, когда утешить было нечем? – После гибели мужа единственной ее радостью был сын, преданный, любящий, поселившийся вместе с ней в домике на месте Бородинской битвы. Но, вот, не стало и его: Николенька "сгорел" за несколько дней, после консилиума врачей, уверявшего, что болезнь его не опасна, и Маргарита Михайловна осталась "один на один" со своим горем.
Сильный человек, – не так давно сопровождала мужа во время военных переходов, – теперь она ни в чем не находила опоры, и металась в переездах между Москвой и Бородино. Молилась непрестанно, однако не получала облегчения. Наконец, отчаявшись справиться с бедой, она обратилась за помощью к Владыке Филарету. В обеих столицах его знали как выдающегося архипастыря и духовного наставника.
На этот раз, проводив предыдущих посетителей – пожилую женщину с тремя подростками, митрополит обронил: "Тоже бородинская вдова... и ее сироты". Ответом ему стал невольный возглас: "Три сына! А у меня все отнято! За что?" И тут Владыка дал выход чувству, которое сдерживал до сих пор: "Вероятно, она более заслужила своею покорностью милость Божию".
Краткий разговор – еще несколько фраз, и она ушла, но после ее ухода, словно тень, сошла на душу, – Владыка Филарет не мог найти покоя. Невольно вырвавшийся упрек его был вызван тем, что в свое время Маргарита Михайловна выходила замуж за Александра Тучкова после расторжения первого церковного брака. Тогда трудно было добиться развода, еще труднее – получить благословение на венчание во второй раз. Но взаимное чувство, связывавшее ее и Александра Тучкова, было настолько сильным, что все препятствия оказались "преодолимы". Исключительный случай заставил говорить о себе, на венчание съехалось множество представителей высшего общества...
Разум говорил в пользу соблюдения правил, а перед глазами было лицо Тучковой в момент, когда она уходила. Час спустя Владыка был у ее парадного. Лакей ответил: "Барыня не принимает". Пришлось настоятельно просить...Когда же хозяйка вышла в гостиную, митрополит обратился к ней: "Я оскорбил Вас жестоким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения."
Так же непосредственно и "непредсказуемо" поступил митрополит Филарет однажды и на заседании тюремного комитета, где он председательствовал, когда известный своей сострадательностью доктор Федор Гааз в очередной раз усиленно хлопотал за осужденных. По-видимому, уставший от энергичного наступления "защиты", митрополит сказал что-то вроде того, что "не бывает совершенно невинных", на что импульсивный Гааз воскликнул с места: "Да вы о Христе позабыли, Владыка!" Повисла тишина, и, поднявшись с поникшей головой, митрополит ответил: "Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл, – Христос меня позабыл!" – благословил всех и вышел.
...Благородство митрополита Филарета отмечали многие его современники. Это было не светское, мирское, благородство, а – христианское; основу его составляли искренность, смиренное представление о себе и готовность в любой момент склониться перед высшей правдой.
Казалось бы, мыслимо ли это? – Архиерей сознавался в человеческой немощи, выглядел "проигравшим". Но в этот-то момент он и приобретал...Приобретал для Церкви людей сложных, тех, чьи "раны" требовали длительного и бережного врачевания. –Маргарита Тучкова становится его духовной дочерью. Из глубины отчаяния и ропота, способного убить физически и духовно, Владыке удается вывести ее на свет. Приходит новое состояние – духовного мира, проясняется смысл, появляется цель в жизни. Еще несколько лет, и в монашеском постриге с именем Мария она возглавит общину сестер Спасо-Бородинского монастыря, где будет совершаться непрестанная молитва об отечестве и о павших воинах.
Великое дело – пример духовника! Годы пройдут, и в ответ на дерзость простой, грубоватой сестры матушка сможет сказать: "Что же это мы с тобой сотворили?", и, не дожидаясь извинений, первая будет искать примирения. Урок Владыки Филарета был усвоен твердо: милость – больше справедливости, правда Божия – выше положения.
Благо образования
Начало XIX в. в России было связано с распространением влияния ордена иезуитов, нашедшего прибежище в России в царствование Екатерины II после запрещения его деятельности в Европе. Образованные, обладавшие светскими навыками, иезуиты приобрели связи в высшем свете, и безраздельно царили в гостиных графини Головиной, чей дом пользовался славой "католического штаба", m-me Свечиной, княгини Александры Голицыной и др. Это послужило причиной ряда тайных переходов в католицизм. Одновременно в Петербурге появился аббат Николь член ордена иезуитов и известный педагог*. К нему устремился поток именитых родителей, и на попечении отцов-иезуитов оказались отпрыски известнейших фамилий: Трубецкой, Толстые, Голицыны, Любомирский, Нарышкин, Гагарин, Орлов, Меньшиков, Кочубей и др.**
Одним из основных аргументов противников Православия было то, что высокообразованные представители высшего света "не могут найти общего языка с православными священниками из-за недостаточного уровня образования русского духовенства". Об этом писала в своем дневнике С. Свечина, на этом особенно настаивал и ее "учитель" – Жозеф де Местр (и в личной корреспонденции, и в работе "О нравах и религии русских").
Тем значительнее оказался пример таких православных пастырей, как Святитель Филарет, в ту пору ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, или митрополит Евгений (Болховитинов)
Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры, отмеченный вниманием митрополита Платона, в годы ученичества он занимался в философском и богословском классах, превосходно знал греческий и еврейский языки, а пером владел так, что вызвал признание у митрополита: "Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски". Он не только преподавал, но и много писал.
Наибольшую известность приобрели его "Катехизис" и работа "Разговор между ищущим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви". Святитель не только рассматривал существенные догматические различия Православия и католицизма, но и отражал обычные для иезуитских проповедников приемы убеждения. Последняя из названных работ давала ответы на вопросы сомневающихся не утвердившихся в вере. Не меньшее значение для своего времени имели богословские труды митрополита Филарета и выполненный им перевод Библии не русский язык. Обширное духовное наследие было предназначено не только пастырям и семинаристам, но и вниманию образованной части общества, восполняя общий недостаток знаний в области церковной истории и догматики.
Благодаря фундаментальным знаниям и хорошему языку, Владыке удавалось достойно оппонировать в жесткой интеллектуальной полемике тех лет. И, все же, для характеристики Святителя Филарета одного слова "образование" было бы не достаточно. Ценность его примера для нашего времени состоит в том, что он оставил образец всестороннего христианского просвещения: ума, души и духа, когда "многая премудрость" оправдана евангельской простотой, а стремление к стяжанию знаний – внутренним духовным воспитанием.
Благодаря этому, Владыке Филарету удалось избежать "фомизма", схоластики, и приобрести то состояние, при котором разум, напитанный знаниями и облагодатствованный непрестанной жизнью в Церкви, становится "другом" и "помощником" веры. (В XX веке о собственном опыте соединения духовного и рационального замечательно напишет митрополит Вениамин (Федченков))
Святитель легко сочетал академическую деятельность и пастырское служение, будучи для одних в большей степени – богословом, публицистом, "экспертом", для других – молитвенником и наставником. За помощью к нему шли люди всех состояний, разного культурного уровня; случалось так, что даже удалившиеся от веры, каким-то внутренним чувством угадывали в нем "небесного человека".
"Исповедь"
...Среди тех, на кого образ святителя произвел глубокое впечатление, оказался и А.С. Пушкин. История их "переписки" довольно известная. На пушкинское безнадежное:
"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?..."
– прозвучало пастырское слово, облеченное в стихи, проницательное и обнаруживающее знание души "сынов века":
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум."
И что же Пушкин? – В его ответе не было и следа иронии! Обычные для "дендизма" правила игры были отринуты, поэт отозвался по-детски, искренне:
"...Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей <...>
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт."
Просвещенность века сего "снимала шляпу" перед просвещенным духом Христианина.
О помощи
Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом.
Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – "Филаретов храм", и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок.
С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет "пропустил" лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: "все будет хорошо". А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки. Защита была поставлена...на Вознесение. Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя.) Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, "не детские", но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом... Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.
2 декабря – день памяти Святителя Филарета Московского. Замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника...Святитель, "покровитель учащихся", великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей...
* Его пансион очень скоро стал одним из самых престижных образовательных учреждений столицы (плата за обучение в нем составляла 2000 рублей в год).
** Судьбы этих людей впоследствии сложились по-разному. Среди выпускников пансиона аббата Николя и иезуитского коллежа, а со временем и их родственников, нашлось место и для будущих декабристов (М.Ф. Орлов), и для тайных католиков (И.С. Гагарин).
Источник: Православие и мир