Пусть эта книга священная,
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда!
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные
Как отголоски небесные
В грусти юдоли земной,
Пусть в ваше сердце вливаются,
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой
К.Р.
Мой отец, когда я был еще подростком, часто говорил мне: "Не забывай свой язык, если тебе плохо или у тебя неважное настроение, возьми "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля и почитай его на любой странице".
Это было время агрессивного атеизма, когда власти и безбожники старались вытравить из жизни русских людей все то, что касалось духовной жизни, и, надо признать, преуспели во многом.
В детстве я занимался в музыкальной школе по классу скрипки и виолончели, с увлечением играл Куперена, Вивальди, Шостаковича, Мендельсона и т.д. В школе на уроке пения мы разучивали известные советские песни, и с упоением пели "Орленок, орленок, взлети выше солнца..." и другие.
Став постарше, освоил игру на гитаре. Пел бардовские песни и романсы. Многие мои сверстники увлекались западными поп-группами, собирали пластинки поп-звезд и играли в вокально-инструментальных ансамблях композиции "Битлз", "Смоуки", "Дип Пёпрл" и др.
Нас, учеников средней школы, часто водили в Эрмитаж, где мы знакомились с шедеврами мирового искусства. На уроках мы познавали архитектуру конструктивизм, барокко, классицизм. Пытались выучить названия всех мостов Ленинграда. Правда, о том, что такое духовная живопись и литература, исихазм, кто такие Платон и Сократ, многие из нас узнали только в аспирантуре. В университете мы были вынуждены ходить на занятия по политэкономии, диалектическому материализму и научному коммунизму.
Через несколько десятилетий мои дети пошли в школу, и я задаю себе вопрос: какие изменения произошли сейчас в образовании и чем отличается советское образование от того, что сейчас впитывают наши дети?
Я не берусь судить об этом как специалист, считайте, что путь моей семьи это своеобразный эксперимент, который длится на протяжении пятидесяти лет и пора подвести итог.
Меня сегодня сильно удивляет и расстраивает лишь одно: с каким поразительным постоянством мы не торопимся внедрять в учебную программу предметы, которые развивают духовно наших детей и одновременно прививают любовь к нашей Родине. Именно точно так же, как это было в советское время.
Конечно, управлять (манипулировать) людьми, для которых духовный мир не существует, проще (здесь можно понять властителей), но все-таки лишать свой народ истинного полноценного мира, как сейчас принято говорить Русского Мира это неправильно и не поддается никаким оправданиям и объяснениям.
Мне скажут: критиковать легко, дайте простые рецепты, что же необходимо делать?
Отвечу, основываясь на своем опыте и опыте моих родных: рецепты эти лежат на поверхности. Самое главное, стоит признать, что духовный Божественный мир существует и его существование должно быть отображено во всех программах воспитания и образования (детские сады, школы и университеты). При этом введение специального курса или факультатива "Основы православной культуры", вряд ли выглядит исчерпывающим и достаточным.
Если мы говорим о музыкальном образовании, как мы можем обойтись без того, чтобы дать воспитанникам возможность изучать (слушать, исполнять) не только западную духовную музыку, например, произведения Баха, Моцарта, Генделя и др., но обязательно познакомить их с духовным отечественным наследием прошлого и нашего времени (Архангельский А.А., Чесноков П.Г., Бортнянский Д.С., Рахманинов С.В., с Валаамскими распевами и др.). Познакомить учеников со звонарями и колокольным звоном, дать хотя бы один раз в жизни ударить в церковный колокол.
Это же не нормально, когда русские люди впервые в 40-45 лет слышат свою родную духовную музыку и говорят: "Я всю свою жизнь искал и только сейчас понял, чего требует, и о чем тоскует моя душа". А душа грустит у русского человека о Небесах (при этом неважно, "загружается" она или нет иноземными ценностями). Грустит душа и ждет, когда ее коснется родное зерно, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Особое внимание у нас в семье уделяется отношению к русскому языку, так как есть в нашей родне и писатели, и поэты. Довольно часто, с детства, мне приходилось слышать беседы старших о проблеме изучения русского языка и некоторые важные моменты, которые я запомнил, постараюсь сейчас изложить. Наверное, в своих воспоминаниях я что-то упрощаю, вы простите.
Русский язык един, и его необходимо изучать во всей полноте, не только литературный (книжный) и обыденный (разговорный), тот, на котором мы изъясняемся каждый день, но и не забывать духовный. До революции наши предки изучали три "апостольских" языка: латынь, древнегреческий и церковнославянский языки. Сейчас мы не изучаем ни одного! В Царское время наряду с государством программу изучения церковно-славянского языка осуществляли Церковь и частные благотворители.
Не признавая и уничтожая Русскую Православную Церковь и все, что было с ней связано, в ХХ веке большевистской власти не было смысла признавать и духовную составляющую русского языка. Живой церковнославянский язык перевели в разряд памятников. Было забыто и то огромное наследие наших предков не только в области "книг церковных", но и вообще вся русская классическая литература, музыкальное и изобразительное наследие было оскоплено. Все русское наследие, исказив, перевели насильно в советское. Тех, кто был с этим не согласен, отправили в Левашово и Бутово.
К счастью, сегодня нет прямого преследования православных в России, можно не только участвовать в церковных службах, но и самим строить и благоукрашать православные храмы, слушать прекрасное церковное пение. Не признавать позитивные факты значит быть неблагодарными. Но для полноты жизни этого мало. Необходимо и повседневную жизнь наполнять духовными ценностями, отказаться от многоликой псевдорусской химеры.
Один знакомый мальчик-гимназист рассказал мне о том, что в одной из петербургских гимназий он стал участником своеобразного духовного противостояния. Руководство гимназии разрешило празднование так называемого "хеллоуина". Одна часть воспитанников переоделась в бесов, ведьм и прочую нечисть, а вторая, сознательная, в национальные костюмы. Следует заметить, что нечто подобное мы наблюдаем в нашей повседневной жизни, только это уже не игра, духовный вакуум в школе приводит в перспективе и к росту преступности, наркомании, пьянству и пр. Любой нормальный человек задает себе вопрос: а зачем нужны нам все эти псевдоценности? Названия, вывески мы поменяли, появились гимназии, лицеи и пр., а что по сути мы взяли из дореволюционного прошлого?
Скажите, а какой путь нужно пройти подростку, чтобы от игры в бесовщину в школе подойти к участию в секте сатанистов? И это сейчас не такая уж редкость. А потом искренне удивляться: "отчего наши дети бесследно пропадают?". Пропадают они, к несчастью, и в прямом и переносном смысле.
Несколько месяцев назад я посетил крупный магазин учебной книги, забитый до отказа учебной литературой, снабжающий наши школы и гимназии. Попросил дать мне что-нибудь по духовному воспитанию молодежи учебник, хрестоматию, пособие, словарь, песенник. Ничего такого в магазине не оказалось, да и, со слов продавца, практически не бывает. Зашел в сетевой магазин в отдел "Учебная литература" та же картина, хотя и не специалисту в этой области известны добротные современные учебники, которые издавались малыми тиражами, либо на средства авторов, либо отдельных благотворителей.
Давайте попросим власть имущих восполнить этот пробел, по крайне мере, основы родного духовного русского языка (церковнославянского) необходимо давать в наших гимназиях и школах, иначе мы обкрадываем наших детей. Попросим наших академиков и политиков запустить государственную программу изучения церковнославянского языка в школах и гимназиях.
Преподавая подлинный единый русский язык во всем его многогранном и самородном состоянии, можно быть спокойным за основы православной культуры, так как "цензура" и всевозможные "согласования" нашими предками давно пройдены.
Церковно-славянский язык и сейчас используется в практике православных богослужений. Живым носителями церковнославянского языка являются многочисленные священнослужители и прихожане православных храмов. Он является и основой классического литературного языка.
Зададим себе вопрос а что за произведения написаны на церковно-славянском языке? Это же лучшие духовные творения наших предков!
Что плохого будет от того, что на уроках русского языка и литературы наши дети узнают о таких произведениях, как Остромирово Евангелие (древнерусская рукопись середины XI века), познакомятся с церковнославянской азбукой, почитают старинные тексты, узнают, что написал М.В. Ломоносов в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке", на какие стили делил он русский язык?!
Преподавать все эти старо-новые предметы, конечно, нужно без фанатизма, в меру, с тем, чтобы соблюсти гармонию между духовным и мирским. Таким образом, мы всем миром построим многим детям мостик к храму. Ребенок рождается цельным и добрым созданием, так давайте сохраним его таким.
Мы себя обокрали, так давайте же наши дети не повторят нашей участи. И не надо бояться, что они нас не поймут. Недавно я задал восьмилетней девочке вопрос: "Как ты думаешь, почему в одно и то же время в Западной Европе была развита, главным образом, реалистичная живопись, и лица писались реалистично (Леонардо да Винчи, Беллини Джовани, Альбрехт Дюрер и др.), а у нас иконопись, писались духовные лики и образы (Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек)?" Она дала простой и исчерпывающий ответ: "Так мы же православные!".
Я не предлагаю перевернуть все обучение, но я против шарлатанства и модернизма в классических дисциплинах, т.е. за то, чтобы историю древних греков и римлян изучать по Плутарху об этом неоднократно говорили классики, историю Св. Руси и России дореволюционного периода изучать по Нечволодову А.Д., Карамзину Н.М., Костомарову Н.И., Иловайскому Д.И. и др. Классическое образование расширяет кругозор.
Уместно вспомнить и одно правило, которому отец научил моих родных. На их вопрос: "Как стоит преподавать детям английский или немецкий языки?" отец ответил: "Если вы готовите и воспитываете иностранца, то, дорогие мои, все свободное время посвятите этому. Но если вы хотите, что бы ваш сын был полноценным русским человеком и гражданином, то на один час занятий, посвященных иноземному языку, дайте два-три часа обучения своему родному русскому языку или классической русской литературе. Если вы сами не можете обойтись без того, чтобы съездить за границу на неделю, и берете с собой детей, то вам будет полезно после этого пожить и помолиться в монастыре или поработать в деревне, чтобы ваши умные головы не пострадали, и всего было в меру".
Мне кажется, что существует серьезное заблуждение у тех, кто проводит политику в сфере народного (гражданского) образования и светского воспитания. Если говорится о светском и гражданском это не значит, что оно должно быть бездуховным, неправославным и не учитывать национальное наследие предков. Тогда, простите, в чем же отличие от советского атеистического образования и воспитания? В чем перелом? Зачем нужны были такие жертвы? Или, на самом деле, мы были свидетелями мнимых реформ? Вспомним времена недалекого прошлого, когда слово "Бог" или вычеркивалось цензурой, или писалось, в лучшем случае, с маленькой буквы (недалекие 70-80 годы XX века), а за сбор пожертвований на храм можно было получить и пулю (1937 год).
Вчера прочитал любопытный документ (Национальная программа "Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации"), который, как мне кажется, отражает официальную точку зрения на поставленные вопросы. И вот что интересно, на страницах этого документа не нашлось места ни слову "русский", ни слову "народный", оно заменено на слово "гражданский", как будто речь идет не о России, а о какой-то инопланетной стране, зато появилось понятие "объединенная нация", что это за "зверь", разработчики программы не поясняют, по крайней мере, в той версии документа, которая выложена на сайте (www.ikondrashin.narod.ru/rus/grobr/prog.htm). Будем надеяться, что русский народ все-таки каким-то образом имеет отношение к данной программе.
Если поставить вместо "объединенная нация" слова "советский народ", то не напоминает ли вам это что-то из недавнего прошлого? Если я ошибаюсь, то с удовольствием выслушаю возражения. В чем по сути отличие? Ведь вопросами народного просвещения я интересуюсь не из праздного любопытства, и меня волнуют судьбы наших детей и детей моих соотечественников.
Складывается впечатление, что те люди, которые отвечают за методическую разработку и поддержку программы развития гражданского образования и светского воспитания в России ленятся, им не хочется разрабатывать что-то новое. Им хочется сказать: "Ау! Проснитесь! На дворе уже XXI век, пора отказаться от химер и опираться на наши национальные ценности и наследие!". Эра глобализации, конечно, накладывает определенные черты на нашу жизнь, но инстинкт самосохранения должен же присутствовать.
Следует отметить, что духовная составляющая в образовании не тождественна православной и церковной. При подготовке учебных программ, тем не менее, важно учитывать религиозные, культурные, национальные особенности, традиции и корни русского народа и других народов, населяющих Россию. В то же время гражданское образование и светское воспитание в России должны и могут содержать духовно-нравственные составляющие.
Таким образом, подведем итог:
1) Псевдорусские и западные "ценности" доминируют в современном российском народном (гражданском) образовании, что неприемлемо и требует исправления.
2) Необходимо соблюдать баланс между духовной и мирской составляющей в образовании и воспитании.
3) Духовную составляющую необходимо вернуть во все гуманитарные программы обучения.
4) Духовная составляющая народного образования должна опираться на традиционные православные ценности, а в тех местах, где компактно проживают российские граждане других традиционных культур и верований, образовательные программы должны быть откорректированы, с учетом этих особенностей.
5) Государственная программа изучения триединого русского языка в народном (гражданском) образовании (церковно-славянского, литературного, разговорного) должна быть введена.
6) Церковно-славянский язык, русское духовное изобразительное искусство, русское духовное музыкальное искусство, храмовое зодчество и др. фундаментальное национальное наследие, скрепляющее воедино Русский Мир. Именно их познание должно играть доминирующую роль в духовном просвещении наших соотечественников.
Сегодня своим детям мы смело можем сказать: "Любите русский язык. Держите под рукой и словарь Даля, и старорусский, и церковно-славянский словари. Это поможет вам в общении с Божественным миром!".
Источник: Русская линия