Православные священнослужители, ученые и политики обменялись мнениями в ходе научно-практической конференции "Защита достоинства и прав человека в современной России. Направления и перспективы сотрудничества государства и Русской Православной Церкви, состоявшейся 3 декабря в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов в своем выступлении коснулся недопонимания современным обществом содержания понятия прав человека. "Нередко на практике под этим понимается нечто, отличное от христианского учения". Во всеобщей декларации прав человека сказано, что все люди наделены разумом и совестью, свободой беспрепятственно выражать свои убеждения. Однако, заметил политик, европейский дух правозащитной практики напрямую пропитан духом богоборчества.
В России в ХХ веке научное мировоззрение формировалось в отрыве от религии. Именно поэтому стало закономерным послание академиков РАН президенту РФ по поводу "тотальной клерикализации общества", что показало истинное лицо современной науки. Экономический кризис, отметил в выступлении Виталий Милонов, продемонстрировал слабость современного мира, сосредоточенного на материальных интересах. Нравственный релятивизм и культ потребления привел к тому, что в Европе многие храмы христианских конфессий стоят полупустые. В частности в Дании отмечен негативный рост количества храмов, которые закрываются из-за отсутствия прихожан. "В этих странах нашли прибежище адепты различных сект, а в рамки закона возведена богоненавистническая концепция". На сегодняшний день процент богоборческого меньшинства фактически диктует правила поведения, образования, взаимоотношения государства и церкви. Петербургский депутат предложил церковным деятелям сделать шаг навстречу обществу и разрешить участие священнослужителей в государственной жизни страны для общего блага.
Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии, член рабочей группы по подготовке "Основ", обратился к молодежной части аудитории с помощью притч и метафор.
Говоря о горизонтах третьего тысячелетия, отец Макарий объяснил, почему современные взгляды говорят об отсутствии разницы между верхом и низом, о ценностном релятивизме общества. РПЦ способна установить такой горизонт, мерило, относительно которого можно было бы измерять характер феноменов общественной жизни, вне зависимости от нашего отношения к церкви. Материальным выражением этого отсчета являются в том числе "Основы".
Отец Макарий напомнил собравшимся о споре, который возник по поводу похожего документа, принятого в 2006 году Всемирным Русским Народным Собором, а в частности о юморе в эфире СМИ – надо его ограничивать или нет. Докладчик пояснил, что со временем изменилась среда обитания природная и духовная, а также наше понимание этой среды, в результате чего мы можем принимать новые решения и ограничивать свободу лиц на основе объективных норм. Например, законов об охране окружающей среды. "Есть возможность прийти к консенсусу благодаря законодательной воле народа. Каждый говорит, что ему нравится, но только у себя в квартире".
Заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев также поделился воспоминаниями о творчестве в рабочей группе по подготовке документа. Важность этого обсуждения была обусловлена тем, что необходимо было отреагировать на европейское отношение к правам человека. Члены рабочей группы поспорили с постулатом о том, что нравственность есть явление историческое и меняется со временем, а права человека – нечто незыблемое.
Философ осветил христианское понимание категории достоинства человека. И отметил, что в ходе дискуссий в рабочей группе неоднократно возникало сомнении о христианской составляющей понятия вообще. Дебаты насчет того, православно ли достоинство. В итоге ученые мужи согласились с тем, что милость может быть важнее оценки и осуждения. "Церковь должна быть милующей и смягчать нравы. Перед казнью последним к осужденному приходит священник. Это очень важная функция церкви – не выставлять отметки по поведению, а миловать". Здесь понятие человеческого достоинства и его возвышение очень важно. В церковном предании мы обнаружили понятие человеческого достоинства. Василий великий – одинаковое достоинство каждого человека.
Заместитель декана философского факультета не мог не рассказать и о традициях русской мысли в отношении понятий прав и свобод, упомянув размышления Владимира Соловьева и Николая Бердяева. Русские философы всегда понимали двусторонность человеческой личности. "Стать личностью значит выразить в себе что-то общее. В христианстве – выявить в себе образ Божий. Стать личностью – перерасти себя и стать больше, чем ты есть в данности".
Директор правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев коснулся практического применения "Основ" и отметил, что церковь была первой правозащитной организацией в мире.
Силантьев рассказал об инициативах Центра по созданию курса видеолекций по самым насущным проблемам церковно-общественных взаимоотношений, которые размещаются в интернете на сайте известного "сетевого деятеля" Дмитрия Пучкова. В некотором будущем будет создан правозащитный портала с просветительской функцией, рассказывающий согражданам об их правах и их защите. Роман Силантьев с сожалением констатировал, что общество юридически безграмотно, и с этим нужно бороться прежде всего.
Говоря об особенностях виртуальной аудитории, выступающий заметил, что молодежь не любит, когда ей навязывают какие-то идеи. Она соскучилась не по пропаганде, а по спокойной беседе. РПЦ могла бы вести проповедь с помощью таких видео-лекций.
Директор НИИКСИ СПбГУ, профессор Валентин Семенов порадовал аудиторию свежими социологическими данными, касающимися иерархии ценностей современного общества.
Оказалось, что как минимум более 60% россиян четко идентифицируют себя с православием. В иерархии ценностей молодежи хорошие ценности на первых местах, но они очень индивидуальны – семья, друзья. Только 50% молодежи считают ценностью труд и работу. К счастью, деньги занимают нижние места в иерархии ценностей. Тем временем, ушло доверие общества к армии, но еще не лишились народной поддержки институт президента и церкви.
Социолог сделал обнадеживающий вывод: "На самом деле все неплохо, православная ментальность в обществе очень сильна". На вопрос "какое общество вы хотите построить" большинство студентов 13 вузов ответили, что хотят жить в обществе свободы, добра и других положительных ценностей, и только 20% хотят построить общество потребления.
Эксперт Центра социально-консервативной политики философ Никита Соловьев поставил вопрос о том, а может ли быть взаимодействие между государством и церковью, если они говорят на разных языках. "Для большинства населения постулат о том, что человек является рабом Бога это абсурд". Поскольку в современном обществе главный идеолог – наука, надо научный язык подогнать под церковный, предложил докладчик. И создать правильную метафизику.
Современная физика активно занимается проблемами квантового сознания. Тот же "богоборец", покойный Виталий Гинзбург считал это главной проблемой в науке. Физики пытаются вывести сознание из физики, но это невозможно. Метафизика должна включить в себя физику. Никита Соловьев предложил аудитории обратиться к философии всеединства с учетом последних достижений науки.
Проректор по научной работе Костромской семинарии Георгий Андрианов рассказал о том, что 28 сентября в Нью-Йорке был принят текст под названием "манхэттэнская декаларация", которая по сути говорит о тех же проблемах, что и "Основы концепции РПЦ" и "Основы учения...". Этот документ объединяет западных христиан против вызовов времени.
Возвращаясь к российским реалиям, юрист Костромской епархии поделился особенностями судебной практики, связанной с религиозной собственностью. И предложил свое видение способов решения таких проблем на основе международного права.
В заключение редактор портала "Социальное богословие" Сергей Волобуев подвел итог: современное социальное богословие обладает огромным экспертным потенциалом. Социальное богословие исходит из того, что двигателем общественной жизни является человеческий дух и сознание. В основе современного мира, подчеркнул инициатор конференции, лежит выбор элиты в пользу материальных ценностей, так что они стали болезнью духа современной цивилизации. Раньше идеологии были затратным механизмом, теперь же идеология сама приносит прибыль, поскольку существует в форме массовой культуры. Генеральное направление удара интеллектуальной элиты, считает Сергей Волобуев, должно лежать в плоскости духовного преображения политической и экономической элиты общества. Крайне важно, чтобы проповедь церкви проникала не только в СМИ, но и сами социальные институты должны отвечать нормативным критериям православной системы идей.
"Церковь возвращает современному человеку достоинство. Это ее важнейшая функция в современном мире. Больше всего человека низводит на самое дно потребительская идеология современных цивилизованных стран мира. Людьми, втянутыми в грех, легко управлять".
Завершилась конференция плодотворной дискуссией, в ходе которой политики, священнослужители и представители активной общественности выработали рекомендации, которые в ближайшем будущем будут представлены широкой общественности для обсуждения.
Источник: Социальное богословие