ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Божество как побочный продукт мозга

Психологи объяснили, почему вера удобна для лентяев

Роман Чугуевский :: 09 декабря 2009

Сегодня мы имеем возможность наблюдать новый виток холодной войны между наукой и религией. Одни ученые пытаются опустить религию если не до уровня плинтуса, то до статуса побочного продукта мышления. Другие исследователи заявляют, что религия – всего лишь полезная адаптация, которая помогает объединять людские коллективы.

Для появления веры в сверхъестественные существа ничего сверхъестественного не нужно. Все, что необходимо, – нормально функционирующий человеческий мозг. Бог существует только в нашем сознании, благодаря некоторым специфическим особенностям мышления. Так по крайней мере считает французский антрополог Паскаль Буайе.

Одна из таких особенностей – умение контактировать с лицами, отсутствующими в данный момент. К примеру, каждый член первобытного племени следовал приказам вождя, соблюдал наложенные им табу даже в отсутствие этого вождя. Без этого не могло быть никакого порядка в человеческом коллективе. Ведь не мог же вождь постоянно приглядывать за всеми своими подданными! Древние люди, сохраняя в уме образ вождя, беспрекословно подчинялись ему. А затем это место в их сознании заняло всемогущее, всевидящее существо – Бог. Он строго следил за моралью, говорил: "Не убий, не укради!" – и прочее в том же духе.

Другая специфическая черта, работающая на руку религии, – это так называемые защитные поведенческие реакции. В нашем мозгу находятся особые сложные контуры, которые и отвечают за эти реакции. Человек унаследовал их от животных, которым нужно было постоянно быть настороже: часто оглядываться в поисках хищников, блюсти гигиену, вылизывая шерсть. У людей же эти защитные реакции могут выражаться в боязни злых духов, невидимых демонов и в попытках от них защититься путем ритуалов очищения, освящения помещений и т.д.

Религия также помогает тестировать членов больших коллективов на лояльность. Люди обладают способностью образовывать объединения с громадным числом участников. Но в этих коллективах не должно быть места чужакам! Те же обезьяны просто запоминают каждого члена своего сообщества. Если бы такое же практиковалось и у людей, нам бы потребовалась гигантских размеров память. Поэтому выработалась специальная адаптация – способность к созданию и воспроизведению сложных и трудноподделываемых сигналов, которые позволяют индивидууму заявить о том, что он свой и ему можно доверять. В роли таких сигналов выступили сложные и временами кажущиеся нелепыми с точки зрения здравого смысла религиозные ритуалы и верования. Веря во что-то бессмысленное и выполняя странные и причудливые обряды, люди таким образом проходят проверку на принадлежность своей социальной группе.

Впрочем, иррациональность некоторых ритуалов и религиозных взглядов мало когда смущала верующих. Ведь, по мнению того же Буайе, религиозное мышление очень удобно для человека, оно не требует от него особых психических усилий. Напротив, для того, чтобы быть последовательным атеистом, необходима упорная критическая работа мозга. Верить для человека более естественно, так заложено природой, это позволяет экономить энергию мозга.

Теперь рассмотрим другую точку зрения на религию – как на полезную адаптацию, которая способствует более тесному сплочению человеческих коллективов. Такого подхода придерживаются канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф. Многие религии действительно поощряют заботу об общем благе и подталкивают своих приверженцев к заботе о ближнем даже в ущерб личным интересам. В пользу этого подхода говорит также то, что в политеистических пантеонах существует множество богов, следящих за соблюдением морали.

Для подтверждения этой гипотезы психологами был проведен ряд экспериментов. Особенно интересен оказался один из них. В нем испытуемым задавался следующий вопрос: согласятся ли они организовать сбор денег на лечение ребенка из бедной семьи? При этом участники эксперимента были поделены на две группы, одной из которых сказали, что в случае согласия им и вправду придется это сделать. Во второй группе людей убедили, что вероятность реального участия в судьбе больного ребенка маловероятна. И в этой второй группе гораздо больший процент верующих, чем в первой, согласился на организацию сбора средств. Помимо этого были проведены и многие другие эксперименты, которые показали: религиозные люди ведут себя более альтруистично, чем их неверующие собратья, лишь в том случае, если за ними наблюдают.

Если верующим напоминали о том, что за ними постоянно надзирает всевидящий Бог (знакомя их с текстами, где якобы случайно попадались упоминания о высших силах), то они вели себя более просоциальным, то есть направленным на благо других, образом. В анонимных опытах, когда рядом не было ни текстов с упоминанием Бога, ни земных наблюдателей, связи между религиозностью и альтруизмом обнаружить не удалось.

Может ли религия способствовать единству человеческих коллективов? Да, может, но религия также может объединять одни социальные группы против других – примеров тому в истории множество. Вспомните крестовые походы (христиане против мусульман), священные войны исламистов (правоверные против неверных), воинствующих антисемитов, устраивающих еврейские погромы.

Рассмотренные выше концепции объединяет одно – это низведение религии с пьедестала всеобъемлющей мировоззренческой системы до побочного продукта сознания или регулятора поведения. В эпоху торжества секулярного мировоззрения религиозным верованиям был нанесен сокрушительный удар. Вот только станет ли от этого в будущем меньше верующих? Ведь по многим причинам религия удобна и даже в определенной степени полезна для людей. Поэтому не исключено, что она будет существовать, пока существует само человечество.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама