ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Н.А. Бердяев о религиозном призвании философии

Шитиков Петр, диакон :: 09 декабря 2009

В своей статье диакон Петр Шитиков рассматривает взаимосвязь философии и религии. Также автор обращается к наследию Н.А. Бердяева, а именно, к тому, как данный вопрос освещается в творчестве этого известного русского философа.

Вопрос о соотношении религии и науки, богословия и философии по праву может быть назван "вечным". Начиная с раннего средневековья, над его решением бьются лучшие умы. В разные эпохи чаша весов спора склонялась в разные стороны от провозглашения подчинения философии богословию до полного отрицания последнего как такового. Юридическое отделение Церкви от государства в России для многих означало и интеллектуальное отделение религии от науки. Однако когда фактор насилия исчез, вновь обозначилась актуальность диалога, и перед лицом философии вновь возникла необходимость определить свое отношение к религии. В современном обществе этот диалог обретает новые формы (например, вопрос о государственном и церковном стандартах образования), однако, в корне его, как и тысячелетие назад, стоит вопрос соотношения знания и веры.

В данной статье мы хотели бы обратиться к опыту решения данного вопроса одним из ярчайших русских философов Н.А. Бердяевым. В религиозной философии Бердяева сочетались элементы мистицизма и отвлеченной спекуляции. Как и другие представители "религиозного ренессанса" начала XX века, Николай Александрович творил на пересечении двух традиций: светской и религиозной. Человек светского воспитания (его отец-вольтерьянец), он не вынес из детства симпатий к религии. Однако на определенном этапе духовных поисков, Бердяев пришел к осознанию примата религиозных начал в философии. Еще в период увлечения идеализмом философ признавал значимость религии, когда же духовные поиски привели его к христианству, вся его философская система приобрела религиозную направленность.

"Философия свободы" (1911) – первая книга Бердяева, изданная "Путем" – начинается с рассмотрения отношения философии к религии. "Философия не может обойтись без религии, религия нужна ей как пища, как источник живой воды... религия питает философию реальным бытием... без посвящения в религиозные тайны и без приобщения религиозным таинствам нет питания" (7, 19-20). Знание – принудительно, вера – свободна. Это не значит, конечно, что философия подчинена религии. В зрелом труде "О назначении человека" (1931) Бердяев подчеркивает, что философия не должна быть служанкой ни религиозного, ни научного мировоззрений, однако, никак невозможно говорить об автономной, чистой философии. "Религиозное откровение означает, что бытие открывает себя познающему. Как же он может быть к этому слеп и глух и утверждать автономию философского познания против того, что ему открывается". (4, 23).

Казалось бы, в этом пункте Н.А. Бердяев приближается к святоотеческой традиции понимания философии. Наиболее симпатичный Бердяеву христианский мыслитель святитель Григорий Нисский, который сам долгое время не мог освободиться от увлечения философией, указывает на то, что философия сама по себе бесплодна, что она не может быть независима и абсолютна. Однако она представляет собой определенную ценность, отвергать которую неразумно. Лишь в свете Священного Писания она приобретает смысл и становится пригодной для употребления (13, 283-285). Святитель утверждал: "Даже тот, кто в течение долгого времени любомудрствовал о предметах возвышенных, едва ли составит понятие о том, что такое действительно сущее, по существу своему имеющее Бытие, и что такое не сущее, по видимости только имеющее бытие, тогда как естество само по себе не осуществимо" (10, 266). Другие святые отцы также отрицали самостоятельное значение философии, не связанной с христианской верой. Василий Великий наставляет юношей принимать в светских писаниях только то, что сопоставимо с христианской моралью, отводя внешней мудрости роль подготовительную к принятию Священного Писания (9, 346-347). В интерпретации Иоанна Дамаскина философия приобретает вид добродетели, достойной стремления. "Философия есть познание сущего как такового, т.е. познание природы сущего. И снова: философия есть познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого... философия есть уподобление Богу. Уподобляемся же мы Богу через мудрость, т.е. через истинное познание добра, а также через справедливость, которая каждому воздает свое и нелицеприятно судит; наконец, через святость, которая выше справедливости, т.е. через добро и воздаяние обидящим добром" (12, 38).

Такая позиция была усвоена и лучшими религиозными мыслителями. Протоиерей В. Зеньковский ясно показывает, что христианство не отрицает разум вовсе, но отрицает его возведение в абсолют. "Для христианина разум не есть "нижний" этаж его духовной целостности, а живая сфера его духа, куда проникают благодатные лучи Церкви. Отделять разум от веры, философию от богословия, значит ограничивать свет Откровения только той сферой духа, которая обращена к Богу, – считать, что жизнь в Церкви не открывает нам пути к преображению всего нашего естества, запечатленного действием первородного греха" (11, 12).

Мнение Бердяева созвучно подобным размышлениям, однако, религиозная философия в его интерпретации оказывается в конфронтации с церковным богословием. Если для протоиерея В. Зеньковского "догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры" (11, 18), то Бердяев резко выступает против ограничения откровения рамками схоластических схем, одной из явных форм которых является традиционное богословие. Он неоднократно напоминал, что "богословие есть лишь реакция человеческой мысли на откровение, и эта реакция зависит от категорий философской мысли" (2, 676). Поэтому все традиционные системы грешат однобокой статичностью и нечувствием к внутренней динамичной жизни Божества. Традиционное богословие превращает Бога в предмет исследования, в неподвижную и неживую субстанцию с вечными и неизменными свойствами. Преодолеть эти недостатки может лишь синтез веры, знания и культуры, который и лежит в основе религиозной (христианской) философии. В результате Бердяев приходит к выводу, что необходимо качественное переосмысление основных понятий христианства в контексте нового религиозного сознания. "Догматическое богословие должно уступить место религиозной философии" (7, 58).

Мысль Гегеля, что "объект философии тот же, что и объект религии" оказывается приемлемой для Бердяева. Подобная установка не только не смущала его, но и последовательно защищалась им. Теологизацию философии и одновременную философизацию теологии в русской мысли XIX века он сравнивает с процессом, происходившим в "золотой век" христианской письменности. "Русская религиозная мысль XIX века делала дело, аналогичное тому, которое делали в свое время греческие учители Церкви. Как те пользовались высшей философией своего времени, Платоном и неоплатонизмом для защиты и раскрытия христианской истины, данной в откровении, так русские религиозные мыслители делали то же дело, пользуясь высшей философией своего времени, Шеллингом и германским идеализмом" (5,21).

В контексте тех требований, которые Н.А. Бердяев предъявлял к истинной философии, религиозная взволнованность философии русской приобретает исключительное значение, сообщая ей сущностное превосходство над рационалистическими системами. Сам мыслитель пришел к этому убеждению путем продолжительных духовных исканий. Едва обратившись от марксизма к идеализму, Бердяев осознал, что "всякое цельное понимание и отношение к миру должно быть религией" (1, 42), поэтому утверждение, что все "наши философские искания религиозны" (6, 156), уже было косвенным признанием истинной направленности русской мысли. Придя к христианству, Н.А. Бердяев значительно откорректировал свои взгляды на задачи философии, и в "Вехах" (1909) уже появляется фраза: "Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру" (8, 22). Позже мыслитель еще уточнил свою мысль, сформулировав в "Философии свободы" (1911) принципы соотношения философии и религии. Здесь он подчеркивает, что воплощает этот идеал на практике, "стремясь к достижению религиозного синтеза... и в жизни и в сознании" (7, 37). В целом, понимание сущности философии у позднего Бердяева может быть выражено словами статьи "Основы религиозной философии" (1930-е), представляющей собой синтез идей философа: истинная философия "есть знание, основанное на духовном опыте. Духовный опыт предшествует философии. Философское познание есть событие в самой духовной жизни, оно внутри жизни, жизнь не противостоит ему, оно само есть жизнь" (3, 170).

Напротив, философия, основанная на отвлеченных началах, пуста и бессмысленна. Эта болезнь большинства западных систем почти не коснулась философии отечественной. Подводя итоги развития философии в России в статье "О характере русской религиозной мысли XIX века" (1929), Бердяев особо заострил на этом внимание: "Оригинальная русская мысль народилась с притязанием преодолеть рационализм европейской философии... Осознана была недостаточность эмпиризма, рационализма и критицизма... Русская мысль почувствовала, что выход может быть только религиозный" (5, 37-38).

Призвание русской мысли – в примирении веры и знания в религиозном опыте. В этом не только ее своеобразие, но и миссия.

В заключении следует еще раз напомнить, что обращение к опыту Н.А. Бердяева не случайно. Перед современным россиянином, оказавшимся в постсоветском идеологическом пространстве, стоят те же проблемы, что и столетие назад перед философами "серебряного века". Религиозное сознание, противопоставленное научному, требует апологии. И пример того – путь от рационализма и марксизма к идеализму и религиозному философствованию, которым прошли Н. Бердяев и его современники (П. Струве, С. Булгаков, В. Зеньковский), может послужить прекрасной опорой для современного ищущего высших ценностей ума.

Литература

1. Бердяев Н.А. Борьба за идеализм. // Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.). – М.: Канон+, 2002. – С. 10-43.

2. Бердяев Н.А. Ортодоксия и человечность. (Прот. Георгий Флоровский. "Пути русского богословия"). // Типы религиозной мысли в России. – Париж: Ymca-press, 1989., С. 668-683.

3. Бердяев Н.А. Основы религиозной философии. // Вестник Русского Христианского Движения. № 192, 2007., С.169-194.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – // в сб. Опыт парадоксальной этики. – М.: АСТ-Фолио, 2003.

5. Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века// Типы религиозной мысли в России. – Париж: Ymca-press, 1989., С.11-49.

6. Бердяев Н.А. Политический смысл религиозного брожения в России. // Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.). – М.: Канон+, 2002., С. 152-172.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: Правда, 1989.

8. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции – М.: Новости (АПН), 1990. С. 11-30.

9. Василий Великий, свт. К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений. // Творения. – М. 1993. – Ч. IV – С. 344-366.

10. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. // Творения. – М., 1861. – Ч. 1 – С. 223-380.

11. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. – М., 1992.

12. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. – М.: Наука, 2006.

13. Quasten J. Patrology, v.3. – Westminster, Maryland, 1986.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама