ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Главный враг православной женщины – другая православная женщина

Ольга Гуманова :: 16 декабря 2009

У людей, приходящих в храм впервые, нередко складывается впечатление о церкви как о "собрании женоненавистников". Часто рассказывают такого рода истории: "Мужу моему ни разу никто в Церкви не сделал замечания. А я как зайду, так и крещусь неправильно, и стою не так, и свечи не так зажигаю и не туда ставлю, и одета не по форме, и выражение лица у меня неподобающее".

Подобных примеров можно привести сотни и тысячи. Очень странно слышать об антифеминизме в Русской Православной Церкви, где в годы гонений женщины составляли подавляющее большинство прихожан, и в наши дни все равно остаются большинством. Но, тем не менее, факт остается фактом: женщине гораздо сложнее, чем мужчине, переступить порог храма и при этом не услышать в свой адрес поток упреков, не почувствовать себя человеком второго сорта.

Существует целый пласт аскетической монашеской литературы, в которой можно обнаружить "антифеминистские" высказывания. Предостерегая своих послушников от плотских падений, старцы называли женщин "сосудами греха". Об этом писал протодиакон Андрей Кураев в своей известной работе "Женщина в Церкви". Но знакомство современных захожанок с православием начинается отнюдь не с аскетических трудов. Да, нечто оскорбительное по отношению к женщинам они слышат, но исходит это не от священника, до которого им на первых порах не удается дойти, и не от церковных работников мужского пола. В девяти случаях из десяти такого рода замечания делают женщины – те, кто стоит за свечным ящиком, убирается в храме, активные прихожанки.

Выходит, главный враг православной женщины – другая православная женщина, вменяющая себе в обязанность следить за строгим соблюдением норм благочестия.

Женщины, как правило, любят прикладные советы. Именно по такому принципу создается "женский глянец", предлагающий четкие инструкции: "как понравиться мужчине", "как приготовить праздничное блюдо", "что носить в этом сезоне". Но проблема в том, что Церковь во многих случаях не дает четких инструкций, оставляя за своими чадами право поступать не по закону, а по благодати. И тогда приходские матушки додумывают за Церковь этот закон, сочиняют и распространяют полуязыческие предания.

В Церкви принято осуждать феминистическую модель жизни, которая ставит карьеру выше семьи и призывает к неумеренному потреблению. Положительным антиподом карьеристки-стервы выступает тихая, домашняя женщина, которая молчит, смиряется, жертвует собой ради мужа и детей. Но проблема в том, что даже если переодеть агрессивную феминистку в длинную юбку и платок, дать ей в руки четочки и сборник акафистов, то этим не удастся изменить ее внутреннюю сущность, просто ее агрессия найдет себе новое применение – уже в церковной жизни.

Бороться с собственными страстями – труд тяжелый и неблагодарный. Если всерьез начать работать над собой, вряд ли за это кто-нибудь похвалит, скорее, назовет странной. Гораздо легче и безопаснее для собственной репутации бороться со страстями чужими.

Идеология, основанная на том, что Апостол назвал "бабьими баснями", увы, еще и коммерчески выгодны. Этим пользуются те издатели, книготорговцы, которые считают для себя допустимым зарабатывать на низких человеческих страстях, при этом называя свой продукт православным. Брошюра, о том, почему грешно женщине носить брюки, сказания о притаившихся повсюду колдуньях, только и думающих, как бы навести на тебя порчу, обещают больший коммерческий успех, чем литература умная, серьезная и выверенная богословски.

Вспоминаю случай, о котором рассказывал мне ныне покойный отец Даниил Сысоев. Один издатель заказал ему материал о том, что разрешается и что не разрешается православной женщине в Церкви в период месячного очищения. Отец Даниил почитал и любил церковные каноны, любил творения святых отцов, поэтому к делу подошел серьезно. Он изучил все, что говорят каноны и святые отцы по этому вопросу, и пришел в своей статье к следующему выводу: во время месячного очищения женщинам нельзя только участвовать в Таинствах, все остальное позволительно. К сожалению, издатель ожидал от священника совершенно другого вывода. Он считал, что женщине во время "критических дней" нельзя даже заходить в храм, и хотел донести его до читательниц, снабдив еще страшными историями о том, какие "кары небесные" постигли тех нечистивиц, которые дерзали во время месячных прикасаться к святыне. В результате та статья отца Даниила так и не была издана, и было бы интересно сейчас узнать о е судьбе.

Конечно, от "агрессивного бабства" и "дамских угодников", издающих сомнительную литературу, должно быть какое-то средство. Мне кажется, что полезно было бы в этом случае вспомнить, что в Церкви есть иерархия. Все мы уже вдоволь насмеялись над забитыми, подавленными "духовными чадами", которые делают из своего духовника идола и просят: "Батюшка, благословите высморкаться". Но это не повод впадать в другую крайность – когда активные женщины становятся учителями по отношению к священникам, убеждают их поддерживать или отвергать какие-то идеи, а не наоборот. Несколько раз приходилось наблюдать такое: священник в неформальной обстановке высказывает мнение по какому-то вопросу, а потом испуганно шепчет: "Только это не для печати, меня же прихожанки съедят, назовут обновленцем и либералом".

Стоит вспомнить, что за порогом церкви есть еще светское общество. А в нем наблюдается женоненавистничество? Сейчас принято считать, что женщины обладают всеми мыслимыми и немыслимыми правами и возможностями. Женщина имеет право на образование, избирательное право, может стать депутатом, министром, для нее открыт путь карьеры. Проблема в том, что путь карьеры, путь в публичную сферу открыт только с одним "но" – если женщина станет психологически мужчиной. Если она начнет вести себя как мужчина, думать, как мужчина, идти по головам, как мужчина, ее, безусловно, сочтут человеком и покажут по телевизору. Женщина же, ведущая себя по-женски: мягко, без напора, без агрессии, обречена в современном обществе на роль маргинала, которому нет ходу за порог кухни.

Обратите внимание, как много сейчас появилось девушек, которые пишут в Интернете под мужскими никами. В неформальных субкультурах есть девушки, которые придумывают себе мужское имя и мужскую легенду, носят мужскую одежду, говорят о себе в мужском роде и выбирают для себя тот круг общения, который это принимает. Это происходит потому, что традиционная женская роль представлена в информационном пространстве как нечто второсортное, неинтересное, бесперспективное. Вы давно видели интересный фильм, в котором героиней был бы домохозяйка, не "отчаянная", а обычная? Сколько вы могли бы назвать писателей, в произведениях которых представал бы именно женский взгляд на мир? Сестры Бронте, Маргарет Митчелл и все?

В этой ситуации, пожалуй, только Церковь может напомнить: то обстоятельство, что Бог сотворил тебя женщиной, это не просто что-то, с чем следует смириться и перетерпеть, это прекрасно. Церковь в наши дни остается одним из немногих заповедников, где женщинам еще позволительно быть женщинами. И нужно постараться сделать все от нас возможное, чтобы не выглядеть заповедником-серпентарием, местом, где постоянно предъявляют друг другу претензии злобные мегеры, а кругом сестер, вместе с которыми хочется следовать за Христом.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама