ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Маленькая мама": от недоверия до любви

Анна Ершова :: 23 декабря 2009

Я шла в приют для несовершеннолетних матерей с милым названием "Маленькая мама", представляя себе прелестных юных мамочек с их крохами. Но первое, что увидела, – двух девочек-подростков, покуривающих у входа в накинутых куртках и тапках на босу ногу: одна – со спадающими на глаза черными волосами, другая – с нездоровым цветом лица. Обе глянули исподлобья и настороженно. Таких девиц я часто вижу вечерами в громко хохочущей компании, в подворотне или на скамейке посреди заплеванной окурками детской площадки... И в этот момент я четко осознала, что, в общем-то, никакой любви, а тем более умиления по отношению к ним я не испытываю...

Об отделении кризисного центра помощи женщинам "Маленькая мама", первом в своем роде учреждении в России, я узнала случайно, через одноименную группу в социальной сети "В контакте". Туда попадают несовершеннолетние беременные девушки, в основном – воспитанницы детских домов и интернатов, реже – выброшенные из дома на улицу "за позор". Здесь они донашивают свою беременность и сюда возвращаются после роддома с малышами. Живут год-полтора, получая медицинскую, психологическую и социально-правовую помощь. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, девушки покидают приют: обычно переезжают в выделенное государством жилье. В группе "Маленькая мама" (в сети "В контакте") виртуальные помощники к праздникам собирают подарки для юных мам, "выпускницам" помогают обустроить жилплощадь, словом, по мере сил стараются поддержать...

Я приехала в приют как волонтер и привезла подарки (то, что указали другие волонтеры в списке необходимого), а еще собранный через знакомых мешок с вещами и небольшую сумму денег от одной подруги "на праздничный стол". После недоумения, испытанного на входе от внешнего вида воспитанниц, ничто больше не смущает. В коридоре – коляски всех видов и мастей, кругом кипит жизнь, идет обычный день со множеством забот. В приюте оказывается все очень уютно и по-домашнему: хозяева гостеприимны и дружелюбны. Не жалея времени, воспитатели рассказывают о том, как важна девочкам поддержка, как нужен им опыт общения с людьми "из нормальной жизни", объясняют, как лучше помочь и кому, показывают гостиную, где можно при желании пообщаться с воспитанницами...

Отношение ко мне слегка меняется, когда сообщаю, что вообще-то я журналист. Да это и понятно: журналистов не любят, ведь "часто они пишут такие вещи, что нам остается только удивляться, откуда они это взяли"...

В следующий раз я приезжаю в приют, вооружившись всеми нужными письменными разрешениями... Наверное, именно сочувствие в сочетании с женским любопытством тянет меня в это место. Невольно примериваю на себя судьбу мамы такой девочки – что бы я сказала, как поступила бы?.. Следующие несколько часов, проведенные в "Маленькой маме", учат многому. Единственное, о чем приходится сожалеть, – так это о том, что функционирует лишь одно крыло здания, несмотря на большие очереди нуждающихся. Так что в приюте пока проживают всего восемь юных мам.

Старшая мама всех мам

Елена Плотникова – одна из тех, кто стоял у истоков приюта, она старший воспитатель и "любимая мама" девочек, а также координатор волонтеров группы "В контакте".

– У всех служб "Маленькой мамы" (социально-правовой, воспитательской, психологической, медицинской) единая цель: сохранение биологической семьи, – рассказывает Елена Валентиновна. – Наши девочки социально неблагополучны, как правило, у них и примера нормальных семейных отношений никогда не было. Потому наш долг – не просто показать им такой пример и объяснить, что такое семейные ценности, но и даже научить любить своих детей, восхищаться ими. И это совсем непросто: ведь девушки сами еще дети, им по 15–16 лет, а у нас были и 13-летние беременные. И пусть общество по-разному относится к нашим воспитанницам, но мы должны отдать им должное. Ведь свой первый и серьезный жизненный выбор они сделали и, несмотря на свой возраст, жизненные обстоятельства, все-таки решили сохранить беременность, а значит, и жизнь ребенка.

А научить любить можно только своим примером. Галина Игнатьевна Камоева, которая задумала наш приют, всегда говорила, что воспитателями и психологами обязательно должны быть женщины, имеющие детей, готовые делиться опытом и чувствами. Наши девочки в большинстве своем закрытые, как коробочки. Почти все они пришли из интернатов, и это накладывает свой отпечаток. Здесь впервые в жизни они получают индивидуальное пространство – отдельную комнату, свой маленький мир, где можно остаться наедине с крохой и реализоваться как матери. Ведь многие девушки стесняются даже разговаривать со своими младенцами, для них это необычно. Вот мы и обращаем их внимание на каждую мелочь: "Смотри, как он во сне улыбнулся, наверное, ему мама снится!" Очень важно объяснить подросткам, что младенец в материнской утробе – тоже личность, что он уже различает голоса, улыбается и сосет палец. После первого УЗИ девушки приходят обалдевшими: "У него такой носик! Он шевелил ручкой!.."

– А чему еще учатся воспитанницы в приюте?

– Очень многому, причем элементарным вещам: убираться, стирать, готовить, ухаживать за детьми. Мы приучаем их самим ходить в поликлинику на осмотр младенцев, учим самостоятельно принимать решения, разбираться, куда и к кому можно обратиться за помощью. У нас две "квартиры" по четыре комнаты, в каждой своя кухня, где все обязательно дежурят, а по выходным сами готовят еду. Все это очень важно. Вот, например, попадает к нам девочка, видит, как ее же ровесницы справляются со своими подросшими детьми. И в эти несколько месяцев, которые остаются до родов, приглядываясь к окружающим, присматривая за другими детьми, она потихоньку учится очень и очень многому. Бывает так, что пять бесед с воспитателем дают воспитаннице меньше, чем один вечер, когда она увидела, как соседка купала своего младенца.

Если мама кормила ребенка грудью, если лечила его и купала, у нее появляется привязанность и она уже осознает себя состоявшейся матерью. И тогда этого ребенка она уже никуда не отдаст.

– Как в приюте появился священник?

– По инициативе заведующей приюта Елены Александровны Петуховой и мастера по труду Любови Анатольевны Кравченко. Детей много, как же их не крестить? К тому же у нас, как бы это формально ни звучало, была и остается установка – показать нашим девушкам, что такое нормальная семья, семейные ценности и традиции. Вот ребенок родился, получил свой первый документ. Мы говорим, что это важное событие. Отмечаем его вместе за праздничным столом, поздравляем молодую мамочку... И однажды договорились со знакомым священником протоиереем Михаилом Подолеем (настоятелем храма Иоанна Кронштадтского ) о крещении наших малышей. Но оказалось, что и многие мамы сами не крещены. Мы крестили их вместе с детьми. А потом постепенно стали включать в беседы рассказы о святых, имена которых носят наши воспитанницы и их дети, о том, кто такой Ангел Хранитель, что такое именины и чем они отличаются от дня рождения; стали говорить об основах Православной веры, о молитвах и Таинствах. У девушек всегда находится много вопросов. И здесь с помощью этих миссионерских бесед они решают свои важные вопросы, а мы реализуем свои воспитательные задачи. Главное же, что на душе становится очень радостно, когда мы видим, что наши воспитанницы начинают жить в Церкви, взрослеть, меняться. И уже сами идут причащаться и причащать своих детей.

– А есть те, кто жестко отрицают все эти вещи?

– Мы стараемся быть ненавязчивыми. Никогда такого не бывает, что, мол, давайте соберемся, я прочту вам такую-то лекцию. Девочки так и слушать не станут. Бывает по-другому: например, иной раз они смотрят какой-нибудь фильм, за что-то в фильме зацепишься, начнешь с ними обсуждать, размышлять вместе, выходить на вопросы веры. Всегда ищешь то, что им близко: "Посмотри, Господь так устроил, что у твоего малыша тут пять маленьких пальчиков и здесь пять пальчиков! А когда видишь людей в инвалидных колясках, вот это горе. А у тебя разве горе?! У тебя здоровый ребенок, это огромная радость!" Потихоньку, глядишь, к разговору присоединяется вторая, третья, а другие просто слушают.

Тут у одной у сыночка зубы лезли – она бежит ко мне ночью: "Елена Валентиновна, да где же святая вода! У меня Алешка не спит!.." И понимаешь, что пусть на таком бытовом уровне, но она проявила свои чувства, а главное – доверие Богу.

Каждый раз ищу возможность рассказать им о праздниках, о святых, об иконах. Была Дмитриевская родительская суббота, и я решила поговорить с девочками о поминовении усопших. Они тут же откликнулись и сами предложили пойти в церковь. Ведь у большинства наших воспитанниц жуткие семейные истории: мать убили, отец сидит или спился и умер. Многие страхи мучают, душа требует разъяснений. И когда начинаешь рассказывать, что вот в этот день надо молиться за всех усопших, – им это очень близко... Некоторые родов боятся. И тогда я веду их к иконе, которую специально привезла из монастыря, говорю, как помолиться о благополучном родоразрешении, как потом молиться за детей, за родителей. И все это оказывается этим молоденьким девочкам очень близким, важным, понятным и нужным. Да и мне самой важно чувствовать, что все не бесполезно. Иной раз идешь домой с работы будто оплеванная. А потом вспомнишь священника после Исповеди – как он стоит весь в поту, всю грязь людскую на себя принимает... Ведь он может, дает ему Господь силы! Значит, и меня не оставит...

– За дальнейшей судьбой своих воспитанниц следите?

– Бывает, люди переезжают или исчезают из поля нашего зрения. Но обычно со всеми выпускницами мы поддерживаем тесную связь. Они сами испытывают потребность в общении, советуются, делятся радостями. Есть очень успешные девушки, которые находят себя в жизни, выходят замуж, рожают еще детей и никогда и нигде не стесняются говорить, что когда-то были в "Маленькой маме", приезжают в День учителя с цветами и подарками. Эти приезды невероятно важны, ведь мы хотим, чтобы те девочки, которые живут в "Маленькой маме" сейчас, видели, что не нужно бояться жить дальше, что надо засучить рукава и трудиться. Отношения у нас складываются совсем не формальные, и потому девочки приводят для знакомства своих молодых людей, так как нередко им больше не с кем посоветоваться. Воспитатели между собой шутят: "Посмотрите, сколько у нас зятьев!"

– Так или иначе, но Вы все сдуьбы пропускаете через себя, каждой девушке отдаете кусочек своей души. Не сложно ли потом расставаться?

– В наш приют персонал отбирали очень тщательно, назначали испытательные сроки. У меня двое детей, я была воспитателем в пионерском лагере и в приютах. Но на собеседовании Галина Игнатьевна, наш руководитель, неожиданно сказала: "Ни в кого не влюбляйся и в себя не влюбляй". Над этими словами я долго думала... Во всем должна быть середина – крайности опасны. Нам нельзя допускать панибратства с воспитанницами, особой привязанности, но между нами не должно быть и слишком большой дистанции, отчуждения. Конечно, могут быть симпатии и антипатии. Но по возможности нужно относиться ко всем одинаково и давать от себя всем и поровну.

– На своего ребенка, если он провинился, можно повысить голос, наказать. А здесь?

– Здесь сложнее. Мы не можем позволить себе того, что позволяем дома. Но если вдруг случится так, что сорвалась, повысила голос на воспитанницу, обязательно в конце дня стараешься найти возможность поговорить один на один. За свою резкость просишь прощения. Девушки всегда откликаются на эту искренность. Часто сами признаются в том, что были не правы. Я убеждена, что доверие, умение попросить прощения – залог здоровой атмосферы. Но если честно, то в большинстве своем конфликты происходят из-за неопрятности. Мы предъявляем девушкам определенные санитарные требования в отношении себя, детей, помещений. Они должны неукоснительно их выполнять. И это очень тяжелое направление нашей работы. Ведь многие девочки не научены даже простым правилам гигиены, а прививать их – крайне трудно. Приходится действовать, как говорится, кнутом и пряником. Например, за серьезное нарушение можно не отпустить девушку куда-то на выходные. Или, наоборот, сказать: "Девочки, давайте сегодня быстренько уберемся перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а я вам испеку пирог, мы попьем чайку, посмотрим интересный фильм".

Их нужно направлять, подсказывать, указывать на плюсы ответственного отношения к своим обязанностям. Например, когда все смотрят телевизор, а кто-то в этой комнате станет гладить пеленки, то мы обязательно акцентируем внимание: "Какая умница, она и кино посмотрит, и белье погладит!!" Смотришь, уже и другие девушки гладят во время фильма...

Маша и Кирюша

На втором этаже девчонки деловито шныряют взад-вперед: кто ест, кто красит ресницы, двое одевают своих малышей на прогулку. Здесь смутившие меня вначале девицы смотрятся совсем по-другому: беззащитные, слегка растерянные. У одной из них, всю жизнь прожившей в детдоме, недавно родилась двойня. Худенькая, хмурая, она все еще не совсем понимает, что с ними делать, в ее глазах – вопрос. Вторая, с челкой, "чистит перышки": она собирается за какими-то документами. Ее малышка красивая как куколка, но мама рассеянна. "Галя, у тебя Аня плачет! Может, есть хочет?" – строго спрашивает воспитатель, и Галя исчезает в своей комнатке.

Самые позитивные воспитанницы – Даша и Маша, крестные детей друг друга. "Мне повезло в смене сегодня, – делится воспитатель, – по кухне дежурит Даша, значит, проблем не будет. Даш! Сегодня рыбу пожарим, хорошо? Масло в шкафу возьмешь?" – "Ага!" – откликается Даша на ходу. Она с гордостью показывает новые хорошенькие вещички для своей дочки: розовый комбинезон на меху (воспитатель хвалит ее выбор: "Молодец, тепленький купила") и два платьица. Вторая, Маша – симпатичная серьезная девушка – бомж. Раньше Маша жила с матерью, ее гражданским мужем и своими тремя братьями-сестрами в комнате, которую они снимали в одном из пригородов Санкт-Петербурга. Когда отчим узнал, что Маша беременна, – выгнал из дому. Маша рассказывает свою историю спокойно, ее годовалый Кирюша бродит неподалеку, изредка забираясь на маму приложиться к груди. "Я его еще кормлю, – объясняет маленькая мама. – Мы и спим вместе. Тут меня пытались отучить, но и я и он уже привыкли, он по-другому уже и не хочет". В приюте Маше не нравятся лишь конфликты по поводу неубранной посуды. "Я за ними убираю-убираю, надоело уже". Ее подруга Даша выходит из подобной ситуации более решительно: "А я девчонкам, если не помыли за собой тарелки, ставлю их в комнату, и всё. Пусть убирают сами!"

Машу на выходные отпускают домой и она едет к маме – умудряется помогать ей с младшим братиком и сестрой.

– В "Маленькой маме" мне проще, чем другим девчонкам, потому что я домашняя, – говорит Маша. – Я и маме помогала с младшими, все отлично помню: как подмывать, как держать, как кормить. С мамой у нас отношения хорошие, а конфликт был с ее гражданским мужем. Он один в семье работает: и за квартиру платит, и за питание, и за одежду. Трое детей, и еще я беременная. В общем, он меня выгнал. До седьмого месяца беременности я жила по друзьям. А потом мне социальные работники помогли, нашли фонд, который снял мне квартиру. После роддома меня встретили, купили на выписку конверт, одеяло, ленточку. Потом отвезли в кризисное отделение помощи женщинам. Пять месяцев мне снимали комнату, а потом я сюда попала. Мне скоро восемнадцать, придется уйти. Я знаю, что нужно будет побегать, чтобы устроить свою жизнь, теоретически понимаю, как добиваться и чего, а практически не знаю – смогу ли.

– Что бы ты сказала сейчас 16-летней забеременевшей девочке, которая не знает: то ли аборт сделать, то ли от ребенка отказаться?..

– Я тоже сначала думала про аборт. Но потом мне социальные работники рассказали, что делается во время аборта: как на части разрывают плод и собирают на столе, чтобы понять, всё ли вытащили. Объяснили про риск. Да и вообще... Сейчас я полностью против абортов, и всех знакомых и незнакомых стараюсь всячески отговорить от этого. После родов мне предлагали отдать ребенка на год в дом малютки, а самой как-то устроить свою жизнь. За этот год можно прийти в любое время и его забрать. Сначала я думала, что это неплохо – а потом представила, что мы не будем видеться целый год, а потом приду: "Ой, сыночка, привет, я твоя мама!" – А он скажет: "Кто ты такая вообще, я тебя не знаю, и знать не хочу".

– Но ты же все-таки понимала, что тебе будет трудно, что ты даже в школе еще недоучилась, а у тебя такая обуза...

– Обуза и ребенок – два не сочетаемых для меня слова. Для меня ребенок – это счастье. Вот научился в ладушки играть – девчонки даже удивлялись: ну научился, что ты прыгаешь-то до потолка? А я смотрю, как он растет, и счастлива, радуюсь вместе с ним, целую его, обнимаю! Иногда ругаю – если что-то делает не так... Да, я понимала, что мне будет тяжело, но морально я подготовилась к трудностям за время беременности. И надеюсь, что справляюсь. И спасибо большое за помощь, которую мне здесь оказывают! Сейчас учусь в училище на заочном отделении, периодически езжу туда с Кирюшей. Это несложно – на коляску и в метро... Если бы я была одна, то было бы, конечно, тяжелее ... Да, Кирюш?..

P.S. За то время, пока готовился материал, социально-правовой службе "Маленькой мамы" удалось восстановить Маше документы. Девушка получила жилплощадь (две комнаты в коммуналке) и прописку. А ее подруге Даше дали комнату в этой же квартире. Вот так получилось, что с появлением ребенка Машина жизнь круто изменилось, и пусть было действительно трудно, но теперь она находится в гораздо лучших условиях, чем до беременности.

Очень изменилась и Люся – мама двойняшек. Получила двухкомнатную квартиру, приданое для которой собирали "всем миром" и не без помощи группы в "В контакте". Люся стала увереннее в себе, избавилась от многих комплексов и очень любит своих подросших малышей. Ведь они семья!

А еще, после многолетнего затишья, началось движение в самом приюте. Городская администрация помогла обнести территорию забором, начались ремонтные работы во второй заброшенной половине здания. И теперь коллектив приюта уже строит планы по оборудованию компьютерного класса, по организации психологической службы для профилактической работы с населением, и, конечно, надеется, что появится возможность увеличить число воспитанниц.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама